Д
Дама - В окситанской лирике XII-XIII веков этим словом называли благородную женщину, которая одновременно была вдохновительницей и героиней любовных песен трубадуров. Некоторые авторы ХХ столетия предполагали, что в этих любовных песнях речь идет о преследуемой таинственной Церкви катаров и что в них есть зашифрованный смысл. Но научный анализ этого не подтвердил. См. также Эксклармонда (миф).
Дед - Этим термином славянского происхождения обозначали боснийских катарских епископов до XV века
[1].
Дезенцано - Эта местность на берегу озера Гарда была престолом епископства и школой итальянских катаров - альбанистов. Последняя была представлена в начале XIII века епископом Беллесманцей и его Старшим Сыном Джованни де Луджио, который сам впоследствии сделался епископом.
Десятина - Один из налогов, взимаемых клиром с христианского народа. Речь идет об уплате десятой части урожая или ремесленной продукции. Воспринимаемая населением как злоупотребление и лишнее бремя, она в XI-XII веках взималась исключительно сеньорами, которые использовали ее для собственных нужд. Восстановление десятины было постоянным лозунгом церковных реформ, особенно Григорианских реформ. Известно, что Южные сеньоры особенно неохотно отказывались от этого источника дохода. Катарский клир, заявлял, что в отличие от Римско-католического клира, он не налагает никакого бремени на своих верных, и живет работой своих рук. Кроме того, катарский клир получал от части верующих наследство и дары.
Джованнали - Название евангелического диссидентского движения, которое возникло на Корсике в XIV веке. Неизвестно, имело ли оно какие-то реальные связи с катаризмом.
Джованни де Луджио - Джованни де Луджио упоминается в 1230 году как Старший Сын Беллесманцы, епископа катаров Дезенцано. Возможно, он был родом из Бергамо и принадлежал к сообществу наиболее ученых клириков своего времени. Он написал теологический труд под названием Книга о двух Началах, большие отрывки из которой до нас дошли. Аргументы этого труда прежде всего направлены против тезисов Дидье из Конкореццо. Эта книга выглядит как итог теологических рефлексий катаров над проблемой зла. Блестящая мысль Джованни де Луджио принадлежит к течению августинской схоластики - методике и логике рассуждений, характерной для середины XIII века. Джованни де Луджио стал епископом Дезенцано около 1250 года, но уже через десять лет упоминания о нем исчезают из документов. Он принадлежал к поколению катаризма, еще не зажатого в тиски репрессий, а его творчество свидетельствует об интеллектуальном расцвете катаризма.
Диакон - В католической Церкви диакон представляет собой низшую ступень клира перед священником. В катарской Церкви диакон тоже представлял собой низший «орден» иерархии, которая состояла еще из Сыновей и епископов. Диаконы должны были посещать религиозные дома в управленческих и дисциплинарных целях, и в ведении каждого из них находилась определенная территория. В Окситании диаконы упоминаются в первые годы XIII века. Каждый месяц они проводили церемонию коллективного покаяния, называемого сервиси или apparelhament в мужских и женских общинах. Религиозный дом самого диакона можно сравнить с монашеским странноприимным домом. Чин диакона соответствует госту Босанской Церкви. Все известные нам диаконы были мужчинами, ни об одной катарской диаконисе нам неизвестно, хотя в раннехристианской Церкви они были
[2].
Дидье из Конкореццо - Старший Сын Назария, епископа итальянской катарской Церкви Конкореццо, Дидье сам стал епископом в 1220 году. Он был образованным интеллектуалом и главой школы гаратистов. Он был главным идеологическим противником Джованни де Луджио, возглавлявшего школу альбанистов. Труды Дидье на сегодняшний день утрачены, но их упоминают доминиканские полемисты Монета Кремонский и Райнерий Саккони. Дидье находился под защитой Роберто Пакта, сеньора Гиссано. После смерти он, как и Назарий, был похоронен в замке Гаттедо. Их тела были эксгумированы и сожжены Инквизицией в 1254 году.
