В психиатрии описана масса интересных и парадоксальных состояний человеческой психики.
Часто, наблюдая воочию то или иное из них, мы невольно готовы воскликнуть: «О, ужас! Что они творят! Так же нельзя!». Но, попав на место этих людей и в такие же ситуации, мы, не исключено, тоже окажемся перед непростым выбором.
Перед выбором, в котором нет правильных решений. А есть лишь решения верные в начале и точные в конце.
Люди в условиях реальной жизни действуют часто в именно категориях слепой веры - и лишь потом, в конце пути, оглянувшись назад, они могут уже с холодным аналитическим подходом в голове и с точными фактами в руках полностью и непредвзято оценить свои действия там, в далёком начале трудного и длинного пути.
Даже для отдельного человека такая точная и полная оценка часто бывает затруднительна - что-то забывается и стирается само, а что-то хочется просто «непременно забыть» - обычно от страха или от стыда о содеянном. Наши максималистские оценки молодости по резкой шкале «чёрное / белое» с возрастом превращаются во всю развёрнутую шкалу через все оттенки серого, который, в удачном случае ещё и дополняется громадным спектром цветных оттенков - от ультра-фиолетового до багрово-красного.
Намного труднее нам сделать оценку в случае целого государства, да ещё и в случае, если оцениваемые события лежат в нескольких веках от нашего с вами времени.
И, особенно плохо, если решения тех людей - наших далёких предков, именно что верные в начале и точные в конце (а мы сами и наша страна и есть мерило верности и точности тех далёких решений), кажутся нам безумно неправильными по форме и по сути.
Ну а начнём мы свой рассказ о неправильных решениях с показательной истории одной красивой женщины.
Молодая девушка с автоматом в руках на первом фото и гламурная львица на второй фотографии - это один и тот же человек.
Её зовут Патрисия Хёрст и именно её история дала название одному из парадоксальных состояний человеческой психиатрии, которые я упомянул в начале рассказа. Состояние это называется стокгольмский синдром. И история
Патти Хёрст, той молодой девушки с автоматом - это самая известная иллюстрация
стокгольмского синдрома.
Да, это один и тот же человек. Сначала - дочка миллиардера и студентка престижного университета Беркли, потом - террористка и грабительница банков, а потом - бабушка, любящая жена и наследница миллиардного состояния Хёрстов.
Ведь посередине жизнь Патрисии была разорвана - 57 дней она провела в шкафу размером 2 метра на 63 сантиметра, первые две недели с завязанными глазами, первые несколько дней без туалета и с кляпом во рту, была избита, унижена и изнасилована, потом приняла участие в ограблении банка «Хиберния» в Сан-Франциско, в ограблении банка в городке Кэрмичел, в обстреле супермаркета, на ней висит несколько случаев угона автомобилей и захвата заложников, производство взрывчатки. За свои поступки она получила семь лет тюрьмы, реально, с учётом пребывания под следствием, отсидела три с половиной года.
И это - всего лишь одна человеческая жизнь.
А ведь дальше мы будем говорить о целом народе и о длинном тысячелетнем пути его коллективной жизни.
И о верных в начале, точных в конце, но совершенно не «правильных» (по нашему сегодняшнему разумению) решениях русских на этом длинном и извилистом пути.
Ну а речь у нас пойдёт о нём. О родимом.
О татаро-монгольском иге, о православии, об исламе, о русских и о татарах.
Сразу предупрежу - это отнюдь не масштабное исследование, которое будет отсылать вас к сотням источников и к массе фактов. Это лишь некие «заметки на полях книги», которые я свёл из массы своих личных наблюдений.
Если вам надо много фактов - можно, например, почитать вот
это исследование. Но там именно что «много букв». Целых 180 страниц, которые не оставляют на тривиальном представлении об иге камня на камне.
Как я уже
много раз писал, наше обыденное представление об иге совершенно испорчено теми наслоениями, которые привнесли в историческую науку «просвещённые» XIX и XX век.
С точки зрения многих русских учёных, писателей, поэтов и в целом - русских аристократов (а только из среды русской аристократии и рекрутировались в то время основные массы учёных, писателей и поэтов), история России до начала «славных» петровских времён была совершенно «неправильная».
Хотелось иметь что-то залихватски-озорное, как на картине Решетникова «Прибыл на каникулы!», а получалось что-то невнятно-стыдное, как на картине «Опять двойка» того же автора. Хотя писались обе картины вроде бы по одной и той же истории одной и той же страны.
