Первая статья по теме, « Занимательная топонимика Москвы (1)», вызвала живой интерес и заявки на продолжение. В помощь многие читатели прислали изрядное количество материала. С удовольствием публикую вторую.
Сначала загадка. Как называется московская улица на фотографии? Подсказка: в названии 4 буквы. Ответ в конце статьи.
Начнем с разорванных улиц. Очень многие вспомнили проезд Шокальского на северо-востоке и Окскую улицу на юго-востоке.
И впрямь, соединение обеих улиц позволило бы здорово повысить связность дорожной сети и не нарезать бессмысленные петли с перепробегами. Это даже есть в планах стройкомплекса, но не в ближайшее время. Потому как в обоих случаях требуются эстакады: на Шокальского «наземной» ликвидации парадокса помешали неглубоко зарытые тоннели метро, на Окской - грузовой двор и железнодорожные пути.
А вот разделенная Смольная улица вряд ли когда-нибудь воссоединится: ее части разделяет парк Дружбы, церковь, жилые дома и много зелени.
Мало что светит и Средней Калитниковской улице, посреди которой вольготно расположилось Октябрьское трамвайное депо.
Впрочем, «двухчастные» улицы в Москве не редкость. Куда реже попадаются порванные улицы из 3-х частей, как упомянутая в первой части Путейская. Один из таких раритетов - Жулебинский бульвар на юго-востоке.
Еще пример - проезд Черепановых на севере.
Будут ли они соединены и когда, науке не известно.
Самая странная форма Богата столица улицами уникальной морфологии. Скажем, Флотская улица на севере Москвы прихотливо и неожиданно прерывается и изгибается.
Щелкановская улица в парке Останкино имеет форму рогатки, особенно дикую на фоне строгой компасной геометричности соседних улиц.
Но всех их легко бьёт улица Василия Петушкова в Тушине. Ее форма просто неописуема, но каким-то мистическим образом рифмуется с руслом речки Сходни в парке по соседству.
Таинственное Боровское Это шоссе на юго-западе Москве сделало серьезную заявку сразу в двух номинациях, «порванные улицы» и «улицы-призраки». Дело в том, что известная «замкадная» трасса, продолженная в Москве Мичуринским проспектом, еще в 40-х годах проходила восточнее и вливалось в Калужское шоссе!
Боровское шоссе на карте 1929 года отмечено ярко-красным; Старо-Калужское - бордовым
Ниже примерная трассировка старого Боровского шоссе на современной карте: серым отмечены уже не существующие участки, синим 3 сохранившихся.
Интереснее всего судьба участка севернее улицы Удальцова: часть бывшего шоссе стала пешеходной аллеей парка 50-летия Октября, а часть до сих пор проходит в гаражных просторах между проспектами Вернадского и Мичуринским. Кому интересны подробности, Википедия в помощь.
Старо + шоссе = топонимическая традиция Былое название в пределах МКАД сохранил лишь южный участок Боровского шоссе, второй стал частью улицы Академика Анохина, а третий, от Лобачевского до Удальцова, вообще стал безымянным.
А ведь ему бы очень подошло название «Староборовское шоссе». Именно приставку «Старо-» в Москве принято придавать незадействованным ответвлениям старых трасс.
Скажем, узенькое Старокалужское шоссе между улицей Наметкина и улицей Обручева когда-то было частью Калужского тракта. Староможайское шоссе чуть южнее Кутузовского проспекта в районе Парка Победы - продолжением Можайского шоссе.
А старый ход Каширского шоссе раньше поворачивал строго за запад и вливался в Варшавское шоссе чуть южнее нынешнего Нахимовского проспекта. Сейчас он ожидаемо называется Старокаширским шоссе и заканчивается тупиком с подземным переходом. Когда-то здесь был автомобильный переезд через пути Павелецкого направления.
Изрядно пополнилась с прошлого раза коллекция фонетической путаницы топонимов. Некоторые «звуковые дублеры» разделяют километры, как Ружейный и Оружейный переулки, Красноказарменную улицу и Казарменный переулок, Булатниковскую и Болотниковскую улицы. Другие - Дубнинскую и Дубининскую, Кетчерскую и Керченскую, Планерную и Планетную улицы - десятки километров.
Ленинский и Ленинградский проспекты тоже служат мощным источником мешанины, особенно страдают гости столицы. Впрочем, вот этот прекрасный щит на съезде с Кутузовского проспекта на ТТК способен ввести в ступор и метание даже самых коренных и автомобилизированных москвичей.
Хватает проблем с одноименными улицами-проездами-аллеями. Например, Новая площадь недалеко от Кремля, Новая улица - в районе Дегунино у МКАД, Новый проезд - в Преображенском районе, а неподалеку улица Новая дорога, разрубленная пополам речкой Яузой. Кстати, Яузская улица и Яузский бульвар в центре Москвы, а Яузская аллея - далеко на северо-востоке, в парке Лосиный остров. Площадь Марины Расковой у метро Сокол, одноименная улица у Динамо. Улица Ясеневая весьма далека от района Ясенево, хотя тоже возле МКАД.
Еще один прекрасный способ приехать не туда - назвать таксисту улицу Бабушкина. Этих улиц в Москве две - Летчика Бабушкина на северо-востоке и Ивана Бабушкина на юго-западе. Вопрос на засыпку: как звали летчика и кем был Иван?[Ответ под спойлером.]Полярного летчика Бабушкина звали Михаилом, а Иван Бабушкин был революционером - был захвачен и расстрелян при перегоне состава с оружием.