Диспуты - Disputatio (теологическая дискуссия). Публичные дебаты между оппонентами, организованные до Альбигойского крестового похода между представителями Церкви Римской (цистерцианские прелаты, возглавляемые тремя папскими легатами) и катарскими проповедниками (епископами и их товарищами). Явное поражение цистерцианцев в опровержении аргументов еретиков было причиной призвания Доминика, который, начиная с 1206 года, присоединился к католической партии. Самыми известными такими диспутами были Каркассонский (1204 год), Сервианский (1206 год), Монреальский и диспут в Памье (1207 год).
Добрая Женщина - Монахиня у катаров. В катарской Церкви женщины были более многочисленны и активны, чем к католической Церкви. В Х столетии женщины упоминаются в рядах богомилов, а в начале XIV столетия о них рассказывает Гийом Белибаст. Он проповедовал, что Добрые Женщины, как и Добрые Мужчины, имеют ту же власть спасать души и уделять consolament
[3]. До преследований Добрые Женщины, столь же многочисленные, как и Добрые Мужчины, жили трудом своих рук в небольших общинах без всякого затвора. Они имели право проповедовать. Однако мы не встречаем ни одной женщины в епископальной иерархии катаров.
Добро - Философское ценностное понятие, отвечающее в теологии бытию Бога и противостоящее злу. Этот термин употребляется в данном смысле в Книге о Двух Началах. Для верующих катаров это слово на окситан - lo ben - означало саму катарскую Церковь и ее духовную часть, которую они ритуально приветствовали в лице Добрых Христиан во время обряда melhorier. См. также Entendensa del Be.
Добрый Мужчина/Добрая Женщина - Достаточно широкое средневековое определение, эквивалентное обращению «Честный человек» или «Добропорядочный мужчина/женщина», в особенности применявшееся к катарам (клиру). Так их называли верные в окситанском Средиземноморье. Это выражение упоминается с 1165 года (Собор в Ламбере).
Добрый Христианин/Добрая Христианка - Термин, используемый верующими для определения монахов и монахинь у катаров.
Докетизм/Докетист - Катары в большинстве своем были докетистами, то есть они не признавали воплощения Христа и предпочитали Его божественную природу природе человеческой. Как и некоторые течения в раннем христианстве, они верили, что Христос является истинным Богом, но не настоящим человеком, что Он пришел в этот мир, но страдал от Страстей только по видимости. Будучи Сыном Божьим, Он не мог принять на себя «плотскую тюрьму», тело, созданное Дьяволом. Как и дуализм, докетизм катаров, однако, не был ни догматизирован, ни каким-либо образом унифицирован.
Дольчино из Наварры (Фра) - См. Апостолики.
Доминик (Святой) - Этот кастильский каноник родился около 1170-го года в Калеруэге. Будучи в Лангедоке, он был шокирован неудачами цистерцианских миссий в опровержении катаризма. Начиная с 1206 года, он посвятил себя борьбе против ереси собственным оружием - проповедью Евангелия и бедности. В Пруйле, возле Фанжу, он основал монастырь для еретических женщин, которых ему удалось обратить. В 1209 году он был кюре Фанжу, ставшем стратегической базой для армии крестоносцев. В 1215 году, при поддержке епископа Фулько, он основал в Тулузе орден проповедников, утвержденный вначале Иннокентием III, а затем Гонорием III. Доминик умер в Болонье в 1221 году. Папа Григорий IX канонизировал его в 1234 году.
[4] Доминиканцы - Нищенствующий орден Братьев-Проповедников или доминиканцев был основан в Тулузе Домиником, в разгар Крестового Похода.
На Латеранском Соборе 1215 года доминиканский орден получил свои установления от Иннокентия III; в 1216 году доминиканцы проповедовали в Тулузе; в 1217 году Доминику пришла в голову «гениальная идея», согласно выражению Андре Вошеза, послать своих братьев вооружиться теологией в крупные западноевропейские университеты, в Париж и Болонью. После смерти Доминика в 1221 году орден уже был распространен по всей Европе, переняв эстафету у ордена Сито в качестве острия оружия Церкви. С 1233 года папа Григорий IX доверил ордену обязанность подавления ереси и Инквизицию.
