В комментариях к прошлому материалу меня ненавязчиво спросили: вот есть кочевники, скачут себе по своей бескрайней степи, растят сыновей, выпасают лошадей и ставят на кочевьях юрты или иные нехитрые кочевые сборные дома, живут простой жизнью, но тогда...
А откуда у них золото?
Ну то, которое пектораль, скифское, сарматское и прочая-прочая-прочая?
Ведь знаменитое изделие, которое уже визуально известно всем и каждому, безусловно, скифское - все атрибуты скифской культуры в ней на месте - начиная от картинок быта скифского скотоводческого народа и заканчивая "фирменным" звериным скифско-савроматским стилем, который "скачет" по всем культурам большого "скифского круга" от предгорий Алтая и до устья Дуная.
Но ни золото пекторали, ни сама пектораль, как изделие, скорее всего - никакого отношения к скифам не имеет.
Начнём с золота. Для того, чтобы изготовить драгоценное изделие из золота, его в начале надо получить - например, найти в виде самородка или восстановить с помощью нехитрых металлургических приёмов из богатой золотой руды. Добычу золотой руды в древности я как-то разбирал
здесь, а вот
тут можно посмотреть на карту древних месторождений промышленных металлов.
Что сказать? Золота в местах обитания скифов - нет!
Нет, конечно сейчас, методами промышленной разведки, золото нашли даже под моим собственным домом, в толще архейского украинского кристаллического щита, но золото это ожидаемо имеет концентрации в районе граммов на тонну породы и лежит на глубине в три километра. Для скифов такое золото всё равно, что для нынешних людей - алмазы на Марсе. В общем, ситуация скифов и золота в чём-то похожа на ситуацию Курской магнитной аномалии и русских из вот этого
материала.
Однако, никакого "болотного золота" у скифов нет. Есть лишь очень смутные следы добычи чего-то медно-серебряно-золотого на Луганском кряже, но они совершенно недостаточны для объяснения постоянных находок золота в скифских курганах. Для понимания сути вопроса с курганами: по состоянию "на сейчас" только в Днепропетровской области остаётся нераскопанными около 5 000 скифских курганов. Учитывая, что "чёрная археология" - это изобретение отнюдь не ХХI века, и скифские курганы увлечённо грабили чуть ли не два тысячелетия, советский период с его расцветом курганных раскопок, по-своему может быть уникальным для истории археологии.
Ведь, в самом деле, ситуация, при которой руководство горнорудного комбината, на территории которого находился курган Толстая Могила, и где потом будет найдена пектораль, обратилось в Институт археологии АН УССР с просьбой «освободить промзону от кучи земли», а раскопки кургана поручили внештатному сотруднику Института археологии Борису Николаевичу Мозолевскому - по своему уникальна в истории.
Пектораль - это находка в боковой камере Толстой Могилы.
Главная камера кургана была разграблена ещё в древности.
Ближайшие месторождения золота, которые могли использоваться скифами для изготовления золотых украшений расположены в античной Греции, на Урале или в одной примечательной местности, которую я упоминал вот в этом
рассказе.
Местность эта называется Шаш или Аш-Шаш и находится сейчас на стыке горных районов Узбекистана и Таджикистана. Вот
тут.
Сейчас с крупнейшим серебряным и золотым рудником древности, имя которого дошло до нас на сотнях и сотнях серебряных дирхемов с надписью «Во имя Аллаха чеканен был этот дирхем в руднике Шаша в году таком-то» и «Мухамед посол Аллаха, который послал его с руководством и верою истинною, чтобы возвеличить ее над всеми религиями, несмотря на сопротивление многобожников», связывают два рудных тела - узбекский Лашкерек и таджикский Канимансур.
Оба этих рудника поражают исследователей и до сих пор объёмами горных работ, которые были проведены в античности исключительно силой человеческих рук и весьма примитивным медным, бронзовым, а потом - железным ручным инструментом.
