Библиография
Основные документальные источники
Трактаты и ритуалы катаров
Rene Nelli. Ecritures cathares. Nouvelle edition actualisee et augmentee par Anne Brenon. Le Rocher, 1995.
Акты Пейре Отье и другие документы
Акт 1273 года: Barselona, Archivo de la Corona de Aragon, perg Jaime I 2143. Ed. Charles Baudon de Mony, Relations des comtes de Foix avec la Catalogne jusqu’au commencement du XIV siècle. Paris, Alphonse Picard et fils, 1896, vol. 2, p. 149-152.
Акт 1275 года: Paris, A.N. J 879, 73. Ed. Charles Baudon de Mony, op. cit., vol. 2, p. 152-154. Trad. Jean Duvernoy, “Le droit de cugutia et le pareage d’Andorre” dans Heresis 18, juin 1992, p. 43-53.
Акт 1284 года: Paris, A.N. J 879, 79. Ed. Charles Baudon de Mony, op. cit., vol. 2, p. 217-220.
Foix, A.D. Ariege, E6: Inventaire general de tous les actes, titres et papiers qui sont trouves aux archives de la tour ronde du chateau de Foix en l’an mil sept cent soixante.
Foix, A.D. Ariege, E7: Inventaire contenant le releve des cates trouves aux archives de la tour ronde du chateau de Foix en 1760, portant sur divers lieux d’Espagne.
Инквизиторские архивы
Registre de Bernard de Caux (1246-1247).
Ed. Jean Duvernoy, “Registre de Bernard de Caux. Pamiers, 1246-1247”. Extr. Bulletin de la Societe Ariegeoise des Sciences, Lettres et Arts, 1990.
Registre d’Inquisition de Geoffroy d’Ablis (1308-1309)
Ed. Annette Pales Gobilliard. L’Inquisiteur Geoffroy d’Ablis et les cathares en comte de Foix. CNRS, 1984.
Sentences de Bernard Gui (1308-1323).
Ed. Philip a Limborch. Historia Inquisitionis, vol. II, Amsterdam, 1692.
Ed. Annette Pales Gobilliard. Le Livre des sentences de l’Inquisiteur Bernard Cui. CNRS, 2002.
Registre d’Inquisition de Jacques Fournier (1318-1325)/
Ed. latine, Jean Duvernoy, “Le Registre d’Inquisition de Jacques Fournier, eveque de Pamiers”. 3 vol., Privat, 1965. Trad. Fr.: Jean Duvernoy, “Le Registre d’Inquisition de Jacques Fournier. eveque de Pamiers”. 3 vol., Mouton, 1977-1978.
Registre d’Inquisition de Carcassonne (1320-1329). Transcriptions inedites de Jean Duvernoy.
Sentences de Jean dе Beaune et Jean Duprat, Paris, BnF Doat 28.
Sentences de Henri de Chamyou et Dоminique Grima, Paris, BnF, Doat 27.
Bernard Gui, Mаnuel de Inquisiteur.
Ed. Georges Mollat, Practica Inquisitionis. Le manuel de l’inquisiteur de Bernard Gui. 2 vol. Les Belles Lettres, 1964.
Comptes royaux (1314-1328).
Ed. Robert Fawtier et Francois Maillard. Documents financiers. Comptes royaux, 1285-1328. Recueil dеs Historiеns de la France, 1953-1961.
Специальные исследования
Martin Aurell (dir), collectif, Les Cathares devant l’Histoire. Melanges offerts a Jean Duvernoy. L’Hydre Edition, 2005.
Anne Brеnon, Les Femmes cathares. Tempus, 2005.
Anne Brеnon, Inquisition a Montaillou (1300-1325). L’Hydre Edition, 2005.
Anne Brеnon, Le Choix heretique. Dissidence chretienne dans l’Europemedievale. La Louve Editions, 2006.
Veronique Crapella. Des cathares a Arques. Lacour, 1999.
Jean Duvernoy. L’Histoire des cathares, Privat, 1977.
Jean Duvernoy, “Pierre Autier” dans Cahiers d’Etudes cathares, 47, automne 1970, p. 9-49.
Claude Gаuvard. Violence et ordre public au Moyen Age, Picard, 2005.
