Наш подлунный мир никогда не был приятным местом для жизни. Комфорт и уют последних пятидесяти лет, достигнутый в рамках "отдельно взятого миллиарда граждан планеты Земля" - не более, чем краткий миг между весьма нелицеприятным прошлым нашей планеты и нашего вида и всё ещё неопределённым будущем, в котором, кстати, может случится буквально всё. Может нас там ждёт Полдень XXII века, может быть - Эра Общего Труда в редакции Ивана Ефремова, а может быть - и весьма неприятные варианты будущего, нарисованные Гарри Гаррисоном или Джоном Уиндемом.
Ведь любое будущее в чём-то - это возможная проекция прошлого, о чём я уже
писал. Нет, не копия, не клон, не зеркальное отображение - а именно проекция. Подобно тому, как линза изменяет направление лучей света, так и управляемое (пусть и слабо, пусть и отчасти) нами настоящее - способно изменить будущее.
Изменить, конечно, ровно в той мере, в которой ему позволит это сделать унаследованное им прошлое.
И направление изменений, та конкретная траектория в световом конусе возможного, которую мы можем выбрать - это и есть вопрос нашей свободы воли и нашего осознанного выбора.
Выбора цивилизационного, морального и сугубо личностного.
Ведь бабочка
машет крылышками всё время, создавая вероятности, а вероятности должны выбирать исключительно мы с вами.
Прошлое лишь может подсказать нам какие-то проекции себя на будущее.
В прошлом, например, у нас есть Лев и есть Единорог.
И это отнюдь не только английский герб.
Сам по себе сюжет борьбы Бобра с Ослом Льва с Единорогом много раз возникает в мифах у разных народов. Вы его видели на восточном символе "Инь и Янь", наблюдали за ним в двуглавом орле, рассуждали о нём в противостоянии меча и щита и даже могли при желании (о, ужас!) - заметить в христианском кресте.
Многие люди неосознанно тянут в классический дуализм, к которому и относится сюжет Льва и Единорога, моральные оценки из христианской традиции, наделяя при этом одну из сил в дуалистической паре неким "положительным" полюсом, и автоматически соотнося на другую силу всё "отрицательное", что не уместилось в положительной половинке.
В общем-то, даже предтеча сюжета Льва и Единорога - ведический сюжет о противостоянии Индры и Вритры страдает тем же.
Индра победил, значит Индра - хороший.
Вритра проиграл, поэтому Вритра - плохой.
В переводе (буквальном, чего уж тут) с ведического на русский Индра и Вритра - это Сварог и Велес славянского эпоса.
Сверху Сварог, снизу Велес.
Индра, по факту, это ещё и "кузен" Зевса и Юпитера. Ну а Вритра - это папочка Кронос или папочка Уран из греческого эпоса. Там вся семейка весёлая - то детородные органы друг другу отрежут, то детей сожрут.
Змееподобного Вритру, в распоряжении которого были гром, молния, град и туман, который был скрыт в воде, Индра тоже, кстати, убил и сделал из его головы чашу для вина.
В общем, обычный такой сюжет. Хорошие люди, наконец-то, собрались все вместе и убили всех плохих. А почему они хорошие? Ну так они же остались в конце!
Сюжет Льва и Единорога - сюжет по факту языческий и древний. Лев (лето) побеждает Единорога (весну). Ну или Небо побеждает Землю.
Или Вода побеждает Сушу.
При этом борьба эта, на самом деле, не имеет логического начала или конца. Мир Льва и Единорога - цикличен и вечен, как и знакомый всем цивилизациям сельскохозяйственный цикл.
Лучше всего, с моей точки зрения, описал этот сюжет Льюис Кэрролл в "Алисе в Зазеркалье":
Вел за корону смертный бой со Львом Единорог
Гонял Единорога Лев вдоль городских дорог,
Кто подавал им черный хлеб, а кто давал пирог,
А после их под барабан прогнали за порог.
Ермак Тимофеевич, покоряя Сибирь, тоже не особо мучился в выборе между Львом и Единорогом - да и влепил обеих на свой стяг:
Индрик-зверь? Да пусть будет! И Лёву тоже возьмём в долю, хороший символ.
Поэтому, как вы понимаете, на вот
этой картине стяги, скажем так, немного неправильные. Впрочем, говорить о том, что Сибирь покоряли под весьма спорными с христианской точки зрения знамёнами, не очень принято в рамках школьного курса истории.
Туда лучше вставить картину с Ликом, нежели языческих Льва и Индрика.
Вообще же история борьбы России за её теперешний Homeworld, который я как-то описал
тут - это и есть борьба Единорога со Львом.
