Когда ты месяц за месяцем читаешь исторические исследования, посвящённые хазарам, тебя всё больше и больше окутывает туман неопределённости и неизвестности.
Чем больше источников о хазарах открывается твоему взору, тем больше тебе хочется вскрикнуть: "О Боже, господа, это же слон!"
А вы - просто щупаете слона с разных сторон.
Ну а удалённость вас от событий тех лет и скудность источников делают вас лишь слепцами и подножия какого-то исполина.
Подумайте сами.
Много ли вы знаете о Хазарии? Какой город, например, был столицей Хазарского Каганата?
Быстрый ответ - Итиль.
Ведь про Итиль писал Гумилёв.
Однако, если мы посмотрим на источники, современные Хазарии, то увидим странное.
Первой столицей Хазарии вроде бы должен быть уже не Итиль.
Ведь впервые о Хазарии пишет отнюдь не Гумилёв, а Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Касир ат-Табари.
Жил этот "
отец исламской историографии" ещё в IX веке, в Багдаде. Именно его перу принадлежит знаменитая «Тарих аль-русуль ва-ль-мулюк» - «История царей и их жизнь, рождений пророков и известий об них, и того, что случилось во время каждого из них».
Ат-Табари закончил труд всей своей жизни в 914 году, за 9 лет до своей смерти, в возрасте 75 лет.
Полный текст «Истории» не сохранился, до нас дошло лишь авторское сокращение самого ат-Табари: по свидетельству Хаджи-Хальфы, первоначально «История» состояла из 30000 листов, но впоследствии автор сократил текст, чтобы сделать более доступным и читабельным.
Древнейший сохранившийся свиток «Истории» относится к XIV веку и составлен на персидском языке - фарси.
Согласно ат-Табари, в 652 году под хазарским городом Беленджером (или Баланджаром) произошло первое столкновение хазар и арабов, в ходе которого город, обороняемый большим гарнизоном, выдержал арабский штурм с использованием осадных машин. В итоге этого сражения арабская армия не только не смогла взять стены Беленджера, но и была наголову разбита, а её предводитель, Салман ибн Раби - погиб в бою. С этого времени Беленджер постоянно будет находится в центре арабо-хазарского противостояния. Из-за близости к границе являлся первым крупным городом, который атаковали арабы, когда им удавалось выйти за Дербент. Поскольку Дербент и Беленджер упоминаются в одних и тех же летописях синхронно, речь, скорее всего, идёт о разных городах.
Арабский автор ал-Масуди, в X веке, даже называет Беленджер столицей Хазарии, что, однако, не подтверждается синхронными данными, где он обычно предстаёт отдельной областью с собственным правителем - сахибом.
Эту, самую южную часть Хазарии, арабы описывают, как населённую отдельным от хазар племенем - баланджарами или бранджарами. Бранджаров часто ассоциируют с булгарами, которые потом, вместе с Аспарухом, откочуют от предгорий Кавказа на территорию современной Болгарии.
Как минимум трижды впоследствии: в 722, в 732 и в 737 годах арабы брали Беленджер штурмом, что вынудило хазар перенести центр своей державы севернее, в не менее загадочный город Семендер.
Беленджар же, судя по его отсутствию в позднейших источниках, был разрушен и оставлен жителями. Впрочем, один из современных районов столицы Азербайджана, Баку, до сих пор носит имя Баланджары. Кроме того, на Волге, в более поздней Волжской Булгарии мы тоже находим племя баранджар численностью около 5000 человек.
Племя баранджар ассоциировано в Волжской Булгарии с городом
Биляр, который упоминаеттся с 1164 года (русская Лаврентьевская летопись) под названием Великий Город. Именно баранждары, согласно летописям, основали Биляр после прихода их на влжские берега из предгорий Кавказа. С XII века Биляр являлся столицей Волжской Болгарии. Последнее упоминание о Великом городе относится к 1236 году, когда во время нашествия Батыя город был разграблен и сожжён татарами.
Реконструкция средневекового Биляра.
Вот, для понимания масштаба,
карта современного состояния Билярского городища.
А вот,
в таком же масшабе Кремль, Китай-город и Бульварное кольцо более поздней Москвы.