Донден (Антуан О.Р.) - Мы обязаны французскому эрудиту доминиканцу Антуану Дондену (1898-1987), начиная с 1937 года члену Доминиканского Института истории Святой Сабины в Риме, значительным продвижением в изучении средневековых ересей, особенно катаризма. Он в самом деле открыл в фондах европейских рукописей целый комплекс ранее неизвестных и неизученных текстов, среди которых было два трактата катаров (в частности Книга о двух началах, которую он опубликовал в 1939 году), Латинский Ритуал и две антикатарские Суммы, которые он приписал Дюрану из Оска. Все эти издания новых текстов, подвергнутые тщательному и критическому анализу, кардинально переориентировали исторические перспективы катаризма, поставив его в должный христианский средневековый контекст.
Драговица - Название ордена или катарской (богомильской) Церкви греческого христианства, возможно, располагавшейся в Македонии.
Дуализм/дуалист - В противоположность монизму/монисту. Идеология борьбы двух противоположных начал, одного благого, а другого - дурного. Христианская духовность начала эпохи Тысячелетия чрезвычайно дуалистична, то есть она рассматривает мир как театр военных действий между силами зла (неверные, еретики, неверующие), которые нападают, и воинством Божьим (монахи, а затем рыцарское сословие), которые обороняются. В XII и XIII столетиях катары глобализировали это видение и заявили, что видимый мир и всё, что в нем, происходит от зла и принадлежит злу, в то время, как мир Бога, Царствие, является невидимым и находится вне этого мира. Их дуализм, свойственный христианской культуре, основан исключительно на общехристианском требовании того, что милосердие Божье не совместимо с творением, отягощенным злом. Они аргументировали свои взгляды Новозаветными Писаниями
[5] и у них мало общего с античным дуализмом манихейского типа.
Дуализм абсолютный - Итальянские доминиканские ересиологи XIII века различали в доктринах катаров два уровня дуализма - дуализм умеренный и дуализм абсолютный - термины и различения, которые сами катары не признавали. Так называемый абсолютный дуализм коррелируется с тем, что, как мы знаем, исповедовали катары альбигойцы: творцом этого мира является дьявол или злое начало, независимое от Бога. Оно силой и обманом выкрало некоторое количество ангелов Божьих. Если верить итальянским доминиканцам, альбанисты
[6] Дезенцано и богомилы Драговицы были в XIII веке абсолютными дуалистами.
Дуализм умеренный - Гаратисты Конкореццо и болгарские богомилы были в XIII веке «умеренными» дуалистами. Эта форма дуализма, приписывающая Творение видимого мира ангелу Божьему, который был создан благим и свободно избрал зло, восстав против своего Творца из первородного греха, является, возможно, наиболее древней. Она не очень отличается от католической интерпретации, видящей во вторжении зла последствие свободной воли творений Божьих, не уточняя, откуда к ним пришло это вдохновение злом. Богомильский апокриф Interrogatio Johannis представляет версию умеренного дуализма.
См. также дуализм абсолютный.
Дуанель (Жюль) - Архивист и палеограф, директор Архивов Департамента Од, Жюль Дуанель был также в 1900-х годах под именем Валентина «гностическим епископом Парижа и Монсегюра», и патриархом новой гностической универсальной Церкви - спиритуалистического движения, представляющего оккультизм Прекрасной Эпохи (БельЭпок). Эта группа опубликовала обзор «Гнозис» в 1909 году под редакцией Рене Генона.
Дух - Согласно средневековым концепциям, унаследованным от Августина и Аристотеля, дух - это высший элемент в тройственной природе человека, состоящей из тела, души и духа. Катары видели в нем духовный элемент творения, оставшийся в небе после падения душ - ангелов, и главное условие их спасения. Сonsolament или крещение Духом, воссоединяет божественное творение - дух и душу
[7]. Возвращаясь к своей истинной природе, душа таким образом, ускользает из телесной тюрьмы этого мира. Но Дух, нисходящий на вновь крещенного путем consolament, является также и Святым Духом - третьим лицом христианской Троицы - и утешителем, посланным Христом на Его учеников во время Пятидесятницы. Согласно ритуалам катаров, Дух передается в их Церкви со времен Христа прямо «от апостола к апостолу и от Доброго Человека к Доброму Человеку до сего дня и до конца времен».
