Умная разметка на Каширском шоссе

Sep 13, 2018 16:06

В 2018 году по проекту ЦОДД, подготовленному отделом оптимизации дорожного движения, снова изменилась разметка на Каширском шоссе и прилегающих улицах. В некоторых узких местах количество полос удалось увеличить, а в нескольких широких местах их стало меньше. Все это позволило лучше прикрыть выезды, привести количество полос в соответствие со спросом, а в конечном счете - повысить и безопасность, и пропускную способность шоссе.



Слияние Варшавского и Каширского шоссе
Начну со «страшного». Введен новый участок выделенки на Каширском шоссе в тоннеле перед слиянием с Варшавским шоссе в обе стороны. Вместо 3 общих полос в тоннеле по предложению Мосгортранса теперь 2 общие полосы и выделенная для общественного транспорта. Результат: автобусы и такси ожидаемо поехали лучше, а для прочего транспорта, как ни странно, ситуация не изменилась.


Всё дело в распределении полос и потоков на этой развязке. В сторону центра к тоннелю приходит 3 полосы, но 30% трафика (то есть вся правая полоса) практически всегда уходят направо, в сторону разворота над тоннелем и Нагатинских проездов, так что прямо как раз и нужно лишь 2 полосы. Можно взглянуть на ситуацию с другой стороны: после тоннеля 4 общие полосы и выделенка, так что до недавнего времени 3 из 4-х полос приходило с Каширского шоссе, и лишь одна (sic!) предполагалась для Варшавского шоссе. Этот маразм, очевидно, нужно было исправлять.

Похожа ситуация и в сторону области: с Варшавского шоссе перед тоннелем приходит 4 полосы, далее поток делится на Варшавское и Каширское шоссе примерно пополам. Несложный арифметический подсчет говорит, что в тоннеле достаточно 2-х полос движения. Все это позволило не только «протянуть» общественный транспорт в часы пик, но и прикрыть разметкой выезд с разворота над тоннелем, выведя его в отдельную полосу.

Разумеется, все сказанное вовсе не означает, что выделенку везде и всегда можно вводить, просто отнимая одну из общих полос! Такое решение возможно лишь при наличии избытка пропускной способности в конкретном месте, подтвержденном при изучении специалистами ЦОДД интенсивностей, спроса и матрицы корреспонденций в конкретном узле. Только в этом случае подобные изменения проходят безболезненно и управляемо.

«Шевронная разметка»
Раз зашла речь про общественный транспорт, расскажу немного о новой разметке выделенной полосы, которую многую заметили на Каширском шоссе. Новую разметку называют «шевронной» или «буферной», она нанесена по новой схеме, утвержденной Департаментом транспорта.



Цель такой разметки - лучшее обособление выделенной полосы: как показывает практика, нарушить такую разметку водителям психологически сложнее, чем просто пересечь сплошную.

Второй составляющей новой схемы является сокращение зон перестроения, позволяющее лучше администрировать выделенную полосу камерами; побочный эффект коротких зон - усложнение дорожной ситуации и риски безопасности (меньше места для разгона и торможения). Впрочем, на Каширском шоссе удалось не допустить никаких транспортных проблем: все зоны перестроения просматривались вручную с учетом спроса и сделаны достаточной длины.

Везде ли оправданна «буферная разметка» для выделенных полос? Опять-таки нет! Если скорость общественного транспорта на выделенке хорошая, не стоит «чинить то что не сломано» и тратить попусту дорогой термопластик. А если есть проблемы с движением и требуется ввести дополнительную полосу в узком месте - нужно именно ее и вводить, а не заменять её «буфером». Крайне важно также сохранять адекватную длину зон перестроения, которая должна зависеть и от интенсивности движения, и от разрешенной скорости на магистрали. То есть применять все нужно адресно, с умом, как и всегда в организации дорожного движения.

Развязка с Коломенским проездом
Считается, что в сторону области количество полос всегда должно быть больше, чем в центр. Как правило, так оно и есть, но в любом правиле бывают исключения. Именно на этой развязке это правило нарушено, причем осознанно. Связано это с интересным распределением транспортных потоков на развязке.

В сторону области на мосту мы оставили лишь 2 общих ряда из предыдущих трех, поскольку за мостом их 3 и один ряд необходимо было прикрыть для мега-интенсивного (до 2500 машин в час) выезда с Коломенского проезда с запада.


А вот в сторону центра из 3-х рядов сделали 4: 3 приходят из области и еще 1 с Коломенского проезда.


Раньше из-за огромного спроса на съезд на Коломенский проезд на запад (до 2500 авто в час!) очередь на съезд забивала 2 правых ряда и в в центр ехали 1-1,5 ряда. Теперь всегда едут 2, иногда 3. Это очень помогло.


В общем, разметкой на этой развязке выжато все возможное, серьезного улучшения ситуации следует ожидать в 2019 году, когда откроется многострадальный участок Южной рокады от Балаклавского проспекта до Пролетарского проспекта.

