Как спасти тысячи пешеходов от смерти по ошибке

Jan 14, 2014 10:06

Ежегодно на дорогах России гибнет более 8 000 пешеходов, более 55 000 получают травмы.
Каждый такой случай - трагедия для обоих участников ДТП и членов их семей. Пешеход отправляется на тот свет, в лучшем случае в больницу. Водитель получает психологическую травму на всю жизнь, отправляется в тюрьму на 3-5 лет (в мягком варианте - условный срок), выплачивает компенсацию пострадавшему (или семье погибшего).

Кто виноват?
По статистике ГИБДД, «танго танцуют двое»: в 60% случаев вина на пешеходах, в 40% - на водителях.



Но если не брать исключительных случаев (самоубийств и заказных убийств посредством авто), все эти тысячи жертв - результат трагического недоразумения, недопонимания между участниками движения!

В чем недоразумение? Да в том, что пешеход, ступая на проезжую часть, либо не смотрит по сторонам, либо смотрит, но считает, что водитель его прекрасно видит и успеет затормозить. А водитель либо пешехода не видит вовсе, либо замечает слишком поздно, когда не поможет даже экстренное торможение.

Автомобиль, в отличие от пешехода, не останавливается мгновенно, а имеет тормозной путь в десятки метров. Длина тормозного пути при скорости 60 км/ч варьируется от 25 метров на сухой дороге, до 70 метров на скользкой дороге и 150 метров на дороге заснеженной! Разница в 3 и 6 раз. Интересно, многие ли пешеходы знают, помнят и учитывают законы физики, ступая на проезжую часть?



[Что зависит от пешехода?]

Что зависит от пешехода?
Возможно, кто-то скажет: «Что-либо учитывать и предпринимать должен водитель. А пешеход и так всегда прав, негоже его голову загружать вопросами безопасности». Но это сродни принципу социального дарвинизма «да выживет сильнейший». Если, не дай Бог, в ДТП погибнет или пострадает член вашей семьи, его правота в ДТП вряд ли будет вам утешением. Дорога, проезжая часть - место повышенной опасности, любой находящийся на ней обязан включать голову. Это совсем несложно: ведь факторов, на которые может повлиять пешеход, всего два.

Первый - самому не выскакивать на дорогу внезапно, а убедиться, что тебя пропускают. Это вопрос воспитания и личной ответственности каждого. Это прямо прописано в ПДД, за несоблюдение предусмотрен штраф. И в общем, этот пункт осознается пешеходами (хотя не все и не всегда ему следуют).

Второй - стать заметным для водителя с как можно бОльшего расстояния, особенно в темное время суток. И вот этот вопрос не только не осознается 99% пешеходов, но и не регламентируется государством!

Почему важно стать заметным именно в темное время суток? Потому что 69% погибших пешеходов оказались под колесами именно в сумерках или в темноте. И в этом нет ничего удивительного:
- В светлое время суток водитель видит пешехода за 80-120 метров, а в темное - лишь за 30-40 метров!
- Темное время суток максимально длинное зимой, когда и тормозной путь кратно длиннее, чем летом (70-150 м при скорости 60 км/ч и 150-250 м при скорости 80 км/ч)!
- Сбивают не только переходящих дорогу, но и тех, кто идет по обочине или проезжей части! А так ходят обычно на загородных дорогах, которые не освещены, не оборудованы пешеходными дорожками и тротуарами, а скорость здесь самая высокая.

Единственное действенное, недорогое и быстродействующее лекарство от повышенной смертности - светоотражатели (фликеры).

[Что такое светоотражатели и чем они хороши?]

Что такое светоотражатели и чем они хороши?
Светоотражатель (световозвращатель, фликер) - материал, отражающий луч света обратно в сторону источника с минимальным рассеиванием этого луча. Это свойство обеспечивает видимость при недостаточной освещенности (в темноте). Кто видел глаза кошки, тот знает.

Эффективность фликеров определяется по тому, с какого расстояния в темное время суток водитель замечает пешехода. Нормой считают 400 м при дальнем свете фар и 130-150 м при ближнем. Но даже худшие образцы позволяют заметить носителя на расстоянии до 100 метров. Это втрое дальше, чем 30 м, за которые видно пешехода без фликеров в темное время суток!

Пешеходам: какими вас видят водители в темноте и на освещенной улице

image Click to view



Для тех, кто считает, что белой футболки достаточно

image Click to view



В европейских странах световозвращатели используются уже давно. Результаты исследований впечатляющие: травматизм и смертность пешеходов в темное время суток после введения фликеров уменьшается на 75-85%, то есть в 4-7 раз!

Конечно, фликеры - не единственный фактор, влияющий на безопасность. Отсюда разброс данных по смертности в разных странах, где принят закон об обязательном ношении светоотражателей: в Норвегии и Великобритании 5 погибших в ДТП на 100 тыс. чел., в Швеции 6, во Франции 8, в Германии 9-10. Чтобы не ходить далеко, сравним 3 республики страны бывшего СССР: в России и Украине, где закона об обязательном ношении нет, смертность 24-26 человек на 100 тыс. чел., а в Беларуси, где закон есть - 17!

Посчитаем, сколько жизней можно спасти, если количество пострадавших пешеходов в темное время суток уменьшится на 75%. 8000 х 69% х 75% = 4140 человек в год! Сделаем скидку на наши дороги и менталитет: пусть травматизм и смертность пешеходов в результате ношения фликеров снизятся не на европейские 75-85%, а лишь на 25%. Это все равно 1380 человек в год, или 17% от погибших!