Россия исторической своей территорией буквально "висит" на краешке мегаконтинента Евразии.
Ещё чуть западнее - и получится Польша, которая в итоге, глядя на гиганта на Востоке, запирает себя в исторической роли "лыцарей Запада, боронящей орды с Востока". Польские Львы, хуле.
Чуть севернее - и ресурсов на построение чего-то масштабного уже нет, получается или Финляндия - или вообще территория чуди и перми, где построение государства многотрудно и затратно даже сейчас.
Чуть южнее - и тут тебе уже тёплое море, транзитные пути Юг-Север и Восток-Запад, прибыльная торговля славянскими рабами (slaves), возможность построения "феодализма в рамках отдельно взятого хуора" - в общем, все вечные проклятия вечной Украины.
Чуть восточнее - и Индрик-зверь уже берёт своё. Простор, орда и бескрайний Дешт-и-Кипчак до самого Тань-Шаня.
Россия дуальна по своей сути. Дуализм повсюду и везде. Ставим свечку Георгию-Победоносцу? Ладно, и Змию ещё одну. Велес-Вритра сегодня проиграл, но там глядишь - и снова пойдёт вверх...
И, в итоге Россия ставит и на Индрика, и на Льва. Лучшие союзники России - это Армия и Флот. Обеих на стяг, разберёмся в дороге. И серп с молотом - тоже заверните. Дуальная пара ведь, куда же без неё.
История России - это история борьбы за выход к морям, которая осуществляется движением по суше. Сухопутный, по сути, "
мир на колёсах", который хочет прийти к тёплому морю. Вот такая, понимаешь, историческая загогулина.
История России - это история сухопутной по своей сути державы, в которой адмирал Колчак воюет в бескрайней Сибири, покорённой помором Ермаком. Державы, в истории которой победы над морскими силами противника часто достигались разрушением морских баз врага, а свои моряки вовсю воевали в окопах вместе с пехотой.
Державы, которая предпочитала построить какую-нибудь эпическую
вундервафлю на суше, чтобы сразу потопить вражескую тварь по выходу из Босфора, чем гоняться за ней потом по луже Чёрного Моря.
Парус и весло для русского - это в чём-то лютая экзотика. Нам всё же как-то ближе гнедые и каурые. Но куда же нам без паруса? О нём и будет наш рассказ.
В прошлой
части нашего повествования о парусе мы оставили древних греков и римлян с подвисшими тряпками на одинокой мачте в тёплых бухточках уютного Средиземноморья.
Как я уже писал, тогдашний ареал "обитания" для античных людей был замкнутым. С парусным вооружением римских галер и трирем соваться в длинные морские походы за пределы Средиземного, Чёрного и Красного морей было, в общем-то, опасно для жизни.
Да, безусловно, есть исторические свидетельства дальних походов финикийцев и римлян. Более того, не исключено, что таковые походы осуществлялись неоднократно. Однако ни о каких постоянных контактах Римской Ойкумены с Индонезией, Америкой или даже большей частью Африки, осуществляемых по морю, речи нет.
Тигры и жирафы для колизеев - через Сахару и Фазанию, перец и шёлк для патрицианок - через Великий Шёлковый путь. Всё по суше, всё по римским
дорогам.
Всё, как у нас сейчас с Марсом. В теории лететь можно, можно долететь и даже успешно вернуться, но вот с яблонями пока полный затык.
Рано их ещё на Марсе сажать, могут не вызреть...
Хотели как лучше, а получилось то, что получилось.
Парус древних мореходов - вещь, работающая в очень специфических условиях. Нет ветра - и он не может его поймать, много ветра - и он уже рвёт парус на части. Встречный ветер, боковой ветер? Нет, ребята, лучше уж вёслами.
Сто гребцов легко могут выдавать на вёсла около 10 киловатт мощности (по 100 Ватт на брата). В "рывке", возможно, и все 20 киловатт, но недолго.
А сколько выдаст парус в идеальных условиях?
Мощность потока ветра в целом и упрощённо - зависит от куба его скорости.
Безусловно, в реальной формуле мощности паруса будет с десяток других параметров, включающих и плотность воздуха, и величина эффективного сечения потока и степень неупорядоченности (турбулентности) самого потока воздуха и даже расстояние паруса от воды (привет, экранный эффект).
Однако, основным параметром всегда остаётся скорость ветра.