Пролетарский тоннель и метро Каширская
Еще одно значительное изменение на шоссе было сделано на выезде из тоннеля и пересечении с улицей Маршала Шестопалова в сторону центра. Раньше выезд из тоннеля был неприкрытый, а перед светофором было 4 полосы, из них 1 уходила направо. В результате выехавшие из тоннеля в 2 полосы начинали сразу перестраиваться сильно левее и тормозить все 3 прямоходных ряда.


Сузив полосы перед перекрестком, мы сделали 5 рядов, причем 3 едут из области, 1 из тоннеля, а правая - выделенная, с небольшим прерыванием перед перекрестком. Из тоннеля выезжает только 1 общая полоса, зато в прикрытый ряд.



Итог: порядка стало гораздо больше, перестроений - меньше.

От Борисовских прудов до улицы Кошкина
На этом участке в сторону центра добавили 1 полосу: от выезда с Борисовских прудов до ул. Кошкина теперь 4 полосы + выделенка.




При этом на улицу Кошкина уходит 2 полосы (перед перекрестком появляется карман), а прямо в центр - три полосы. Разумеется, заодно переразметили створ улицы Кошкина, чтобы 2-м полосам было куда уходить.


Также изменилась геометрия выезда с дублера Каширского шоссе в центр из Сабурова, она стала более плавной и обеспечивающей хороший обзор.


Сделать все это было целых две причины. Во-первых, утром мы тем самым улучшили выезд с улицы Борисовские пруды в центр. С этим были небольшие сложности из-за переразметки участка Борисовских прудов для вывода 3-х полос с левоповоротного кармана). Во-вторых, левый поворот на Кошкина и сейчас перегружен, а скоро спрос на него еще больше увеличится: в 2019-м году откроют участок Южной рокады от Балаклавского до Пролетарского проспекта, а повернуть на нее с Каширского шоссе из области можно либо через Каспийскую, либо через Кошкина. Таким образом, ЦОДД сработал на опережение, заранее «настроив» организацию дорожного движения к скорому перераспределению потоков.

Шипиловская улица и Ореховый бульвар
Одной из серьезных проблем после реконструкции Каширского шоссе стало его пересечение. Причина в увеличившемся количестве фаз: вместо прошлых 4-5 их стало 6-7, время каждой фазы короткое, часто все желающие не успевали проехать.


Из 4-х перекрестков Каширского шоссе самыми проблемными были два: с Шипиловской улицей и Ореховым бульваром. В обоих случаях нам удалось добавить по 1 полосе с восточной стороны.

Выезд с Шипиловской улицы на Каширское шоссе: 2 полосы превращаются в 3.


Выезд с Орехового бульвара: 2 полосы перед Каширским шоссе превращаются в 4


Результат: как правило, с обеих улиц Каширское шоссе теперь проезжается за 1 фазу.

Что осталось сделать на Каширском шоссе
Дополнительная полоса появится на Каширском шоссе от Ясеневой улицы до МКАД. Сейчас 3+А, будет 4+А, потом 5 общих рядов. Это улучшит выезд в сторону области, это особенно актуально вечером в пятницу. В сторону центра тоже добавится полоса от съезда с внутренней стороны МКАД до съезда на дублер. Это позволит расшить узкое место на шоссе, удовлетворив спрос на интенсивный съезд на дублер.



Новую разметку нанесут при замене асфальта во второй половине 2018 года.

Еще одна идея - сделать смещение полос в сторону Москвы после поселка Развилки. Сейчас левая полоса возникает из ниоткуда, а разметка уводит всех правее, в полосу, куда выезжает поток с Развилки. Если поправить разметку, повысится безопасность перекрестка, с Развилки будет проще выезжать, а скорость ухода транспортной «пачки» со светофора вырастет. К сожалению, это уже не московский участок, а федеральный, поэтому ЦОДД может лишь направить соответствующее предложение в ФКУ «Центравтомагисталь» либо Росавтодор, что мы и сделаем в ближайшее время.


Отдельный вопрос - надо ли увеличивать количество полос на Каширском шоссе в сторону центра перед перекрестками с Ясеневой, Ореховым бульваром и Шипиловской улицей? Для движения по Каширскому шоссе это делать не имеет смысла: дальше в центр все равно сужение. Но такое решение позволит пропускать на 30% больше машин по Каширке в центр в единицу времени, а значит, фазу движения по шоссе можно будет немного сократить без потери пропускной способности, а освободившееся время - отдать левым поворотам с Каширского и его пересечению. Как считаете, стоит это сделать?

Если вам понравилась статья, сделайте ее репост-ретвит, добавьте мой блог в друзья или подпишитесь на него в Facebook или Twitter.

переразметка, Каширское шоссе, оптимизация дорожного движения, Москва, ЦОДД

Previous post Next post
Up