Музейные кражи нашего времени

Aug 21, 2011 23:12

Крадут чаще всего из личных собраний, но и государственные музеи в последнее время ставят "рекорды посещаемости" ворами. Скажем, в прошлом году один из таких "посетителей" вынес из Музея современного искусства в Париже 5 картин знаменитых художников XX века, в том числе Пикассо, Матисса и Модильяни, "набрав" в общей сложности на сумму в полмиллиарда евро. А полиция Бостона вот уже более 20-ти лет хранит в качестве "призового фонда" 5 миллионов долларов для того, кто поможет разыскать 13 полотен кисти Рембрандта, Вермеера и других гениев такого же "ранга", которые в 1990-м году были вынесены из Музея Изабеллы Стюарт Гарднер. Три года назад в бразильском Сан-Паулу и швейцарском Цюрихе произошли хищения по одной схеме: воскресным днем в музей врываются люди с оружием и в масках, срывают со стен картины, после чего уносятся на автомобиле. А все же наиболее частый способ связан с "тихой охотой" за вещью. Здесь необходимо незаметно "изучить местность", найти способы отвлечь охрану и отключить сигнализацию - ну и так далее. В кинематографе существует целое направление - "хейст-фильм", по которому можно изучать "искусство" музейного грабежа. В советские времена был снят захватывающий фильм "Возвращение "Святого Луки" - между прочим на основе реальных событий 1960-х годов: кражи полотна художника голландской школы Франца Хальса из Музея изобразительных искусств имени Пушкина в Москве.

Наилучший способ противостоять грабителям - это, разумеется, совершенствовать защиту произведений искусства. Так, российские разработчики "замков" против воров разрабатывают разные способы особой маркировки музейной вещи, благодаря которой ее просто невозможно вынести из места хранения. Об этом в интервью "Голосу России" рассказала сотрудник Государственного исторического музея в Москве Юлия Юмашева:

"В состав Государственного музейного фонда РФ могут входить любые объекты материального мира. И найти метод защиты, который бы являлся единым для всех, практически невозможно. Поэтому мы пошли по пути поиска методов маркирования предметов, состоящих из различных материалов, в частности из неорганики. Мы выбрали объекты из стекла и задумались о такой маркировке, которая обезопасила бы их от несанкционированного выноса. Сотрудники нашего музея совместно с российскими разработчиками метода маркирования сумели создать "марочку", объединив двумерный штрих-код со специальной защитной меткой на основе флуоресцентных материалов".

Пока одни заняты инновациями в области сохранности музейных ценностей, другие по-прежнему ищут способы поживиться за счет этих самых ценностей. Буквально на днях, 14 августа, в США, в одном из отелей Южной Калифорнии неизвестный украл рисунок Рембрандта, приблизительная стоимость которого 250 тысяч долларов. Картина называется "Приговор". Станет ли это название символическим в судьбе вора? Рисунок Рембрандта, к счастью, нашли через два дня, а вот похитителя - нет.

Ольга Бугрова

http://rus.ruvr.ru/2011/08/21/54949348.htmlОригинал взят у podosokorskiy в Музейные кражи нашего времени

Ровно век назад, 22 августа 1911 года произошло самое громкое из музейных хищений XX столетия: в парижском Лувре пропала "Джоконда" Леонардо да Винчи. Кто и зачем крадет произведения искусства, которые подчас невозможно продать?



Исчезновение и новое обретение "Джоконды" было делом запутанным и длилось два года. Украл знаменитейшее полотно итальянец по фамилии Перуджи - то ли маляр, то ли стекольщик Лувра - и затем хранил его почти два года то ли под своей кроватью, то ли в куче хлама в старом доме. В тот момент, когда стало ясно, что за возвращение полотна назначено крупное вознаграждение, вор решил вернуть картину, но не во Францию, где она законно хранилась, а в Италию, где была создана. Перуджи и воровство свое называл патриотическим поступком - то есть крал лишь для того, чтобы вернуть шедевр родной стране. При этом непременно хотел взять вознаграждение за возврат, но тут выяснилось, что он пытался заниматься воровством и помимо "Джоконды". Перуджи повезло, в тюрьме он сидел чуть больше года - до начала Первой мировой войны, на которой затем и пропал. Единственным долгожителем среди участников событий столетней давности был полицейский, который вел дело о краже "Джоконды": после войны он разбогател, купил целое поместье на острове Мартиника и перебрался туда с семьей…



Previous post
Up