Разумеется, любые изменения смертности произойдут не мгновенно. Закон мало ввести - нужно, чтобы его начали массово соблюдать.

[Какими бывают светоотражатели]

Какими бывают светоотражатели
Фликеры бывают наклейками, значками, «брелоками» (подвесками) и браслетами. Легко крепятся на рюкзаке, сумке, запястье или верхней одежде. Стоимость одного элемента от 20 до 100 рублей.



Детям и подросткам подходят все 3 категории. Разумеется, есть масса вариантов дизайна в зависимости от возраста и пола. Закрепляются на рюкзаках и верхней одежде.




Есть и более экзотичные варианты.

Композиции для приколистов

image Click to view



Жилеты для питомцев


Фликер легко подвесить на сумку или портфель.

Для девушек
Для джентельменов





Для личного ношения взрослыми годятся съемные браслеты на запястье, строгие значки или ленты.




Проблема незаметности на дороге напрямую касается и водителей. Регулярно встречаю сообщения о водителях, сбитых на дороге после ДТП. Иногда в процессе ремонта, иногда при переходе дороги, иногда - еще при установке им аварийного знака! Водитель, выходя на проезжую часть, становится таким же пешеходом, но не всегда об этом помнит.

В большинстве стран Евросоюза все водители давно обязаны иметь в салоне и при аварийной остановке надевать вот такие жилеты.


Вывод: при желании можно подобрать нейтральные и даже стильные варианты светоотражателей на любой пол, возраст и вкус.

Конечно, найдутся люди, которые скажут «не смейте ограничивать мою свободу» или «я серьезный человек, а не клоун, и всякие цацки надевать не буду». Но «свобода быть сбитым» неприемлема не только из гуманитарных соображений по отношению к семье пешехода, но и с точки зрения ответственности водителя (автомобиль - средство повышенной опасности, посему по Гражданскому кодексу водитель в любом случае отвечает за смерть пешехода, даже если сам он не виноват). Что же касается серьезности и стиля… Как остроумно сказал один из участников дискуссии, «лучше быть живым «клоуном», чем стильным мертвым джентльменом».

[Российская Федерация: как сейчас и что делать]

Российская Федерация: как сейчас и что делать
Несмотря на очень высокую смертность в ДТП, требований об обязательном ношении светоотражателей в России пока нет. Все, что сделало государство, это указало в пункте 4.1 Правил дорожного движения: "При движении по обочинам или краю проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходам рекомендуется иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств".

И всё. «Рекомендуется» значит «хотите - носите, хотите - нет». Наказаний не предусмотрено. Никакой государственной поддержки светоотражателей (хотя бы в виде социальной рекламы) тоже нет. Работы с производителями нет.

На мой взгляд, по светоотражателям государство должно действовать по трем направлениям: законодательное, информационное, работа с производителями.

Законодательно необходимо:
1. Ввести обязательное ношение светоотражателей всеми пешеходами в темное время суток при пересечении проезжей части, при движении по ее краю или обочине.
2. Обязать всех водителей иметь в машине светоотражающий жилет и надевать его при ДТП или вынужденной остановке на проезжей части и обочине в темное время суток.

Для этого нужно:
- Сформулировать пункт 4.1 ПДД РФ так: "При движении по обочинам или краю проезжей части, а равно при пересечении проезжей части в темное время суток или в условиях недостаточной видимости пешеходы обязаны иметь при себе предметы со световозвращающими элементами и обеспечивать видимость этих предметов водителями транспортных средств". Делается постановлением Правительства
- Сформулировать пункт 7.7 «Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств» ПДД РФ так: «7.7. Отсутствуют: на автобусе, легковом и грузовом автомобилях, колесных тракторах - медицинская аптечка, огнетушитель, знак аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001, сигнальный жилет по ГОСТу Р 12.4.219-99»
- Внести изменения в 12-ю главу КоАП, предусмотрев штраф для пешеходов за отсутствие светоотражателей. Размер штрафа нужно обсудить, я бы сделал его 1000 рублей.

Информационно государство должно в разных формах и форматах сообщать людям 2 простых посыла: «Светоотражатели спасают жизни», «Светоотражатели могут быть классными». То есть ни много ни мало сформировать моду на них. Способы все известны: рекламные кампании в СМИ и на билбордах, дизайнерские разработки светоотражателей, видео-ролики, инспекторы ГИБДД в школах и детских садах, бесплатная раздача светоотражателей на оживленных переходах (и в тех же школах и детских садах). Очень полезно будет оказать поддержку тем группам волонтеров, которые давно и бесплатно занимаются этим вопросом, использовать их опыт.

В работе с бизнесом власти должны дать производителям и импортерам одежды однозначный сигнал: встраивать светоотражающие элементы, везде где можно. Конечно, делать это нужно по-умному, в координации с ассоциациями производителей, чтобы это было не только социально-полезно, но и выгодно, и модно. Например, светоотражатели в спортивной и неделовой одежде легко стимулировать, введя на их импорт пониженные пошлины - это сделает такую одежду более выгодной к ввозу. Для отечественных производителей одежды со светоотражателями можно предусмотреть какие-нибудь налоговые льготы. А в верхней уличной одежде для детей (как импортной, так и российской) светоотражатели вообще стоило бы сделать обязательными; конечно, не мгновенно, а в течение 2-3 лет, чтобы успели подготовиться.


Всех, кто поддерживает распространение у нас светоотражающих элементов, приглашаю делать репост.

ЗЫ. Спасибо за материалы dr-fairness и движению «Стань заметнее! Двигайся безопасно!»

пешеходы, светоотражатели, фликеры, световозвращатели

Previous post Next post
Up