Так, в Лашкереке объём горных работ составил более 300 тысяч кубометров переработанной породы. Глубина выработок там достигала 300 метров. Древние горняки, по сути дела, работали на пределе возможностей человеческого организма, часто в условиях кислородного голодания. При археологических исследованиях, проведенных на Лашкереке в новейшее время (СССР опять постарался!), на руднике обнаружены много керамических и стеклянных сосудов, железных, бронзовых и каменных молотов, детали деревянных креплений древних проходок. Основную ценность в рудной жиле Лашкерека представляло серебро, содержание которого в руде в среднем достигало 3,5-4 килограмма на тонну. Из добытой руды было получено не менее 400 тонн серебра.
Однако Лашкерек - это ещё не предел технологии "кирки и тачки".
Канимансур.
Одним из наиболее крупных древних рудников, настоящим «рудничным комплексом», включавшим долговременные горные выработки и целое горняцкое поселение, был, по общему признанию, таджикский теперь
Канимансур. Под этим названием, в прямом переводе означающем «рудник Мансура», он впервые был описан русскими авторами. Местные жители иногда именуют его как Кальмасыр, то есть «калмыцкое поле», быть может, в память о калмыках, прошедших Среднюю Азию с военным походом уже в XVIII веке. В Канимансуре можно увидеть сразу два вида горных выработок: поверхностные (или открытые) и подземные. Значительную часть территории рудника занимает огромная траншея длиной 350 метров и глубиной до 25 метров, получившая название Большого карьера, или разреза.
Надо понимать, что эту траншею высотой с девятиэтажный дом выкопали тоже исключительно голыми руками. Причём, даже не выкопали, а просто-таки вырубили в скале, следуя за полиметаллической рудной жилой:
Даже сейчас, в новейшее время "Большой Канимансур" - одна из надежд нищего Таджикистана на лучшую жизнь. По-прежнему на месторождении присутствуют ураганные концентрации серебра и другой "цветнины" в породе, несмотря на то, что основную рудную жилу высотой в девятиэтажку освоили ещё во времена Геродота и Страбона.
Да, кстати. Геродот и Страбон. Что там они пишут о скифском золоте? Летописи ведь никогда не врут!
Помните, как миллионы грязных и необразованных персов топчут в летописях Геродота свободную и чистую Грецию?
Так вот. Не было этого золота у скифов согласно Геродоту.
Потому что, согласно Геродоту, во время похода царя Филиппа (папы Александра Македонского) на царя скифов, Атея:
«Двадцать тысяч женщин и детей было взято в плен, было захвачено множество скота; золота и серебра не нашлось совсем. Тогда пришлось поверить тому, что скифы действительно очень бедны. В Македонию послали двадцать тысяч наилучших кобылиц для разведения коней скифской породы»
Вот так. Золото археологи копают сотнями изделий, а Геродот пишет, что "скифы бедны, аки перекати-поле".
С другой стороны - а что там вообще Филипп забыл?
В летописях, понятное дело, написано
много чего. Тут тебе и обещания, и попраная честь, и монарший замысел. Но наш одноглазый македонянин был отнюдь не столь прост, как это хотят представить его придворные баснописцы.
Ведь мы-то знаем, что золото у скифов было и удивлению Филиппа от такой "подставы" со стороны Атея, судя по Геродоту, не было предела.
Ну а до Филиппа II Македонского, как мы помним,
похожую "пешую прогулку" в Причерноморские степи с ещё большим успехом совершил персидский царь Дарий.
Причём, если Филиппу хоть досталось пленное скифское племя, их лошади и радость победы (а это - уже очень много!), то вот для Дария I поход в Причерноморье имел поистине наполеоновский результат - из северных степей пришлось бежать и без золота, и без армии.
Однако, держатели и властители Тёплого Юга лезут на холодный Север с завидным постоянством. Что их туда так манит?
