Есть давняя английская поговорка, шуточно ещё называющаяся "утиный тест":
"Если оно выглядит как утка, плавает как утка и крякает как утка, то это, вероятно, утка и есть."
Само же соответствие образа и реального предмета служило всегда основой симпатической магии, известной в народе как "кукла с иголками". Предметы сходные по внешнему виду (магия подобия), либо побывавшие в непосредственном контакте (магия контакта) якобы образуют друг с другом сверхъестественную, магическую связь.
Такая магия подобия и магия контакта есть и у Руси с Хазарией. Если, конечно, мы воспринимаем-таки мир во всём его многообразии, а не просто делим его на чётко очерченные множества с удобными ярлычками "свои, родные" и "чужие, поганые".
И эту магию подобия и магию контакта можно рассмотреть и сейчас, даже по прошествии тысячи лет.
Просто надо не лениться смотреть на все факты. И копать глубже.
Надо сказать, что наша собственная история последних двух веков, наверное, по прошествии тысячи лет будет несказанно радовать каких-нибудь исследователей.
Смотрите. Вначале у нас были russkie. Потом, неожиданно, где-то в конце XIX века у нас появляются ukraintzi, а потом, чуть позже, в начале XX века - belorusi.
Правда, тут же почему-то у нас появляются какие-то bolsheviki, которые потом становятся kommunistami, а ещё и делятся на stalinistov и trotzkistov. А russkie становятся sovetskimi. Ну а pravoslavnie вообще исчезают из летописей на целых 70 лет.
И да, bolsheviki ещё и krasnie, а russkie какой-то период - belie. Нет ли тут связи с belorusami? Слова-то - однокоренные!
Есть ещё и hohli. Причём все hohli - это ukraintzi, однако не все ukraintzi - hohli. Может быть hohli - это какая-то воинская каста у ukraintzev?
Сплошные загадки.
Так у нас и с хазарами.
Примерно в середине IV века нашей эры на народы Восточной Европы обрушилось гуннское нашествие.
Аммиан Марцеллин, служивший в восточноримской армии и потому хорошо знавший события, происходившие тогда на восточных окраинах Империи, обстоятельно описывает поразившую всех европейцев внешность гуннов: они коренастые, безбородые, "приросшие к коням".
"Они настолько сроднились с лошадью, уходу за которой уделяют большое внимание, что "считают позором ходить пешком". Они воюют только на конях, используя в качестве оружия меч, лук со стрелами и аркан. Они постоянно "кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы". "Придя на изобильное травою место, они располагают в виде круга свои кибитки... истребив весь корм для скота, они снова везут, так сказать, свои города, расположенные на повозках... Они сокрушают все, что попадается на пути".
Марцеллин - последний из римских историков, который пишет ещё хоть что-то о реальной жизни. Пройдёт всего ещё около 100 лет - и светскую литературу в Европе
полностью вытеснят церковные книги. В Европе начнётся ужас и безнадёжность "тёмных веков".
В 370 году нашей эры гунны занимают прикаспийские и донские степи и побеждают кочевавших там алан, "многих перебили и ограбили, а остальных присоединили к себе". Далее гунны, опустошив Приазовье и Причерноморье, врываются в Центральную Европу. Лишь через несколько десятилетий гуннов смогли обуздать где-то на территории современной Хорватии - на территории, называемой Паннония. Повелителем гуннов в 445 году нашей эры стал Аттила. Именно Аттила станет невольным "могильщиком" классического Рима, хотя и не смог похвастаться его военным захватом.
Он держал в своей власти не только паннонских и венгерских гуннов, но и оставшиеся в Причерноморье племена, которые были военным резервом для его войск, ходивших тогда уже в Галлию и в Италию.
Надо сказать, что скоротечность взлёта и падения гуннской "протоимперии" чётко прослеживается и по исторической летописи, по "святой троице" археологии. Ведь оставили нам гунны в наследство только погребения и очень немного специфической утвари. Никаких серьёзных "городов" и "поселений" у них не нашлось - ни в Причерноморье, ни в Подонье, ни в Поволжье.
