Власти Московской области всерьез озаботились проблемой парковки в регионе. Решать проблему планируют масштабно и быстро. По поручению Губернатора А. Ю. Воробьева за эту работу отвечает областное Министерство транспорта; уже идет активное общественное обсуждение концепции этой программы, а муниципальные образования области собирают предложения с граждан и верстают планы создания новых парковочных мест на ближайшие 2-3 года. Какова же цель, направления и методы обустройства областного парковочного пространства в Московской области? И что бы вы посоветовали властям учесть? Поговорим об этом сегодня.
В чем сложность с парковкой в Подмосковье? В 90-е и 2000-е регион накрыла массовая автомобилизация, количество машин на 1000 жителей с 150 взлетело до 350-400 и более. Сейчас в Подмосковье более 3 миллионов автомобилей. Однако этот взрывной рост не сопровождался развитием парковочной инфраструктуры. Мало того, что никто не исправлял градостроительные ошибки в старых районах, еще худшая ситуация сложилась в новых! Многоэтажная уплотнительная застройка за последние 20 лет шла с массой нарушений, которые можно назвать градостроительными преступлениями: застройщики ухитрялись не выполнять даже имевшиеся на тот момент мягкие нормативы по машино-местам, а площадки под многоэтажные паркинги застраивать жилыми домами.
Результат известен и печален. В Красногорске, Химках, Одинцово, Балашихе и много где еще обычным явлением стала парковка в 2-3 ряда, на газонах и детских площадках. Постоянные конфликты между соседями. «Битва за парковочное место» вечером и проблемы с выездом из дворов по утрам. К тому же хаотичная парковка создает заторы на основных улицах, усугубляет пробки. Казалось бы, в этих условиях спасением мог бы стать общественный транспорт, но и этому мешает проблема с парковкой: у большинства ж/д станций и автовокзалов невозможно оставить машину, мест нет! И вместо того, чтобы спокойно оставить машину и сесть в электричку, водитель едет дальше на машине. В общем, дальше так продолжаться не может, надо что-то делать.
Платные парковки? Наверняка многие из вас, услышав слова «парковочное пространство», решили, что цель всего проекта - взять и сделать все парковки Подмосковья платными, заработать побольше денег на автомобилистах Московской области. В общем, не решить проблему, а «все отнять и поделить».
Так вот, ответ «нет»! В отношении платной парковки у Минтранса МО позиция более чем взвешенная. Сначала «поставить диагноз»: посчитать, сколько мест есть, где и сколько их не хватает, провести парковочную инвентаризацию. Затем «провести лечение» и «бесплатную» парковочную емкость увеличить, насколько это возможно; выжать все возможное разметкой из существующих дорог; построить парковки вместо пустырей; учесть и реализовать пожелания жителей по парковкам во дворах; обеспечить выполнение «парковочных» обязательств застройщиками. И только потом и в тех местах, где уже сделано все возможное, а транспортный спрос все равно превышает возможности территории, «в пятую очередь» можно точечно и продуманно обсуждать такую меру, как платные парковки.
При этом нужно помнить несколько вещей: - Платность парковки - не способ заработать, а инструмент регулировки спроса; соответственно, цена должна быть такой, чтобы около 80% мест были заняты; (если половина мест пустует, это повод цену снижать). - Наводить порядок, регламентировать парковочные места, контролировать соблюдение ПДД нужно независимо от того, платные места или бесплатные. Особенно там, где это создает транспортные проблемы. - Применять платные парковки нужно не в спальных районах, а в местах концентрации рабочих мест, у торговых центров. - Бесплатными должны оставаться перехватывающие паркинги у ТПУ и ж/д станций. Иначе не получится стимулировать людей оставлять там личный транспорт. - Можно и нужно строить за счет инвесторов многоэтажные подземные и надземные паркинги, которые бесплатными быть не могут. Но нельзя загонять туда людей насильно, создавая на ближайших улицах нарочитые ограничения, с которыми не согласно большинство жителей.
Кто, что и за чей счет банкет Цель «Удобной парковки»: адресной работой решить все парковочные проблемы, которые решить можно. А какие нельзя решить полностью - хотя бы облегчить, снизив дефицит. В конце концов, в 2011-2013-м году у Москвы это получилось: за короткий срок было создано несколько сот тысяч новых парковочных мест в спальных и деловых районах, что избавило множество людей от парковочных конфликтов и неудобств.
Общую концепцию программы формирует Министерство транспорта области. А вот основной объем работы «на земле» - инвентаризация имеющихся парковок, сбор и анализ предложений, учет мнения граждан - ляжет на муниципальные образования, которые ближе всего к проблемам на местах и отвечают за все происходящее на территории.