Florence Guillot. Fortifications, pouvoirs, peuplement en Sabarthes (Haute-Ariege) du debut du XI au debut du XV siècle. Prеsses universitaires du Septentrion, 1999.
Emmanuel Le Roy Lаdurie. Montaillou, village occitan. Gallimard, 1975.
Emmanuel Le Roy Lаdurie (dir.), collectif. Autour de Montaillou, un village occitan. Actes du colloque de Montaillou d’aout 2000. L’Hydre Editions, 2001.
Robert I. Moore. La Persecution: sa formation en Europe. Les Belles Lettres, 1991. Bibliotheque 10/18, 1997.
Mireille Mousnier. La Gascogne toulousaine aux XII-XIII siecles. Une dynamique sociale et spatial. Presses universitaires du Mirail, 1997.
David Nirnberg. Violence et minorities au Moyen Age. PUF, 2001.
Claudine Pailhes. L’Ariege des comtes et des cathares. Milan, 1992.
Olivier de Rоbert. Le Dernier Souffle du catharisme. Lacour, 1998.
Michel Rоquebert. Les Cathares. De la chute de Montsegur aux derniers buchers. 1244-1329. Perrin, 1998.
Две проповеди Пейре Отье
1. Пейре Отье для Пейре Маури (Арк, около 1302 года)
«Пейре, я так счастлив встретить тебя. Мне сказали, что ты и в самом деле хочешь стать добрым верующим, и, если Богу так будет угодно, я покажу тебе путь к спасению Божьему, если ты захочешь мне поверить, как Христос показал Своим апостолам, которые не лгали и не обманывали. И это мы следуем их путем, и я скажу тебе причину, по которой нас называют еретиками: это потому, что мир ненавидит нас. И неудивительно, что мир ненавидит нас (1 Ио. 3:13), ибо так же он ненавидел Господа Нашего и преследовал апостолов Его. И нас самих ненавидят и преследуют по причине закона Его, которого мы твердо придерживаемся. Ибо тех, кто благ и желает быть твердым в вере, враги, когда те попадают им в руки, распинают и побивают камнями, как они поступали с апостолами, отказывавшимися отречься от единого слова своей веры.
Ибо есть две Церкви: одна гонима и прощает (Мф.10: 22-23), а другая владеет и сдирает шкуру; и только та, которая гонима и прощает, следует истинным путем апостолов; она не лжет и не обманывает. А та Церковь, которая владеет и сдирает шкуру, - это Церковь Римская.»
Означенный еретик (Пейре Отье) спросил тогда дающего показания (Пейре Маури) какую из этих двух Церквей он считает лучшей, на что означенный свидетель ответил, что весьма дурно владеть и сдирать шкуру. Еретик тогда продолжал: «Так вот именно мы - те, кто следует путем правды, мы, которые гонимы и прощаем». Дающий показания ему ответил: «Если вы действительно следуете путем правды апостолов, почему же вы не проповедуете в храмах, как это делают священники?»; на что означенный еретик ответил, что если б они проповедовали в храмах, как это делают священники, то «Римская Церковь сожгла бы нас незамедлительно, потому что она нас смертельно ненавидит» […] «И почему же Римская Церковь так сильно ненавидит вас?» […] Потому что если бы мы имели возможность ходить и проповедовать свободно, эту Церковь Римскую никто бы не слушал»; и люди предпочли бы избрать веру (еретиков), а не веру Церкви Римской, ибо они не говорят и не проповедуют ничего, кроме правды, тогда как Церковь Римская говорит большую ложь. [Пейре Маури] сказал тогда, что однажды он слышал, как брат-минорит проповедовал в церкви и говорил много хороших вещей; » [Пейре Отье] ответил: «Оставим речи этого брата-минорита и послушай-ка лучше, что я хочу тебе сказать, чтобы эти слова дошли до твоего сердца. Я сказал тебе, что Церковь Римская говорит большую ложь, и это так. К примеру, мы читаем в Евангелии, что спасутся только истинные христиане и истинные христианки. И видите, какова разница между Церковью Римской и нашей. В Церкви Римской, через несколько дней после рождения ребенка крестные отец и мать приносят его в храм. И когда они окажутся у дверей храма, приходит какой-нибудь поп, хороший или плохой, и этот поп спрашивает крестного отца, о чем же просит этот ребенок. И крестный отец отвечает, что о вере. И поп вновь спрашивает крестного отца: а что даст ему вера? Отец крестный отвечает: жизнь вечную. После этого ребенку дают имя, и крестный отец обещает, что этот ребенок будет добрым и верным христианином; что не мешает ему впоследствии сделаться злым человеком и лжецом».