Вот вся их скудная гуннская
археологическая летопись:
"Ого!" - скажет неподготовленный читатель - "Целых 53 погребения! Немало..."
Нет, мало. Чертовски мало.
Для понимания вопроса - аналогичная карта с местами находок Черняховской культуры в том же Причерноморье:
Черняховская культура сейчас задокументирована для более чем 5000 археологических памятников только на территории Украины. Раскопана и задокументирована лишь малая часть из них, остальная же медленно запахивается, застраивается и выветривается.
Кто такие черняховцы? Это ещё один живой артефакт. Это готы. Не те, что едят летучих мышей и делают маникюр чёрного цвета, а реальные готы - которые потом, вслед за Аттилой,
таки добегут до самого Рима. И осуществят "окончательное решение римского вопроса".
Ну а славянам готы оставят такие вроде бы теперь совершенно русские слова, как «хлеб», «котёл», «блюдо», «купить», «художество» и «верблюд». И пустую степь, по которой прокатился гуннский военный каток. К вопросу "пустой" степи мы ещё вернёмся позднее, а пока - заглянем чуть дальше вперёд.
После смерти Аттилы в 454 году нашей эры его огромная и рыхлая гуннская "протоимперия" распалась. Племена и народы, кочевавшие и жившие оседло в восточноевропейских степях, освободились. История их стала развиваться самостоятельно - и их имена одномоментно запестрели на страницах византийских, персидских и закавказских исторических хроник. Акациры, барсилы, сарагуры, уроги, савиры, авары, аланы, утигуры, кутригуры, касоги, болгары, хазары - вот далеко не полный перечень этих постоянно враждующих и воюющих между собой народов. Все они активно участвовали в качестве союзников или наемников в частых византийско-персидских столкновениях и войнах в силах обеих сторон, а при всяком удобном случае грабили и разоряли близкие к их кочевьям пограничные провинции этих двух великих империй.
Именно в этот момент времени конница наконец-то получает
современное прочтение в тактике и стратегии ведения боя - все погребения этого периода уже со стременами - вначале неудобными, круглыми, но потом всё более совершенствующимися - вплоть до почти современных форм.
Ещё одним специфическим элементом снаряжения всадника стало в то время и ещё одно изобретение кочевников Евразии - кожаные сапоги для верховой езды, необходимые для защиты ног от трения о жёсткую лошадиную шкуру. Также, как и стремена, сапоги получили быстрое распространение по всему миру.
Да-да-да. Ботфорты именно для этого! Чтобы локти икры и колени не натереть!
Высокий каблук сапога, которым сейчас любят щегольнуть модницы и который визуально делает ногу пропорциональнее, тоже оттуда.
Каблук для того, чтобы прочно держаться в стремени, а не для того, о чём подумал ты, %username%!
А водить машину и бегать по асфальту - он только мешает!
Одним из этих этносов, которые овладели гуннским принципом "набеговой экономики", и стали хазары.
В одном из отрывков "Истории", написанной сирийским автором Иоанном Эфесским во второй половине VI века, рассказывается, что в царствование византийского императора Маврикия из внутренней Скифии вышли три брата со своими родами. Один из них, Булгар, прошел к границам Восточной Римской Империи, а два других заняли страну алан, называемую Берсилия. "Когда над той страной стал господствовать чужой народ, они были названы хазарами по имени того старшего брата, которого имя было Хазарик". Связь хазар со страной Берсилией подтверждается и сведениями византийских хроник Феофана Исповедника и Никифора. Феофан отмечал: "Хазары - великий народ, вышедший из Берсилии".
Где находилась византийская Берсилия? На это есть чёткое указание - это территория современного Дагестана, Калмыкии, Ставрополья и Ростовской области. Позже, уже в IX веке, араб ал-Балазури напишет, что ал-Баршалия расположена к северу от Дербента.
В легенде о трех братьях, изложенной Иоанном Эфесским, названы имена двух из них - Булгар и Хазар. Имя третьего брата не называется.
Однако барсилы, или басилы, которые, по идее, тогда тоже должны вести своё название от имени брата, неоднократно упоминаются в "Истории Армении" - у Моисея Хоренского и в "Истории агван"- у Моисея Каганкатваци.
