Подвиньтесь! Подвиньтесь! (QUA2)

Aug 16, 2012 17:22

Разобравшись в прошлой статье со стальными крысами китами из высококачественной нержавеющей стали, которые в своих чревах перевозят холод Титана и целые моря жидкого метана, нам надо вернуться в реальный мир и разобраться, зачем человечество создало такую красоту, внутри которой вполне можно снимать фильмы о покорении космоса:



Эта картинка стоит 200 миллионов долларов за 1 штуку.

Но для начала разговора я хотел бы показать Вам одну любопытную картинку. Это - "вальсы Шуберта и хрустъ французской булки", который мы потеряли.


Сразу предупреждаю - нижеприведенная таблица пересчитана из американских субстандартных единиц измерения (моё личное мнение - американцам надо гореть в инженерном аду исключительно за использование всех этих фунтов, футов, миль и британских тепловых единиц), поэтому метрические аналоги всех цифр выглядят достаточно импозантно.

Кроме того, сам коэффициент перевода внесистемной единицы MMBtu в более понятные нам 1000 м3 природного газа или тонну нефти - это отдельная песня, очень похожая на "перевод баррелей нефти в тонны". Если кто-то хочет понять, как энергия (Джоули) превращается в объём (м3) - то вам сюда. Я принял для газа коэффициент 35,855, который использует Россия.



Нижняя шкала - уже тоже в километрах, но была в милях.

При взгляде на картинку уже сразу можно понять, насколько нефть была выгоднее природного газа, который сейчас приходит ей на замену. За 20-30 долларов на тонне (напомню, в баррелях эту цифру вообще надо делить на 7,28!) нефть можно было легко перебросить через полшарика и, выкачав её где-то в аравийских песках и загрузив в какой-нибудь ULCC, перевезти с минимальными издержками куда-нибудь в Японию или на Восточное побережье США.

Надо обогнуть мыс Доброй Надежды или мыс Горн и провести ещё недельку-другую в пути? Не вопрос! Нефть всё стерпит, она такая - покорная и спокойная.
Поэтому рынок нефти изначально формировался, как глобальный - любая вновь оотрытая нефть влияла на ситуацию с предложением нефти во всём мире, а любой новый потребитель мог претендовать (конечно, при условии его платежёспособности) практически на всю мировую нефть.

Другое дело - природый газ. Этот парень с норовом, его для транспортировки надо сжимать и силой заталкивать в трубы, которые, в отличии от морских маршрутов, надо обслуживать, ремонтировать и охранять. Кроме того, при движении в трубах давление газа за счёт гидравлического сопротивления неуклонно снижается, поэтому газопровод приходится снабжать по всей длине подкачивающими компрессорными станциями, которые как-то обсуждались здесь. Компрессорные станции сами потребляют тот же природный газ, ломаются, обслуживаются, ремонтируются - что тоже поднимает стоимость транспортировки.
В общем природный газ долго не получалось транспортировать на глобальные расстояния - изначально рынки газа формировались, как региональные и на каждом из них были свои "правила игры" между продавцами и покупателями, которые складывались десятилетиями. Где газа было много, региональная цена его обычно была ниже, а где газа было много - он стоил дёшево.

Вот, собственно говоря, пример сформировавшегося регионального рынка природного газа. Это Европа. Чем ближе к источникам газа, тем этот газ - дешевле:



Украина всё ещё хочет унии с Польшей? (к вопросу вступления страны в Евросоюз)

Как вы заметили по приведенной карте, российский газ практически не продаётся на окраинах Европы, максимально удалённых от России - в Испании, Великобритании и имеющих свои, более близкие источники альтернативного газа Норвегии, Дании и Швеции.

Чей же газ продавался там в 2011 году?



Источники данных - "Газпром", Statoil, Quatargas.

Да, именно катарский СПГ. Катар в 2011 году поставил в Европу основные объёмы своего газа всего пяти странам - Великобритании, Бельгии, Италии, Франции и Испании.

Для понимания важности этих рынков для российского трубопроводного газа - я отсортировал все европейские страны по объёмам газа, поставляемых туда "Газпромом". Как мы видим, реальные опасности от конкуренции с СПГ у трубопроводного газа есть в Италии, Великобритании и Франции - в силу их значительной географической удалённости от месторождений "Газпрома" и высокой стоимости трубопроводной доставки российского газа туда. Значение Бельгии и Испании, как рынка поставки российского трубопроводного газа, сравнимо с такими "крупными" покупателями газа, как Грузия, Македония и Южная Осетия. Да и в Великобритании катарский СПГ конкурирует (исходя из проданых в 2011 году объёмов) больше с норвежским, а не с российским газом.

Показателен пример Турции, которая, имея у себя готовый терминал регазификации СПГ в Мармаре, тем не менее, предпочитает "сидеть на дорогой газпромовской игле" (которая, как минимум, на треть длиннее, чем у Украины) и не рыпаться в сторону массовых покупок "дешёвого" СПГ.

В общем, смотрите одним глазом на карту с ценами, вторым глазом - на реальные объёмы закупленного катарского СПГ по европейским странам в 2011 году.