Ну и самым основным вопросом, о который невольно спотыкалось русское национальное самосознание, всегда бы вопрос взаимоотношения и взаимодействия славян и тюрков.
Именно вокруг «русских» и «татар» и будет крутиться вся коллизия исторического дискурса последних двух веков. При этом образ «татарина» всё более и более будет обрастать негативными чертами, в то же время, как образ «русского» всё более будет насыщаться архетипами «разумного-славного-вечного-доброго», от которых и будет плясать вся российская и советская историческая наука.
Хотя, в общем-то, речь будет идти всё о том же мальчике, получившим случайную «двойку» на определённом этапе истории, но потом с отличием закончившим суворовское училище.
Ну - или же о студентке-террористке Тане. Которая, к тому же и бабушка-миллиардерша Патти Хёрст.
Процесс вычленения «татарского следа» из русской истории зайдёт в прошлом так далеко, что даже вопреки логике событий и формальным заключениям, основанным на здравом смысле, местоположение татарской Орды отодвинут куда подальше от границ тогдашней России.
На роль «извергов», которые 57 дней держали русских в шкафу размером 2 метра на 63 сантиметра 300 лет держали русских в оковах «ига» будут назначены никому неизвестные и не особо опасные монголы.
К тому времени, кроме того, и находившиеся ещё и в вассальной зависимости от Российской Империи и поэтому окончательно исключённые из пространства Большой Игры между Англией и Россией во второй половине XIX века.
Получился, в принципе, весьма понятный и управляемый «мальчик для битья», да ещё и полностью подконтрольный для любых, даже самых смелых обвинений.
Чингиз-Хан? Я за него! Батый? Тоже я!
Удобно и понятно. И «правильно». С точки зрения сильной России XIX века. С точки зрения сверхсильного СССР века двадцатого.
Однако, реальная история реального народа отличается от простых построений гуманистов и аристократов российского XIX века.
В этой истории русские и татары, православные и мусульмане, Русь и Орда оказываются перемешаны самым причудливым образом. И масса исторических артефактов свидетельствуют нам именно об этом.
Во-первых, совершеннейшая путаница наблюдается у нас с религией. С той самой, организованной силой, которая подмяла под себя всю пестроту культов и верований, которые существовали на территории современной России, Украины и Белоруссии ещё 300 лет тому назад. Ведь именно по религиозному признаку потом будет производится отделение «русских» от «татар», поскольку никаких других значимых маркеров, в общем-то между ними нет.
Если кто забыл - то вот вам, в напоминание, карты гаплогрупп R1a1 и R1b из
вот этой статьи:
Как видите, реальная граница «Европы» (гаплогруппа R1b) проходит где-то между Германией и Польшей. А не «на Урале», как нас учили в школе.
Можно, конечно, долго спорить насчёт того, когда и где разошлись пути русских и татар с индусами и сибиряками, но то, что исторические пути русских и татар разошлись с «европейцами» гораздо раньше - генетика говорит нам однозначно.
И, конечно, не вина Пушкина или Ломоносова в том, что они хотели «быть Европой». Это просто тогда было модно, а генетика тогда вообще отсутствовала, как наука.
Но - Tempora mutantur et nos mutantur in illis.
Вы хотите в розово-голубое будущее Европы вместе с арабами и жителями Африканского континента? Или всё-таки посмотрим внимательнее на свою собственную историю?
Ведь при честном рассмотрении истории, не отягощённом «стокгольмским синдромом» монголо-татарского ига у нас будут совсем другие сюжеты.
И, честно говоря, я даже благодарен коммунистам за то, что всё это многообразие артефактов, описывающих эти сюжеты, дошло до наших дней, а не пропало под катком организованной религии и коллективного «похода в Европу». Ведь именно советская власть, по иронии судьбы, спасла для нас многие бесценные реликвии из реальной истории религии и веры. Ну и не пустила коллективную Европу на просторы Евразии в далёком уже 1941 году.
Вот первый крест из нашей «большевистской» коллекции:
Сверху - солнце, снизу - полумесяц.
Легко угадать и солнечный символ посередине креста. Конечно, уровень стилизации солнечных лучей достаточно высок, но то, что это именно солнечные лучи - несомненно.