Как видите, средневековый Биляр по площади превосходит территорию исторической Москвы в пределах Бульварного кольца.
С учетом посада площадь Великого Города составляет сейчас, в пределах раскопанного периметра, около 8 км², что позволяет относить его к крупнейшим городам современного ему средневекового мира.
Существуют различные оценки численности жителей городища, вплоть до 100 тысяч человек, что вполне реально, учитывая такую большую площадь Биляра.
Вот такая у нас получается Великая Булгария «от можа до можа».
Однако, если "волжский" и "болгарский" след наших баланджаров прослеживается достаточно уверенно, то вот "хазарская" магистральная дорога снова теряется в тумане.
Всё дело в том, что в отличии от Великого Города Волжской Булгарии сам летописный Беленджер так и не найден археологами.
Известно лишь, что Беленджер располагался севернее Дербента, между ним и новой столицей Хазарии - Семендером, на берегу одноимённой реки, достоточно глубокой, чтобы в ней можно было утопить людей. Ведь именно в реке Беленджер были утоплены жители этого хазарского города после взятия его арабами в 722 году. Название «Беленджер» встречается только в арабо-персидских источниках. Многие историки поэтому считают возможным отождествить с ним другой хазарский город - Варачан, который в этот же период фигурирует в армянских источниках.
Однако с Варачаном у нас получается ещё более смешная история.
Всё дело в том, что Варачан в армянских источниках упоминается, как столица «царства гуннов». Но сами гунны в армянских источниках ещё называются и савиры.
По армянским описаниям Варачан был заложен в V веке и находился на холме в 15 километрах от побережья Каспийского моря. Город представлял собой крепость и перевалочный пункт на торговом пути вдоль побережья Каспийского моря. К сожалению, ни один из современных археологических объектов никак не подходит под описание Варачана.
Однако, сами "савиры" наследили в летописях и в историях ну уж очень немало.
Начнём с того, что современный топоним «Сибирь», который сейчас покрывает чуть ли не одну десятую часть обитаемой суши, произошёл именно от названия этого племени.
Ведь родиной савиров были именно Сибирь.
Зона их первоначального обитания находилась в Западной Сибири, между Алтаем и Уралом. Там, согласно преданиям тобольских татар, жил народ савыр (сабыр, сыпыр), который располагался по среднему течению Иртыша до прихода туда сибирских татар.
Европейцы же впервые упоминают савиров в лице Клавдия Птолемея, который поместил савиров в отрогах Рифейских гор в своём трактате "География", написанном в II веке нашей эры.
Сами по себе Рифейские горы - это тоже непонятный артефакт. С равной вероятностью это может и Кавказ, и Южный Урал.
В любом случае - Рифейские горы для греков находились практически на пределе "разрешающей способности" их мирового зрения, ведь именно в них греки помещали истоки великих "скифских" рек - Днепра и Дона.
Знали бы греки, что расположено в истоках этих великих, теперь уже русских рек - наверное, намало бы удивились.
Мир по Птолемею.
В дальнейшем савиры постоянно присутствуют в "разборках" европейского мира между собой.
Практически все сведения о савирах почерпнуты из военных хроник, столкнувшихся с этими племенами государств. Из этих сообщений можно установить, что савиры являлись серьёзной военной силой. Византия и Сасанидский Иран постоянно подвергались их набегам и одновременно ожидаемо стремились использовать в качестве наёмников. Так, в 521 году, византийский император Юстин Первый (дядя знаменитого Юстиниана I, о котором мы
уже писали) склонил савирского вождя Зилигда на войну с персами. Однако тот, получив дары от Ирана, перешёл на его сторону и с 20 тысячами савирского войска напал на Византию. Тогда Юстин предложил Ирану заключить мир, чтобы не идти на поводу у варваров и персы якобы уничтожили савирское войско.
Впрочем, уже в 528 году племянник Юстина I, блистательный Юстиниан-строитель Святой Софии, снова вынужден бороться с савирами, которые вновь служат наёмниками в иранском войске. Савиры помагают персам в войне с Византией в 550-556 годах, а потом служат и Византии, помогая византийскому войску штурмовать город Петра, расположенный сейчас в Иордании.