И еретик объяснил, что по этой причине он не придает никакой ценности крещению Церкви Римской, ибо это не сам ребенок лично обещает, что он сделается добрым и верным христианином, но некто другой обещает это вместо него.
«У нас же наоборот, когда кому-нибудь исполнится хотя бы двенадцать лет - а мы даже предпочитаем восемнадцать - то есть, когда он будет обладать различением добра и зла, и захочет принять нашу добрую веру и стать нашим верующим, то после того, как он дает обещание, что будет верить в нас, мы говорим ему благие и убедительные слова. И тогда этот верующий обещает нам, что он будет добрым и верным, и что он будет делать не зло, но ничего, кроме добра, и что он будет пытаться сам и вместе с другими приводить множество верующих, мужчин и женщин, в нашу Церковь, каковая есть в праведности и истине». Ибо, сказал он, это большое благо - усиливать их Церковь. И он говорил, что такое крещение благое и стойкое, поскольку сам верующий обещает быть добрым и верным.
И сказав это, еретик добавил: «Пейре, я сказал тебе много благих слов, в которых пребывает истина.» Он сказал, что хорошо знает, что происходит в Церкви Римской, ведь он был нотариусом. «И понял я, что жил в состоянии тяжкого греха, потому что не жил в правде и истине. И вот почему я оставил грех и пошел искать правду. И когда я нашел эту правду и сделался тверд в вере, тогда я вернулся в этот край, для того, чтобы передать нашим друзьям эту благую весть. А также для того, чтобы наша вера крепла. И она действительно ширится так быстро, что в этих землях снова появится много добрых верующих».
И он добавил: «Не бойтесь больше, но пребывайте в радости, ибо нас ожидают прекрасные дни. Если бы вы знали, какие награды нам обещаны - но мы не можем сказать об этом никому, кто не сделается добрым христианином - иначе вы бы не вынесли горечи жизни на этой земле!» И он добавил: «Пейре, своими словами я дал тебе понять, что следует знать добрым верующим. И это истинно так…»
Выдержки из показаний Пейре Маури перед Жаком Фурнье, 1324, изд. Jean Duvernoу, Le Registre d’Inquisition de Jacques Fournier, 1318-1325, t.3, Toulouse, 1965, p. 123. Пер. Анн Бренон.
2. Пейре и Жаум Отье - Пейре де Гайаку (Тараскон, около 1304)
[Инквизитор] спросил меня, что говорили эти еретики [Пейре и Жаум Отье] о Церкви Римской, и я ответил, что они говорили, что она не имеет власти отпускать грехи, потому что она, как они говорили, осквернила себя и делала злые дела и подавала плохой пример, и что она не следовала дорогой спасения, но дорогой погибели. Они говорили также, что хлеб, положенный на алтарь и благословленный теми же словами, которыми Христос благословлял его в день Тайной Вечери со Своими апостолами, не становится настоящим телом Христовым, и что наоборот, нечестно и неистинно говорить такое, ибо этот хлеб и есть хлебом преходящим, созданным и порожденным из преходящего. Но хлеб, о котором Христос говорит в Евангелии: «Примите, едите… и т.д.» (Матф. 26:26) - это Слово Божье, и кровь, о которой говорится там же, подобно тому, что говорит Евангелие от святого Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Иоан. 1:1). Ибо они считают, что Слово Божье - это и есть хлеб, о котором говорится в Евангелии, и что именно это слово является телом Христовым.
Они говорили также, что брак, о котором говорится в Евангелии: «И будут два одной плотью» (Матф.19:5 и Мар. 10:8), практикуется в Римской Церкви не по Слову Божьему, но как подделка и притворство, по той причине, что в Евангелии сказано, что Бог установил брак в раю, и что речь идет о браке между душой и Духом, и участие в этом браке возможно в духовном смысле, а не в плотских телах и не в тленности, как это происходит в Церкви Римской.