Средние эмпирические значения мощности ветра для различных скоростей можно представить, как следующий ряд цифр:
- ветер 2-3 метра в секунду - мощность, снимаемая с одного квадратного метра эффективной площади паруса - 2 ватта;
- ветер 3-5 метров в секунду - мощность около 8 ватт на квадратный метр
- ветер 5-10, порывы до 15 метров в секунду - мощность до 60 ватт на квадратный метр.
Дополнительную роль в снимаемой мощности играет ещё и качество самого паруса - так называемый КИЭВ - коэффициент использования энергии ветра. Для хороших парусов КИЭВ может доходить до значения в 0,2, то есть хороший парус может преобразовать в механическую энергию до 20% от энергии ветра.
Если хотите формул, то их много
вот тут, я же приведу вам итоговый график:
η на графике - это и есть наш КИЭВ, а вот ε - это отношение скорости паруса к скорости ветра.
Как видите, максимальное значение КИЭВ достигается при скорости потока ветра в три раза большей скорости паруса.
При скорости паруса равной скорости ветра ε=1 полезная мощность равна нулю (и это ожидаемо). Но знали ли вы, что при скорости ветра в десять раз большей скорости паруса КИЭВ неизбежно падает в два раза?
В общем, жизнь античных мореходов была трудна и незавидна.
При малых ветрах в 2-3 метра в секунду даже парус размером в сто квадратов выдавал всего 200 Ватт мощности. При свежем ветре, конечно, ситуация уже была получше - всё-таки 800 Ватт добавки к вёслам уже позволяли разгрузить гребцов и переложить на парус работу по передвижению судна.
Но вот сильный ветер, который вроде бы мог уже выдать 6-10 киловатт мощности с паруса в сто квадратов и полностью заменить труд гребцов - был часто уже неподъёмной задачей.
Галера просто "не поспевала" за ветром. Скорость в 5 м/c, которая в аккурат соответствует 10 узлам хода и позволяет переложить на плечи ветра с хорошим КИЭВ всю работу гребцов - была для галеры с её гидродинамическим качеством практически конструкционным пределом.
То есть, кроме того, что парус свежим ветром могло ненароком порвать, так ещё и сами преимущества использования сильного ветра нивелировались убогим качеством самого судна.
Нельзя сказать, что античные гребцы и их шефы сидели "на попе ровно". Попытки поставить "заплатки" на простой прямоугольный парус начались ещё в античное время.
Уже в поздней античности помимо мачты с главным парусом на судах появилась вторая мачта с носовым парусом - артемоном. Изобретение артемона явилось серьезным шагом вперед в мореходном деле, поскольку благодаря ему появилась возможность ходить не только при попутном, но и при боковом ветре, что раньше было очень затруднительно, если не совершенно невозможно.
Обратите внимание на наклон мачты (рея) артемона.
Угол наклона рея артемона, в зависимости от силы и направления ветра можно было менять. Это позволяло уйти от жёсткой привязки направления движения судна к направлению ветра, поскольку в данном случае сила, действующая на артемон со стороны ветра, начала складываться с силой сопротивления воды корпусу судна.
В итоге, при боковом ветре судно получает возможность идти туда, куда ему позволяет его обводы, но, конечно, теряя часть энергии ветра на сопротивление воде.
Появляется так называемое движение галсом или лавировка судна против ветра. Помните: "Корабли лавировали, лавировали, но не вылавировали!"
Движение против ветра вроде бы совершенно противоречит обыденной логике. Однако, для большинства любителей парусного спорта - это просто набор простых правил, которые позволяют делать это практически машинально.
Вот тут неизвестные интернет-бойцы даже выложили замечательную флеш-программу, которая позволяет выучить, как делается лавировка судна против ветра. Желающие могут запустить программу самостоятельно, скажу что быстрый результат можно недолго думая получить с углами +45/+20 и -45/-20 градус на судне и на парусе соответственно.
Ну а тут можно полюбоваться, как ходят против ветра (в бейдевинд) современные яхты:
Click to view
В природе нет чего-то 100% хорошего или 100% плохого. Ветер в лицо? Ничего страшного, придумай, как его использовать!
Вокруг холод и промёрзшие просторы? Тоже не проблема, зато конкуренции меньше.
Надо лишь изобрести киль, треугольный парус и придумать, как ходить против ветра.
Или догадаться до стремян, боевых колесниц и булатной стали - и построить свою империю на краю света в замёрзших лесах и степях Евразии.
Со своим игрищами и блудницами императором и боевыми единорогами, преферансом и поэтессами.
Ну, в общем, вы
поняли.
Лев придумывает свои фокусы с парусом и килем, Единорог творит своё с лошадками и повозками.
И они - обязательно встретятся.
Такая логика у этих странных сущностей.