Души - Согласно средневековым концепциям, унаследованным от Отца Церкви Августина, человек является тройственным по своему составу. Он состоит из тела, души (то есть дыхания жизни, оживляющим тело) и вечного Духа. Для катаров, которые были дуалистами-христианами, духовная и вечная часть человеческого «состава» отвечала душам небесных творений Бога, падших в темницу плотских тел, которые являлись созданием злого начала. Эти души, существовавшие прежде продолжающегося воспроизводства физических тел, все являются благими, и им уготовано вечное спасение. Это спасение достигается через таинство consolament, которое воссоединяет душу и Дух божественного творения. В ожидании спасения падшие души должны переселяться из одного тела в другое. См. также Предсуществование душ, Переселение душ.
Дьявол - Персонаж дьявола оформился в христианстве в эпоху Тысячелетия из множества библейских фигур: дракона Апокалипсиса, змея Книги Бытия, царя Вавилонского и падшего ангела Люцифера. Как и все христиане того времени, так и еретики, называемые катарами, видели в дьяволе князя мира сего - по словам евангелиста Иоанна. Но они считали его злым творцом, который, по мнению многих из них, изображен в Ветхом Завете под именем Иеговы.
Дюран из Оски - Современные историки не могут придти к согласию по поводу происхождения вальденса Дюрана, который около 1200 года написал Liber Anti-heresis (Книга против ереси), направленную против ереси катаров и являющуюся апологией тезисов и религиозных практик вальденсов из Лиона. Мы не знаем, был ли он родом из Уэски в Арагоне, или из Лоски в Авейроне. Как бы там ни было, Дюран обратился в 1207 году и основал недолговечный нищенствующий орден католических бедных, прототип доминиканцев
[8]. Долгое время Дюрану приписывалась другая книга, опровергающая катаризм - Liber contra Manichaeos (Книга против манихеев), написанная около 1220 года. Именно она содержит отрывки из Анонимного трактата катаров. Сегодня авторство Дюрана по поводу этой второй книги ставится под сомнение.
[1] Папа или отец? Никита или Никвинта, богомильский епископ Константинополя, совершивший путешествие в Западную Европу в конце XII века, упоминается под двусмысленным титулом «Папа Никетас», что может просто означать «Дед».
[2] Диакониса. Наполеон Пейра в своей Истории альбигойцев совершенно необоснованно дал разыграться своему романтическому воображению и сделал из Эксклармонды де Фуа катарсую диаконису. В этом - как и во многих других пунктах - его повторяли и продолжают повторять другие авторы.
[3] Паритет? Реестры Инквизиции сохранили воспоминания о некотором количестве посвящений consolament, уделенных руками Добрых Женщин. Но эти церемонии всегда осуществлялись над другими женщинами.
[4] Доминик и Инквизиция. Интересно, что сам доминиканский орден в XVII веке стал инициатором создания легенды о Доминике-инквизиторе. На самом деле, святой основатель ордена Проповедника умер за двенадцать лет до основания Григорием Девятым институции Инквизиции. В XVII веке это было невыгодно признавать последователям основателя ордена.
[5] Дуализм Иоанна. Эвервин из Штайнфельда в середине XII века дал первое определение катарского дуализма, полностью основанного на противопоставлении Бога и этого мира, о котором говорится в Евангелии и Первом Послании Иоанна.
[6] Манифест альбанистов. Книга о двух началах хотя и не употребляет этого термина, но на самом деле является трактатом абсолютного дуализма, направленного против тезисов гараттистов, особенно Дидье из Конкореццо, интеллектуального оппонента Джованни де Луджио.
[7] Мистический союз. Consolament для катаров представляет также единственный неразрушимый истинный брак, установленный Христом, то есть мистический союз души и Духа. Они отказывались видеть таинство в супружестве, которое считали простым соединением тел и земной институцией наследования.
[8] Обращенные. Дюран перешел на сторону Римской Церкви во время диспута в Памье 1207 года, когда представители вальденсов - среди которых он был лидером - спорили с представителями католиков, среди которых был Брат Доминик.