Они говорили также, что брак, о котором сказано в Евангелии: «Свободно выйти за кого хочет, только бы в Господе» (1Кор. 7:39) и «Будут два одною плотию» (Марк 10:8 и Матф. 19:5) практикуется в Церкви Римской только как видимость и фикция, и не согласно со Словом Божьим. Поскольку, если сказано в Евангелии, что Бог установил брак в раю, то речь идет о браке, заключенном между душой и духом, и в нем участвуют существа как можно более духовные, а не плотские тела, или происходящие из тления, как это происходит в Церкви Римской. Ибо в раю никогда не существовало преходящих тел, и ничего не являющимся чистым и полностью духовным, и Бог создал этот брак, чтобы души, павшие с неба из-за неосознанности и гордыни, и оказавшиеся в этом мире, вернулись к истинной жизни благодаря этому браку Духа Святого, то есть посредством добрых дел и воздержания от грехов, и чтобы «два были одной плотью», как мы читаем в Евангелии. Но что происходит в Церкви Римской? Они говорят, что там осуществляется соитие двух различных тел. Но это вовсе не два в одной плоти, а мужчина и женщина, каждый в своем собственном теле.
Я также говорю и свидетельствую о том, что они говорили, что никому не следует почитать распятие, и что крестное знамение ни в каком случае не может ничему служить, потому что на кресте Бог испытал смерть и страшный позор. И они приводили нам пример: если бы человека повесили на дереве, то его родственники и друзья ненавидели бы это дерево, проклинали бы его, и никогда бы не хотели больше его видеть; то же самое можно сказать и об орудии казни, на котором повесили Бога, которого мы любим - мы ненавидим это орудие и не можем выносить его присутствия.
Что касается крещения, то они, как нечестиво, так и с досадой, говорили о божественных таинствах, практикуемых Церковью Римской, потому что в Евангелии сказано: «Те, кто уверует, будут крещены водой Духа Святого и т.д.» (Матф. 3:11, Марк 16:16). Но вода, которой в Церкви Римской крестят детей, не есть водой Духа Святого, но водой материальной и преходящей, которая не имеет власти смывать грехи. А вода Духа Святого, о которой говорится в Евангелии, и которой мы должны быть крещены, как угодно Богу - это Слово Божье и добрые дела, и всякий, кто делает эти добрые дела и верит в это Слово, тот крещен водой Духа Святого.
Что касается походов за море, эти еретики говорили, что это не имеет никакой ценности и что этим никакие грехи человеку не отпускаются, ибо, как сказано в Евангелии: «Кто хочет следовать за Мною, пусть отвергнется себя, возьмет крест свой и следует за Мною» (Матф. 16:24; Марк 8:34; Лука 9:23). Воистину, Христос не определял и не устанавливал ничего такого, как крест, обычный тленный предмет, который одевают те, кто идет за море. Только крест добрых дел и истинного покаяния и послушания Слову Божьему является крестом Христовым, и тот, кто действительно хочет следовать за Христом, должен отречься от самого себя и взять на себя именно этот крест, который не есть крестом преходящим, о котором обычно говорят.
Они говорили также, что Папа, кардиналы, епископы, аббаты и священники не имеют власти прощать грехи, потому что они осквернены и, если вкратце, преисполнены злого духа, и только и делают, что злые дела, вместо того, чтобы почитать Слово Божье и следовать ему. Наоборот, они - идолопоклонники и лживые пророки (слова которых) приносят дурные плоды, а именно - тщету и ложь. И они - болтуны, жадны, скряги, блудливы, злоязычны, льстецы, богохульники, прелюбодеи, скупцы, нечисты и злодеи, как можно прочесть: «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их.» (Матф.7:15-16). Это означает, что оскверненный не может очистить от скверны, но эти еретики… (не хватает листа)
Выдержка из показаний Пейре де Гайака перед Жоффре д’Абли, 1309, изд. Annette Pales Gobilliard, L’Inquisiteur Geoffroy d’Ablis et les cathares du comte de Foix, 1308-1309. Paris, CNRS editions, 1984, p. 334-338. Пер. Анн Бренон.