Впрочем, в случае этого креста, ещё можно говорить, что это «лишь красивые дополнения к христианскому символу».
Однако этим наша коллекция не завершается.
Крест №2. Всё тот же Полтавский краеведческий музей:
И, опять-таки, совершенно оригинальные, цветочно-бутонные мотивы на, казалось бы, трагическом символе христианского бога.
Но это ещё не вся наша коллекция.
Крест №3. Ну, тоже... крест. Если, конечно, у вас хорошо работает фантазия.
И, наконец, в завершение нашей коллекции - крест №4. Если вы и тут нашли что-то из христианства - то, наверное, очень хотели это найти. Я, например, вижу тут обыкновенный солярный знак и две пересекающихся перекладины для придания жёсткости конструкции:
А что? Видят же кресты
некоторые одарённые историки на трипольской керамике и даже на петроглифах Каменной могилы, коим уже где-то с пять тысяч лет!
Там так и написано, кстати (цитирую в переводе с украинского на русский): «Таким образом, крест - это символ верховного божества солнца и огня и оберег от тёмных и злых сил».
О как. Крест - символ солнца. А не то, что вы подумали.
Вот, если что, все эти артефакты скопом. Называется экспозиция просто: «Кресты православных церквей Полтавщины XVIII-XIX веков. Сняты большевиками в 1920-е годы во рамках кампании по борьбе с религией»
Восемнадцатый и девятнадцатый век, если кто не понял. Суворов, Кутузов, Пушкин, Лермонтов, Жуковский, Шевченко. А на православных церквях - солярные знаки.
Понятным образом такой же раздрай в пантеоне присутствует и в быту. Пример народного творчества из той же Полтавщины:
Два солярных знака по бокам, в центре - крест.
Если вы думаете, что крест в центре «всё-таки главнее» (несмотря на его весьма схематичную прорисовку по сравнению с детальной выделкой солярных знаков, которые явно присутствовали в народном творчестве задолго до креста), то вот вам ещё один «красный угол» из Полтавщины:
И ещё один:
Да, тут вообще ужас, как вы поняли. Шестиконечная звезда. Та самая, люто ненавидимая сегодня. Но тоже солярный знак в начале а не то, что на неё навесят уже потом.
Если кто не знал - то маген давид стал появляться на еврейских надгробиях только
с конца XVIII века. До тотальной «приватизации» евреями шестиугольной звезды её лепили к себе на гербы и на фамильные щиты все, кому не лень.
Ну а полтавские крестьяне (та самая, изначальная Русь) - любовно вырезали звёзды Давида у себя в «красном углу». Который потому и красный, что солнечный.
И это, ещё раз, уже знакомый нам, покрытый вдоль и поперёк архивными материалами и артефактами XVIII век.
А ведь, если мы копаем глубже, то на гербах, на флагах и в раскопках у нас вообще начинаются вещи престранные и парадоксальные.
Это не улыбающаяся рожица, а реальный герб небольшого города Зеньков, что расположен сейчас на всё той же Полтавщине:
Маген Давиды, Крест, Полумесяц. Обнять и плакать. Всё вместе, и пусть никто не уйдёт обиженным.
А ведь реальная история Зенькова - она именно такая.
Зеньков было впервые упомянут в 1604 году как крепость, подчиненная Речи Посполитой.
В марте 1659 года (в период украинской Руины) Зеньков осаждал гетман Иван Выговский. В городе оборонялись 2 000 запорожцев полковника Ивана Силки, рота русских солдат из полка Краферта и «охочие люди» из стрелецкого приказа Иевлева. Гетман четыре недели осаждал город «жестокими приступами», но потерпел неудачу. Люди Силки «изменников черкас и татар и ляхов многих побили и знамена поимали».
Оценили масштаб сборной солянки образца 1659 года - причём с обеих сторон конфликта?
И это, ещё раз, не какой-то там «далёкий Бахчисарай», не далёкий год непонятного монголо-татарского ига, а самая что ни на есть письменная история. События происходят через 5 лет после Переяславской Рады. Той рады, которая и вызвала 57 дневное заточение украинцев в шкафу размером 2 метра на 63 сантиметра 300 летнее «иго» русских над сводолюбивыми украинцами.
Сюжет повторяется - шоу маст гоу он.
Ну и смотря на «черкас, татар и ляхов» мы подходим ко втором факту, который покажет нам, насколько представление о «правильной истории» отлично от истории реальной. Это топонимы.