Один раз они даже прямо объединены с хазарами. "Хазары и басилы, соединившись, прошли через ворота Чора и подвергли Армению грабежу и разорению". Чора, кстати, это тоже Дербент.
Так что, не исключено, что имя третьего брата - Басил или Барсил.
И вот тут нам надо опять вернуться к "святой троице" археологии - погребение, жилище, керамика. Что у нас есть в качестве материальных подтверждений существования хазар? И где?
А подтверждения у нас рассыпаны по очень широкой территории.
Во-первых, у нас есть очень обширный и достаточно детально описанный ареал в нижнем Подонье и в Приазовье:
Эта археологическая группа памятников известна нам, как
салтово-маяцкая культура.
Открыл "хазар" отнюдь не Лев Гумилёв, а простой сельский учитель Василий Бабенко, ещё в 1900-м году. Случилось это в городе Салтове, что сейчас находится на Украине, в Харьковской области.
А потом их открыли в селе Дивногорье, расположенном в Воронежской области. В 1906 году.
Правда, что характерно - первые находки из Дивногорья были раскопаны ещё в 1890 году. И благополучно забыты. А о существовании "Маяцкого поселения хазар" на мысу возле Дивногорья знали ещё в 1648 году, согласно поднятой потом летописи. И как всегда на Руси, все
были очень озабочены и вовлечены в процесс.
В целом же - все 12 каменных крепостей хазар успешно описаны дьяками Лихачёвым и Даниловым в "Книге Большого Чертежа", изданной ещё в 1627 году.
Дьяки Разрядного приказа были людьми государевыми, пеклись об обороне государства Российского, поэтому им на "хазарско-русские разборки" X века было наплевать. Так и писали, не таясь:
"А на Коломше стоит городище каменное".
Стоит - и стоит себе. Потом используем.
И, в целом, использовали.
Так, например, стены Правобережного городища, Старого Саркела, уже в XVIII веке были варварски разрушены казаками а камень был использован для строительства Старочеркасской крепости. Саму же территорию городища казаки завалили горами щебня, что значительно затруднило раскопки в середине ХХ века.
Так что да. В истории хазар без укров не обошлось. Не появись в 1900-м году никому не известный Бабенко со своими скандальными находками - может быть и не знали мы о салтово-маяцкой культуре. Ведь не очень вписывается она в официальную русскую историографию. Новгорода ещё нет, Владимира ещё нет, даже Киев ещё непонятно что - а каменные крепости хазар и Саркел-Белая Вежа уже тут как тут.
Стоят, вид на Дон портят.
Не обошлось в истории хазар и без их ближайших родственников - булгар.
Ведь ареал салтово-маяцкой культуры идёт гораздо дальше - вплоть до отрогов Кавказа и до дельты Дуная и границ современной Турции. Ведь, как вы помните, второй брат - Булгар, дошёл даже до границ Восточной Римской Империи. И, в целом, наследил не меньше:
В общем же, если сложить все карты вместе, то ареал распространения салтово-маяцкой культуры свяжет собой всю северную дугу Чёрного моря - от северных предгорий Кавказа через Подонье и Приазовье - и до юга Болгарии.
Выдав ещё попутно "протуберанец" в район Волжской Булгарии.
И вот тут-то мы и подходим к главному вопросу, который сейчас раскалывает Русь и Хазарию.
И это даже не вопрос первородства. Это вопрос цивилизационного выбора. И вопрос дальнейшего пути, который этот выбор незримо определил.
Ну и попутно - это мелкий вопрос кагана Иосифа, который тоже на поверку оказывается ничем иным, как историческим мифом.
Ведь через тысячу лет наша утка уже будет выглядеть вот так:
Наименование hazari исчезает с карты Евразии в X веке и появляется потом лишь в XIV веке, как kazaki. Которых иногда называют cherkаsi. Ну те, которые потомки
chernih klobukov. Правда, там в середине есть ещё orda, но у нас - рать!
"Спаси, господи, кагана нашего!"
Кря-кря.
Вот такие у нас сегодня утиные истории.