Хорошо, но откуда же такой накат со стороны Катара на европейский рынок? Почему гордые эмиры всячески пытаются демпинговать и пропихнуть хоть что-то на европейский рынок газа, который давным-давно окучен достаточно дешёвым норвежским и российским трубопроводным газом?

А ответ один - безблагодатность эмиры вообще-то рассчитывали на совершенно другой рынок. Как я сказал, до появления СПГ рынки газа, по сути своей, были региональными, поскольку "за морем телушка - полушка, да рубль - перевоз". Цена газа в США никак не привязана к цене газа в Европе или в Азии - и наоборот. Собственно говоря, даже сейчас (по состоянию на 2011 год) по трубопроводам передаётся 694,6 млрд.м3 природного газа, а виде СПГ торгуется вдвое меньше - лишь 330,8 млрд.м3 газа.
То есть рынок газа сейчас как-бы ещё на две трети региональный и уже на одну треть - глобальный.

В 2005-2008 году на двух региональных рынках - в США и в Юго-Восточной Азии надулся неслабый ценовой пузырь:



Для приведения цифр к понятным нам единицам - в 2005 году газ в США стал стоить 322$ за 1000 м3 газа, а в 2008 в Японии вообще случился апокалипсис с котировками цены природного газ, достигшими уровня 448$ за 1000 м3 .

И в этот момент, понятным образом, как и любого капиталиста, у товарища Хамада бин Халифа Аль Тани натурально сорвало крышу.
По-поводу всяких личностных тёрок на аравийском полуострове есть написать кому и без меня, скажу лишь, что спор двух психоаналитиков "у кого Феррари длиннее", отражённый здесь под номером 100, стоит на между власть имущими сиятельными особами очень остро.

Вплоть до начала 1990-х годов катарским сиятельным особам "меряться" с более богатыми нефтью Саудовской Аравией Кувейтом и Эмиратами было особо нечем. Единственное континентальное нефтяное месторождение Катара - Духан, в котором начальных запасов было всего-то около 3 млрд. баррелей ну никак не тянуло на роль "большого красного Феррари". Ни небоскрёб тебе отгрохать, ни золотой унитаз прикупить.

И тут, неожиданно, на заднем дворе (на шельфе) Катара нашлось вот это. Собственно именно под ресурсы Северного и были построены катарские киты из нержавеющей стали и самый современный терминал по сжижению природного газа.

А потом случилось страшное. Случился экономический кризис 2008 года, США начали разработку собственного сланцевого газа, цена газа обвалилась по всему миру, и вдруг изначальная сила СПГ - глобальность и возможность практически с постоянными издержками доставить газ в любую точку мира, оказалась его же генетической слабостью.

Дело в том, что как вы можете увидеть на графике - СПГ имеет практически постоянные издержки при доставке газа в любую точку мира. Но проблема в том, что издержки эти постоянные и неснижаемые. Единожды погрузив СПГ на судно, ты уже потратил около 65$ за 1000 м3 газа. В энергетическом эквиваленте это ещё неприятнее - около 25% энергии, содержащейся в газе, надо затратить на его сжижение.

То есть, СПГ оказывается безумно невыгоден при небольших плечах доставки - сжижение, погрузка на борт, выгрузка и регазификация отнимают слишком много энергии и денег. Даже более короткое плечо газовозов не окупает тех издержек, которые надо сразу "положить" на стоимость газа.

Отсюда, собственно говоря, внимательные читатели могут понять, почему европейский рынок даже с технической точки зрения неудобен Катару. Он слишком близок к нему - кроме того, что основные потребители Европы ещё и близки к конкурентам Катара - норвежским и российским трубопроводным операторам.

Вторая причина того, почему ни Норвегии, ни России не стоит бояться Катара - уже чисто экономическая. Несмотря на напухший американский сланец, в целом ситуация с ценами на газ в мире выглядит вот так:



Америка пока играется в "сланцевую революцию", но экономики Китая, Японии, Индии и Южной Кореи по-прежнему просят СПГ. Игра Катара во всеобщеевропейское "Подвиньтесь! Подвиньтесь!" имеет как технические, так и экономические ограничения.

При равных расстояниях даже Индия согласна платит Катару за его газ на 40% больше (а Китай и Япония - и на все 50%!) при том, что в этом случае эмиру не надо каждый раз протискивать своих китов из нержавеющей стали через узкую нору Суэцкого канала и бороться с бьющими его ценой на своих региональных рынках Норвегией и Россией.

Но - глобальное веселье только начинается.
СПГ меняет мир под себя, но кто сказал, что это в чём-то помешает старым производителям газа сами взять на вооружение эту технологию? Ведь географию и демографию не поменять так быстро, как технологию, и Северное полушарие ещё долго будет самым населённым и самым промышленно развитым человейником.

А самый большой человейник - это Евразия. И если на его мягком подбрюшье завелась крыса из нержавеющей стали, это всего лишь миг в противостоянии Великой Суши и Извечного Океана.

Россия, инфраструктура, теория нефти и газа

Previous post Next post
Up