Черкасы? В смысле Черкассы?
Знаете, есть такой город меньше, чем в 200 километрах, от Киева-«матери городов русских»?
А ведь очень не хочется прояснять до конца, что такое слово делает на карте так близко к Киеву. Это ж почти как солярный знак на православной церкви или звезда Давида в красном углу.
Вот и приходится выдумывать целую легенду о том, откуда взялись «Черкассы». И даже
не одну. Можете причаститься к полётам научной мысли, популярно изложенным в Рукопедии.
А ведь как не крути - но название «Черкассы» совсем нерусское. В смысле, не славянское. Тюркское, татарское, иранское - да. Но не русское никак.
Южнее же, всего в 300 километрах от Киева, «русское» и вообще заканчивается на корню.
Например, история Кременчуга якобы берет свое начало с 1571 года, когда польский король Август Сигизмунт II подписал универсал о необходимости построить крепость с целью защиты Приднепровья от постоянных набегов крымских татар. Однако, название города происходит от турецкого слова «Керменчук», которое переводится как «маленькая крепость».
Польский король строит крепость и называет её тюркским словом. Дайте мне развидеть это. У меня и так уже рябит от полумесяцев и крестов в глазах.
Да, о крестах. Вот реальные флаги-прапоры запорожских козаков XVII века. Того самого, который с Богданом Хмельницким, Выговским и даже ранним Мазепой:
Крест, звезда и полумесяц. Можно, как вариант, полумесяц, крест, звезда. Ну и всяко-разно чего добавить по вкусу, если заскучали.
Лук или руку с мечом. И логика тогда, в общем-то не нарушается - когда между христианским Киевом и христианским Запорожьем отчего-то вклиниваются совершенно татарские «Черкассы» и «Кременчуг».
Да и кресты на прапорах запорожских козаков и города Зеньков, если кто не понял - тоже неправильные.
Они равносторонние. Тюркские.
Одним из знаков Тенгри-хана в тюркской религиозной культуре является прямой равносторонний крест, который ещё называется «аджи».
Кроме того, тюркская тамга в форме равностороннего креста занимает почётное первое место в длинном списке
тюркских символов:
Тут, как видите, хватит символов на десяток религий. И ещё для потомков останется. Хотя, по факту, это лишь родовые знаки и символы для маркировки имущества, жилищ и скота.
Принимать или не принимать такой взгляд на историю - ваш выбор и ваше размышление. Моя задача и задача проекта, который я веду - пока лишь скрупулёзно учитывать все те материалы, которые дошли до нас со времён нашего «заточения в шкафу».
Ведь крест, звезда, полумесяц - идут по жизни вместе и рука под руку уже очень давно. А вот организованная, тоталитарная религия (какие бы маски она не надевала на себя) - порождение достаточно позднего времени. Если ей, в её нынешней форме 300 лет, то я буду очень рад.
Ведь «ниже» XVII века, в то самое полумифическое время, из которого на нас смотрит «иго», у вообще всё смешивается до полной невозможности.
Крест лежит в одном погребении с «лунницей», которой стыдливо именуют полумесяц:
Ну а изображение христианского святого на амуете-змеевике органично соседствует со змееногой богиней-матерью из скифского эпоса.
Которая, к тому же у нас
и Макошь, и Праскева Пятница в христианстве:
Если кто не осознал - это аверс и реверс одного амулета.
Русские и татары, крест и полумесяц, иго и стокгольмский синдром.
Но Патти Хёрст уже выросла и стала бабушкой.
Может быть, уже пора честно посмотреть в глаза собственной истории и просто рассказать всю правду о тесном шкафе и об ограблении банка?
И всё-таки провести черту Европы именно там, где она была всегда в реальности?
Иначе ведь черту проведут и без нас. Например так, как это недавно сделали в Ливии.
Мусульмане отдельно, православные отдельно. Русские - направо, татары - налево. Украинцы - прямо, в Евросоюз. Правда, вот вопрос, куда их записать-то? В русских или в татар?
А что?
Вот флаг свободной Киренаики:
Очень даже похож на прапоры запорожских кОзаков. Которые казаки. Которые черкесы. Ну, в смысле - русские.
Ну, в общем, вы всё поняли, надеюсь.
Делить всегда легко. Объединять вот гораздо труднее.