Эдвард Мунк.

Feb 26, 2003 20:00

Немного об одном хорошем художнике. Бай ми.

"МУНК Эдвард - норвежский живописец и график. Учился у К. Крога, влияние которого сказалось лишь в ранних, более реалистичных произведениях. В дальнейшем выступает как один из основоположников экспрессионизма. Его произведения проникнуты пессимизмом, неверием в человека, упадочными настроениями, характерными для вырождающейся буржуазной культуры, и отличаются крайней болезненностью и нарочитой нервной обостренностью образов".

Большая Советская энциклопедия. 1954г.

…К сожалению, многие и сейчас знают Мунка лишь как этакого мрачного экспрессиониста, автора знаменитой картины "Крик". Но я хотел бы обратить внимание на то, насколько разносторонним был дар этого человека на самом деле.
Творчество Мунка лучше всего отражает фраза, сказанная им: "Я рисую не то, что вижу, но то, что увидел". Его картины полны странных и мистических образов, но живут они по законам реального мира, словно являются естественной его частью. Некоторые работы Мунка больше похожи на ночные кошмары, на некоторых запечатлены лишь виды природы. На самом деле именно природа всегда и была единственным предметом его творчества. Он вдохновлялся природой разных стран и отражал ее во всех ракурсах. На его картинах рождение новой жизни всегда имеет трагический оттенок, смерть же напротив, оборачивается рождением…
Но откуда столько болезненности и мрачности? Детство Мунка не было беззаботным. Когда ему было пять лет его мать умерла от туберкулеза. От этой же болезни в возрасте пятнадцати лет умирает его сестра. Впоследствии в своем творчестве Мунк часто возвращается к теме смерти и угасания (картины "Больной ребенок" и "Комната умирающего").
Как и положено мрачному экстремалу, в свое время Мунк лечился от алкоголизма, пребывал в депрессии, любил философию Ницше и избегал женщин. Страх противоположного пола отразился в сериях картин "Вампир", "Поцелуй".



Нет, Мунку было не суждено стать непризнанным гением. Слава к нему пришла еще при жизни. После выставки в Берлине о нем заговорили как о пионере экспрессионизма. В 1906 году ему был вручен орден Святого Улафа. Кстати, именно в это время он проходил курс лечения от алкоголизма в Копенгагене.
В 1893 году Мунк пишет, пожалуй, свою самую известную картину "Крик". Вот что писал о "Крике" сам художник: "Иду я как-то с двумя дружбанами по фьорду. Солнце садится… Красота. Вдруг смотрю: небо всё, ну чисто в языках пламени! Я аж офигел! Замер, пошевелиться не могу. Дружбаны мои уже далеко ушли, а я стою, и прям так, чувствую рвущийся крик!"
Думаю, картина завоевала право считаться культовой. Ей восхищались, ее ругали, ее похищали и снова возвращали в музей, именно она вдохновила режиссера одноименного триллера на создание маски маньяка-убийцы.



Возможно, картина является плодом самого страстного порыва Мунка. Вся она закапана свечным воском и забрызгана краской, а многие штрихи легли неаккуратно, словно художник сильно торопился. Изначально она была представлена в форме черно-белой литографии, и только через некоторое время заново передана в цвете (отчего, на мой взгляд, сильно проиграла).
В 1909 году Мунк вернулся в Норвегию, где поселился до конца жизни. Там он занимался росписью актового зала столичного университета и написал серию автопортретов, среди которых "Ночной странник" и "Между часами и постелью", на которой Мунк помещает себя между двумя символами смерти…
Но Мунк не покончил жизнь самоубийством, и даже не сошел с ума, он поступил гораздо оригинальнее. Умер в глубокой старости от пневмонии. Самые мрачные его картины не стали "зловещими предзнаменованиями".



Можно посмотреть о Мунке фильм, почитать книгу и посетить музей Мунка в Осло.
Next post
Up