«После уговоров и просьб Раймонда де Мирпуа и Раймонда Бласка, а также других еретиков, я отстроил замок (castrum Монсегюр), который был ранее разрушен, и впоследствии я охранял и принимал там означенных еретиков и многих других. И там я часто поклонялся им, как уже было сказано, и присутствовал на их проповедях. Это было около сорока и больше лет назад…»
Показания Раймонда де Перейля перед Инквизицией.
30 апреля 1244 года Раймонд де Перейль рассказывал обо всем своем прошлом, о всей своей жизни перед инквизитором Братом Феррером. Он отвечал на очень точно поставленные вопросы. Кажется, инквизитор все уже прекрасно знал, но он хотел услышать Правду, которая сделает виновным сеньора Монсегюра: тогда «пособник ереси» сможет получить праведное наказание, возможно, заключение в застенки, в тюрьму, называемую Муром.
«Это было сорок лет назад и больше» - то есть около 1204 года. На заре XIII столетия Монсегюр был всего лишь скалистым пиком, на котором, возможно, высились руины сторожевой башни, контролировавшей дорогу, поднимающуюся к перевалу Пейре и тальковому карьеру «Тримунс». Археологические раскопки не нашли следов первого замка Монсегюр, о развалинах которого говорил местный сеньор Раймонд де Перейль. Это было наследие его матери, в то время, как его брат Арнод Рожер наследовал титул отца, Гийома Рожера, одного из главных совладельцев Мирпуа.
Конечно же, следует вернуться к контексту Мирпуа и началу XIII века, чтобы попытаться понять, почему необходимо было «надежное убежище в высоком месте» для Церкви добрых христиан. Ведь в ту эпоху там насчитывалось «около пятидесяти еретических домов»! Семья Мирпуа-Перейль, как и вся окситанская знать, была обвинена в ереси. Мы видим, как в 1208 году Фурньера де Перейль оставила своего мужа, чтобы принять религиозные обеты, а потом приехала за своей дочерью Азалаис, чтобы та тоже стала монахиней, после того, как Арпейс де Пьюверт, другая ее дочь, умерла в том же году на руках добрых людей в деревне Париж возле деревни Сен-Коломб-сюр-Эрс. Итак, вся эта семья принадлежала к «еретической породе». Теперь мы можем лучше понять, почему иерархия катарской Церкви Мирпуа, диакон Раймонд де Мирпуа и его товарищ Раймонд Бласко обратились к Раймонду де Перейлю с просьбой о том, чтобы он решился предложить им место укрытия, убежище для всей их общины.
В 1204 году контр-проповедническая кампания Римской Церкви выглядит более жесткой и напористой. Папа Иннокентий III послал в Лангедок аббата Сито Арнода Амори вместе с тридцатью другими проповедниками. Епископы Тулузы и Безье, заподозренные в толерантности к еретикам, были низложены и заменены более ретивыми епископами. Может быть, катарская Церковь расценила эту ситуацию как обоснованную причину поискать более надежное убежище
В ту эпоху катаризм выглядит хорошо укоренившимся. Графиня де Фуа, Фелипа, управляла домом добрых женщин в Дюне, а затем в Мирпуа. Сестра графа де Фуа, Эксклармонда, тоже стала монахиней в Фанжу, получив вместе с другими благородными дамами consolament из рук Гвиберта де Кастра, Старшего Сына катарской Церкви Тулузен.
Как бы там ни было, Арнод Рожер де Мирпуа, давая показания 22 апреля 1244 года перед каталонским инквизитором Братом Феррером, упоминает о той же дате, что и его брат: «Это было сорок лет тому и более», говоря, что он часто трапезовал со своей матерью и ее подругами-монахинями в их домах в Мирпуа, Лавеланет и Монсегюре. Он также добавил, что он часто приносил своей матери и ее подругам «хлеб, вино, рыбу и другие продукты питания».
По-видимому, в Монсегюре сразу же, в 1204-1208 годах, поселилась Фурньера и ее подруги.
В 1206 году, в одно время с основанием Монсегюра, в Мирпуа состоялась грандиозная встреча, где собралось «шесть сотен еретиков, пришедших обсудить вопрос, который между ними возник». Возможно, речь шла о религиозной проблеме или проблеме преемственности, или территориальном разделении между религиозными общинами региона - это мы уже никогда не узнаем. Может быть, это собрание можно сравнить с Собором в Сан-Фелисе, происходившем в 1167 году под руководством ересиарха Никиты, пришедшего из Константинополя, когда было организовано несколько катарских Церквей, и они разграничили между собой свои епархии. В любом случае, это исключительное собрание показывает бурное развитие катарской Церкви в начале XIII века между графствами Фуа, Тулузы и Каркассона.
Сегодня ничего не осталось от этого Мирпуа, Mirapeis, что означает «взгляд рыб», кроме небольшой возвышенности, над которой доминирует замок Терридес, стоящий у излучины реки Эрс. В конце XIII века из-за сильного наводнения город был наново построен на другом берегу реки по новой модели градостроения, называемой «бастида». Но с того места, где раньше стоял castrum совладельцев Мирпуа прекрасно видно pog Монсегюр на фоне голубых и белых Пиренеев.
Название этого убежища «Безопасная гор» (Монсегюр) подтвердилось несколько лет спустя. Если верить Canso, - «Песне об Альбигойском крестовом походе», во время Латеранского Собора 1215 года цистерцианец Фулько, бывший трубадур, ставший монахом перед тем, как сделаться епископом Тулузы, упрекал графа де Фуа в том, что последний любит и принимает еретиков в своем графстве, уточняя, что:
«pog Монсегюр был укреплен только для их защиты, и граф это позволил»
Граф де Фуа сухо отвечал ему:
«что до pog Монсегюр, то юридическая ситуация здесь ясна: ни одного дня я не был владетельным сеньором этого места».
Согласно удачному выражению историка Клодин Паильес, Монсегюр Раймонда де Перейля, построенный в 1204-08 годах до начала крестового похода, был настоящим пиратским замком. Архивистка из Арьежа замечает, что хотя у нас есть свидетельства о многочисленных оммажах Раймонда де Перейля своему единственному сеньору графу де Фуа, но ни один из них не приносился за замок Монсегюр. Раймонда де Перейля часто представляют старым аристократом с характером мизантропа, редко выходящего из своего замка. Возможно, потому, что эти люди жили так долго, пока не становились очень старыми. Но сколько лет могло быть Раймонду де Перейлю, когда иерархия катарской Церкви Мирпуа попросила у него отстроить Монсегюр, вероятно, двадцать?
Возможно, так произошло потому, что Раймонд де Перейль был старшим из братьев. Ведь в 1200 году, когда ему было как минимум четырнадцать лет - его имя появляется вместе с именем младшего брата Жордана в хартии продажи и подношений графу де Фуа за три замка - Паильес, Карла-де-Рокфор и еще один Руэра, название, которое больше нигде не встречается.