Развивать в Подмосковье планируется парковки разных типов: - парковочные места на улично-дорожной сети: иногда их можно сделать разметкой, без снижения пропускной способности; иногда необходимо строить «карманы», включая экопарковки - парковочные карманы и площадки во дворах и на прилегающих территориях; разумеется, в самом тесном контакте с жителями. - перехватывающие парковки у ТПУ и железнодорожных станций - многоэтажные паркинги
Источники финансирования будут и областные, и муниципальные, и частные. Скажем, «разметочные» машино-места на УДС могут создаваться за счет владельцев дорог (либо муниципалитет, либо областной «Мосавтодор»). Карманы и площадки в существующих жилых районах будет строиться за счет муниципалитета. В строящихся жилых районах или у новых торговых и офисных центров - силами и за счет застройщиков. Многоэтажные паркинги могут возводиться и застройщиками территорий, и просто инвесторами.
Плотная работа с людьми Парковочное пространство в Подмосковье развито крайне неравномерно, а спрос ограничен шаговой доступностью (300-700 метров). Поэтому одним из главных каналов сбора и оценки предложений должно быть общение с жителями. Обычно люди много полезного могут и подсказать по местам, где парковки не хватает, и предложить, где и за счет чего места можно создать.
Разумеется, речь идет не о закатывании в асфальт всех зеленых зон и общественного пространства, а о грамотном распоряжении имеющейся территорией. Если какой-то газон давно и тяжело «распахан» машинами, иногда нужно его заасфальтировать и под парковку и отдать, а иногда - поставить заборы, а парковку сделать в другом месте. Как решить в каждом случае, как раз и подскажут местные жители.
На мой взгляд, общение с жителями администрации районов и округов должны вести сразу по нескольким каналам, и в онлайне, и в офлайне: и очными встречами во дворах, и сбором их на специальной карте с обсуждением. Живое общение дает более широкий охват, зато онлайн-контакт даст возможность лучше обосновать и аргументировать. Идеальный вариант - сделать отдельный сайт с картой, дать возможность каждому муниципалитету модерировать и размещать информацию о своей территории и использовать эту площадку и для публикации проектов, и для сбора мнений о них, и даже для голосования за/против!
Обсуждать проекты с людьми нужно в несколько этапов. Первый этап: сбор первичных предложений, где, что, сколько и почему нужно построить, обработка и подготовка сводного пакета предложений. Второй этап: обсуждение этого пакета с жителями, получение одобрения / неодобрения / дополнений к каждому объекту, учет предложений, их ранжирование. Третий этап: публикация выбранных и подготовленных чистовых проектов с возможностью комментировать и внести какие-то исправления на финальной стадии. Конечно, все это довольно трудоемко, зато будет меньше ошибок и недовольства, больше учтенных предложений. А десятки и даже сотни тысяч человек по всему Подмосковью будут реально вовлечены в процесс принятия решений и смогут реализовать свои давние пожелания.
Пользуясь случаем, обращаюсь к жителям Подмосковья: сейчас прекрасное окно возможностей для учета всех ваших предложений по парковкам! Если вы знаете, где и почему нужна парковка и за счет чего ее можно сделать, будь то во дворе или у ж/д станции - не держите в себе! Нарисуйте на спутниковой карте, дайте описание и обоснование, и отправьте предложение в администрацию муниципального образования и на портал «Добродел».
Планы муниципалитетов Очевидно, амбициозность планов каждого из образований будет зависеть от уровня проблем, наличия свободных территорий и финансовых возможностей. К счастью (насколько это слово здесь уместно), наибольшие проблемы именно в тех муниципалитетах, которые ближе всего к Москве, то есть в наиболее богатых. Вот, например, сводная таблица с «диагнозом» и планами по 9-ми самым крупным городам Подмосковья, которые и отобраны в качестве первоочередной площадки для реализации программы:
Пока что я имел возможность проанализировать только парковочную программу городского округа Химки. Должен сказать, она произвела на меня приятное впечатление. За 2 года руководство города планирует создать более 11 000 парковочных мест всех типов, причем 7000 уже в 2016-м! Для понимания - сейчас в городе 84 000 мест, то есть планируется увеличить парковочную емкость фактически на 15%. Платными из этого числа планируется около 3000 мест, в основном в многоэтажных паркингах.
Парковочная концепция Подмосковья: ваше мнение? Теперь о стратегии. Все описанное выше - пока тезисы. Чтобы все это приобрело силу закона, сейчас в Министерстве транспорта Московской области начали готовить документ «Парковочная концепция Московской области». Утвердить его должны уже этим летом.
Хочу спросить у вас: что бы вы предложили включить в эту концепцию? Чем дополнить? Что исключить? Интересно ваше мнение, пожелания и отзывы. Как член Общественной палаты Подмосковья вхожу в состав Общественного совета при Минтрансе; более того, являюсь заместителем Председателя этого Совета. Так что все ваши разумные пожелания до Министерства обязательно донесу.