Кроме того, в летописях упоминается, что именно савиры научили(!) византийцев строить переносные тараны, благодаря чему город Петра и был взят.
Вот такие вот у нас в истории "немытые варвары".
Впрочем, потом савиры исчезают из летописей, а на их месте появляются гунны. А потом -
и венгры. А посередине, между венграми и гуннами там же, на просторах бескрайней Скифии, поскакивают авары.
И, если вы не поняли, связано всё лишь с одной материальной культурой. С разными вариациями, с неизбежными территориальными особенностями, с уникальными находками,но мы видим на территории Великой Степи вплоть до хазар именно это - кочевники, кочевники и кочевники.
Что же привносят хазары в степь? Почему степняки неожиданно оказываются "королями горы" на долгие пятьсот (а может быть - и тысячу) лет средневековой истории?
Почему под натиском варваров падает Рим и содрогается Византия?
Потому что северные варвары осваивают к V веку нашей эры технологию средиземноморских цивилизаций. Они начинают строить города.
И речь идёт даже не о современнике Киева - булгарском Биляре.
Уже в VII веке арабы, прошедшие огнём и мечом всё римское побережье Африки и всю Испанию, ломают зубы о Беленджер и об отвагу его жителей - баланджаров.
В VI веке савиры осаждают Петру, а в V веке гунны доходят до севера Италии и до Франции.
Теперь, проговорю ещё раз, для понимания: кочевники никогда не могут выставить в поле армию, сравнимую с армией земледельцев.
У кочевников есть единственное, неоспоримое преимущество - каждый взрослый член племни, который может сидеть в седле у них воин. Причём воин - конный.
А вот дальше у кочевников начинаются сплошные слабости.
Во-первых: любой кочевник работает не с энергией Солнца напрямую, через растения, а лишь через посредников - домашних животных. В результате, опираясь на эмпирическое правило пищевой и
энергетической пирамиды, можно понять, что кочевнику на прокорм себя надо иметь чуть ли не в 10 раз больше территории, чем земледельцу.
В реальности же, учитывая реальные циклы какой-нибудь пшеницы или брюквы, которые полгода вполне могут лежать в погребе и не требовать энергии на себя и овцы или лошади - ситуация получается ещё печальнее. Лошадь надо кормить каждый день и не играет роли - зима ли на дворе со снежным покровом в полметра или августовская сушь с жёлтой травой на километры вокруг. Поэтому, там где земледелец легко обходится гектаром земли, кочевнику нужны сотни гектар. Ну а 20 тысячам кочевников нужны миллионы гектар.
Во-вторых: эти миллионы гектар в условиях степи - редкость. Потому что кочевнику нужна вода. Нужна даже больше, чем земледельцу. Земледелец может организовать ирригацию, вырыть колодец. У него потребностей в земле - с гулькин нос.
А как пригонять коней к водопою каждый вечер, если они сожралю всю траву в округе? Тут или есть - или пить. Вместе не получается.
Отсюда и сверхценность рек, ручьёв и озёр в условиях степи. Нет воды - нет жизни.
В-третьих: Жизнь! Как дать жизнь ребёнку, если ты верхом круглый год? Точнее: как выкормить ребёнка? Женщина кочевника может выкормить только одного - в постоянных переездах нвозможно завести второго ребёнка до тех пор, пока старший ребёнок не сможет сам идти, ехать в повозке или в седле.
Отсюда и требование к следующему зачатию через три года после первенца.
Ну и старые, добрые способы предохранения, пока ещё не изобрели презерватив.
В общем, резюмируя - играли в "Старкрафт"?
Зерги против протоссов.
Зерги
устраивают раш - и побеждают.
Хотя, объективно, любой одиночный протосс легко изничтожит любого, отдельно взятого зерга.
Как и воин-конник может легко забить пехотинца.
Вот тут то у нас на историческую арену и выползает хазарская химера. Государство кочевников, в котором как бы ВНЕЗАПНО появились города.
Протосс включил силовое поле и начал активно мутировать в ультралиска.
И, надо сказать, соседям такой симбиоз кочевой и городской культуры явно не понравился.
Ведь химеры всегда очень сильны.
Но и слабы - своей внутренней несогласованностью.