Собственно говоря, приближение точки бифуркации, слома гегемонии, революции, биосферной перестройки, Апокалипсиса, пика нефти или любой другой трактовки цивилизационного перелома можно определять по вырожденности пространства решений.
Наблюдатель, эта самая ничего не подозревающая, беспечная обезьяна, до этого спокойно жравшая фрукты и гадившая вниз, спускаясь с веток дерева в поисках "новых бананов", внезапно обнаруживает, что веток осталось всего две - причём одна из них ведёт назад, к объеденным веткам, на которых уже ничего нет, а вторая ветка - упирается в толстенный ствол дерева, ниже которого лежит неизведанный мир, в которой бывшей обезьяне таки предстоит встать на ноги и взять в руки палку.
В общем, всё как в старом хорошем сюжете Стенли Кубрика:
Click to view
В такой момент, момент слома прошлой парадигмы спокойного развития, можно увидеть, как мнения и точки зрения различных, вроде бы несвязанных между собой людей, вдруг совместно и независимо выстраиваются в чёткий строй идей, выводов и предложений на будущее. И, пытаясь найти иллюстрации и "карты раздела России" для своего следующего рассказа, ты вдруг натыкаешься на
мысли, очень схожие с твоими собственными.
Собственно говоря, ветка "суверенизации" субъектов России, озвученная Львом Вершининым и Кириллом Данилиным, вряд ли нуждается в детальном разборе - я думаю, только безумец может сейчас призывать к сепаратизму "поморских", "сибирских" или "уральских" русских. Это сценарий, который погубит Россию гораздо быстрее, чем тотальная ядерная война - эта та ветка, которая ведёт нас назад, на дерево, уже давно лишённое плодов. Причём собирать страну снова надо будет не меньше 200 лет - пример княжьей междоусобицы перед "монголо-татарским игом", я думаю, понятен всем - как своими предпосылками, так и своими ужасными последствиями.
Я же хотел бы рассмотреть другую ветку - ту, которая так или иначе, но снова выводит Россию на путь устойчивого развития, возвращая её в число великих цивилизаций и мировых проектов. Тем более, что основная борьба в будущем мире будет вестись именно за проект - проект того кто, как и на каких принципах объединит людей в их неостановимом движении в будущее. Заодно, как это часто бывает, "доказательство от противного" показывает нам и всю убогость подхода "назад, в пампасы к фофудье и удельным княжествам".
Мир современного человека, как я уже много раз писал, в значительной мере определяется "подведенной к нему" инфраструктурой. Конечно, в современном мире, с его устроенностью и предсказуемостью, уже возникла громадная прослойка общества, считающая, что электрический ток берётся в розетке (ну, или как максимум - в той гудящей будке во дворе... э... как же она называется.. трансформатор?), а бензин, подобно родниковой воде, бьёт прямо из-под бензоколонок.
Однако, как мы помним, такой подход совершенно не отменяет реальность, в которой у нас присутствуют газопроводы, нефтяные месторождения, угольные разрезы, тепловые электростанции, золовые отвалы и прочая малоаппетитная "кухня" глобальной инфраструктуры. Причем эти вроде бы и незаметные вещи определяют нашу с Вами реальность гораздо больше, нежели победа родной страны на песенном конкурсе "Евровидение" или честь принимать у себя чемпионат по футболу или зимнюю Олимпиаду.
Поэтому, посмотрим просто на примеры. Историческо-экономические иллюстрации, так сказать. Причём для примера возьмём хорошо знакомую мне страну - в самом географическом центре Европы. Страна небольшая, модельная, и интуитивно моим читателям понятная.
Схема электрических сетей Украины:
Карта оросительных каналов Украины:
Карта газопроводов Украины:
Карту железныхдорожных и автомобильных дорог Украины даже и приводить не буду - все читатели, пожалуй знают об отсутствии моста через Керченский пролив и представляют, каким образом поезда и автомобили из Украины, России или Белоруссии могут попадать на полуостров.
Господа читатели!
Когда, по Вашему мнению, был упущен момент независимости "острова Крым"?