Более того - они-то точно знают, что золото там есть. Потому что знаменитая скифская пектораль, как пример скифского золота - практически с очень большой степенью достоверности - это работа греческих мастеров.
То есть, у греков и у персов сомнений нет - скифы передают им уральское, среднеазиатское или даже их собственное греческое (!) и малоазийское золото, а в обратную сторону уже забирают готовые изделия для свих цариц и наложниц:
Пектораль на шее - можете дорисовать сами.
В Запорожье на шею знатной скифской женщине повесили ракушки каури.
Их тоже массово находят в степи.
То есть и персы, и греки прекрасно знают баланс скифского золота. Как говорится: "- Что делать будем товарищи? - Что-что? Завидовать будем!"
Однако вопрос остаётся открытым: откуда у скифов возникает сама возможность покупки золота и что же всё-таки хотели получить от северных степей Дарий I и Филипп II?
Ну и почему, в конечном счёте сынуля Филиппа II, "наше фсьо", Саша Македонский, всё-таки решил идти более трудным, но всё же отличным от скифских начинаний его папочки, южным путём? И дошёл таки до Шаша и до Индии?
Всё дело в том, что южный и северный маршруты - это конкуренты. Конкуренты на одном очень важном пути с Востока на Запад. Этот рефрен борьбы за торговые пути потом снова, и снова, и снова будет звучать тут, на холодных и продуваемых всеми ветрами северных степях.
Золото - это лишь побрякушки и цацки.
А вот возможность это золото зарабатывать, да ещё и просто сидя на торговом маршруте - это уже второе счастье.
Это судьба.
А когда к древнему "Шёлковому Пути" ещё и добавляется крест-накрест с ним "Путь из варяг в греки" - это уже и исторический крест, который придется нести через столетия.
Ведь что необходимо для любого торгового посредника? Лучше всего иметь постоянный комиссионный доход с каждого золотого слитка, с каждой амфоры с вином, с каждой штуки ткани, которую проносят мимо твоих ворот.
Ну а ворота в этом случае лучше монополизировать и обеспечить себе уникальные и невоспроизводимые условия по взиманию мыта с товара.
А место взимания назвать "мытницей" или "таможней"
Слово «таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. И пусть меня простят все критики этимологического подхода, но тут уж, извините, уши тюркского происхождения это слова торчат явно. И это уши не то что кроличьего, а прямо-таки ослиного размера.
Вот монеты Золотой Орды:
А вот дедушка византийского двуглавого орла, хеттский орёл, найденный на воротах Хаттусы:
Хеттский орёл, стоящий на южном Шёлковом пути, ещё держит с своих лапах двух зайцев или, может быть, кроликов.
Кроликов и числа тех, которые потом
скачут по всему Шёлковому пути от Англии и вплоть до самых границ Китая:
А если кто-то читал, что кролики - это не только ценный мех, но 600 год нашей эры, буддизм и всё такое, то не обижайтесь, если я скажу, что символ известен ещё с неолита, правда выглядел он немного попроще:
Именно этот, на иллюстрации выше, солярный по своей сути символ - из Ирландии.
Но вот тут его же находят под Саратовым:
Click to view
В общем, давно кролики и трехлопастные свастики скачут по Шёлковому пути.
А орёл их встречает на таможне.
Почему на свастике кроликов три, а орёл ловит только двух? Интересный вопрос.
Наверное, потому что, таможня - это не грабёж, а законная доля в торговой операции.
"Значит так, двух кроликов оставь, а с одним - скачи дальше.
А то, понимаешь друг... Царица-красавица-жена, пектораль просит, греки за работу кучу бабла требуют...
Ты же всё равно даже на одном кролике 1000% поднимешь..."
Да, это я, конечно, увлёкся. Проценты придумали позже.
Пока у нас есть только двуглавый орёл, три кролика и золотая пектораль у нищих скифов.