Очень доставляет обилие и нелогичность улиц, названных в честь переворота-революции 1917 года. Первой ласточкой стала улица 10-летия Октября неподалеку от метро Спортивная. Затем событие оставили в покое на 30 лет - в 1937 и 1947 гг. было как-то не до того. Но в 1957-м не удержались и в районе Люблино появился «проспект 40 лет Октября». Кстати, звания проспекта эта тихая улица достойна куда меньше, чем соседняя Люблинская улица.
Через 10 лет «не вынесла душа поэта» и появилась улица 50 лет Октября, на сей раз в Солнцеве, а до кучи парк 50-летия Октября на юго-западе. Еще через декаду возник уже проспект 60-летия Октября: так назвали 6-ти полосное продолжение Профсоюзной улицы. В этой истории интересно еще и чередование «лет / -летия». Видимо, не могли определиться, как лучше звучит :)
Много в Москве и примеров индустриального-топонимического хардкора, яркими представителями которого являются упомянутые ранее Кирпичные выемки и шоссе Фрезер. Некоторые из них создают путаницу созвучием, как Электродный и Электролитный проезды. Другие - созвучием или смыслом, как Промышленная улица в Царицыне, Промышленный проезд в Филях, Производственная улица в Солнцеве и Индустриальный переулок у проспекта Мира. Хороши также Высоковольтный проезд, улица Газопровод по соседству с Кирпичными выемками, улица Промзона Силикат в Котельниках.
Топонимов с прекрасным названием Карьер в столице целых две: есть просто улица Карьер в южной части МКЖД, а есть улица Песчаный карьер в Печатниках. Последнюю не следует путать с Песчаной площадью, Песчаной улицей (их тоже 3 штуки), Песчаным и Малым Песчаным переулками: это семейство живет в Хорошевском районе.
Шарикоподшипниковской улицей хорошо пытать иностранцев, особенно англоязычных и азиатских. Кузнечный тупик в Люблине имеет несколько адресов по Деповскому типику (это его прошлое название). А на Газгольдерной улице самый низкий в Москве автомобильный тоннель - всего 1,6 метра!
А недавно тут поставили даже знак 1,3 метра. Наверное, кто-то застрял.
Еще улицы-призраки На восточном берегу Борисовских прудов есть так называемая Наташинская улица. На деле здесь нет ни улицы, ни дороги, ни домов, это просто пешеходный маршрут. Северный участок хоть благоустроили плиткой и фонарями, вот как он выглядит с улицы Борисовские пруды.
Ну а южный участок «улицы» - просто пешеходная тропинка в зарослях, с проваливающимся под ногами Наташинским (!) мостом через речку Городню. Что интересно, рядом есть приличный Наташинский проезд.
Впрочем, что говорить об улицах? В городе Долгопрудном к северу от столицы есть целое шоссе-призрак - Московское. Оно уникально тем, что проезжая часть кое-где вообще отсутствует! Что не мешает числиться по этому «шоссе» десяткам домов на протяжении 3 км вдоль Савёловского направления железной дороги.
Интересно, что Московская же улица в Долгопрудном вполне себе тянет на статус шоссе. Хоть она и узкая, это один из двух выездов из города на Дмитровское шоссе. Именно ее продолжит до проспекта Пацаева путепровод в Водниках, который уже начали строить.
Несколько шоссе, которые не соответствуют высокому званию ни по расположению, ни по ширине, есть и в Москве. Подольское шоссе находится между Третьим и Садовым кольцом. Сусоколовское шоссе - кривой и узкий проезд во Владыкине. А Пакгаузное, Карачаровское и Медведковское шоссе - вообще тупиковые.
Начало Медведковского шоссе, вид с проспекта Мира. Погубленная мечта объезжаста.
Загородное шоссе - очередной случай оксюморона и парадокса в одном флаконе. Оно большей частью не шоссе, а жилая улица, к тому же совсем не за городом, а чуть южнее Малого кольца Московской железной дороги. Впрочем, еще в 30-е годы это действительно был пригород столицы.
Не соответствуют своему названию и многие проспекты. И проспект 40 лет Октября еще не самый узкий: ему далеко до Измайловского, пешеходно-велосипедно-дворового.
Бабуля идет по проезжей части «проспекта»
И эта пеше-вело-дорожка - тоже Измайловский проспект!
На этом фоне уже не вызывают удивления «дворовые улицы» без разметки, не отличающиеся от многочисленных безымянных проездов. В одном лишь Таганском районе таких с десяток (Качалинская, Иерусалимская, Дуброво-Ильинская, Сосинская улицы, Беленовский, Моревский, Иерусалимский проезды), хватает их в Люблине (проезды Высотный, Котельный, Кирова) и других районах, даже и не исторических. Тогда еще было принято давать названия любому более-менее прямому участку дороги.
Но самая интересная «дворовая» улица - Благуша из ВАО. В ней замечательно все: забавное название, планировка, виды.
Впрочем, бывает и наоборот, и ой как бывает. Вот этот проспектище на 8 полос скромно называется 3-м Крутицким переулком.
Когда-то давно он и выглядел как переулок, затем его расширили, а название, вопреки советской традиции, почему-то оставили.
Неплохой пример топонимического оксюморона - Просторная улица и Открытое шоссе… которые заканчиваются тупиком в парке Лосиный остров! Учитывая, что Лосиный остров - особо охраняемая природная территория, шансы на продление практически отсутствуют.
Погонный - Прогонная - Скотопрогонная На фоне всех этих несуразностей закономерно-фатально взаимное расположение Скотопрогонной улицы и станции Бойня.
Впрочем, находящаяся неподалеку Скорбященская церковь названа так совсем не поэтому. Созвучные Скотопрогонной улице Погонный проезд и 1-ая и 2-ая Прогонные улицы живут в районе Богородское.
Напоследок обещанный ответ к верхней фотографии. Это улица Жужа в парке Коломенское. По шкале забавности близка к Благуше.