В момент,
когда Хрущёв в 1954 году передал его из состава РСФСР в состав братской УССР?
когда были утверждены планы мелиорации юга Украины, включая создание Каховского водохранилища и Северо-Крымского канала?
когда прокладывались магистральные газопроводы?
или когда было принято решение об окончательной остановке стройки Крымской АЭС?
Проще всего, конечно, сказать, что Крым - это русская земля. Но, сказав эту фразу и посматривая одним глазом на карты, приложенные сверху, надо тут же продолжать: "... как является исконно русской землёй и территория Восточной, Южной и Центральной Украины".
В противном случае - борьба за независимость Крыма будет безнадёжным занятием, которое никогда не завершится 100% успехом. Кроме того, такая борьба потребует сверхнапряжения всех сил страны, взявшей на себя "ношу Крыма" и собирающуюся построить на территории полуострова что-либо, отличное от крымско-татарского арычного сельского хозяйства, рабства и набеговой экономики образца пятнадцатого века.
Поэтому, если кто-то чертит в уме вот такие карты раздела России:
Вы его должны спросить открытым текстом: "Господин хороший, тебе территории желательно с населением - или обойдёшься и без него?". Поскольку поддерживать какой-либо вменяемый уровень индустриального хозяйства, понятное дело, ни мифическая "Severoslavia", ни, тем более "Idel-Ural", понятное дело, не смогут. А из невозможности заниматься сколь-либо осмысленной экономической политикой на территории следует, как факт, и отсутсвие населения на этой территории - обеспеченное либо естественным, либо насильственным путём.
Поэтому, господа россияне - вооружайтесь картами нефтепроводов, газопроводов, месторождений газа и нефти, электрических сетей и автодорог, портов, аэропортов и рек и думайте. Думайте, куда Вас тянут сепаратисты всех окрасок и мастей. Думайте, что стоит за лозунгом "Хватит кормить Кавказ".
А что же Украина?
Приведу ещё всего лишь одну карту:
Вы видите два полюса? Один из полюсов Украины жмётся к Карпатам, второй - к Чёрному морю и Донецкому кряжу. Посередине - родина Шевченко и Булгакова, альма-матер Хмельницкого - та самая "малая Украина", с которой всё и началось и которой, скорее всего, всё и закончится. Причём, процесс неспешного, пока ещё робкого разделения, как и всегда, стартует с
самых слабых, которых вроде бы и порвать не жалко... Причём, что характерно, цвет партийного знамени на "малой Украине" меняется, а "теньденция", как говорил чукча, идёт всё в том же направлении.
Поэтому, господа, следим за тем, как будут рушиться инфраструктурные кирпичики в небольшой центрально-европейской стране.
Ведь, как ни странно, до сих пор одним из скрепляющих факторов страны, например, является российский газ и его транзит по украинской ГТС с Востока на Запад. Закончится этот транзит - и ещё одна стальная "спица", на которой держится хребет "Восток-Запад", выпадет из и без того слабого позвоночника "украинской державы". Станет не хватать электроэнергии на востоке Украины - кто даст ломанный грош за "энергоостров" Бурштинской ТЭС, который сейчас гони электроэнергию на Запад?
Поэтому, господа, следите за планами инфраструктурных строек. России нужен газопровод "Алтай", нужна система ВСТО, нужен БАМ, нужна Калининградская АЭС.
Украина же будет биться против "Южного потока" до последнего. Потому что этот проект - это даже не российский танковый клин, который продвигается ко Львову. Это Львовская автономия уже сегодня. С леди Фарион, памятниками Бендере в каждом селе и с "зелёным туризмом". Потому что ничего, кроме "зелёного туризма" и лесоповала там сделать, наверное, не получится.
Ну а креативная прослойка общества, считающая, что "электрический ток возникает прямо в розетке, а бензин, подобно родниковой воде, бьёт прямо из-под бензоколонок", пусть думает иначе и просит называть детей "исконно украинскими/уральскими/поморскими именами". Наверное, это самое важное в жизни.