Бакман, Страуд, Аберкромби, Кир Булычев, Виктория Ледерман.

Dec 02, 2023 02:43

Я за последние два месяца успел поболеть два раза, причем второй раз короной, патентовано. Но есть плюс: пока валялся, читал. А то последнее время читаю волнами, не как раньше. Да и беру больше легкое чтиво.

Фредрик Бакман, "Вторая жизнь Уве" (2012). Швеция, наши дни (почти). Пожилого шведского мужика инженегра зануду хрыча дядьку самых честных правил увольняют одним днем на пенсию. Всё, дальше по сюжету ничего не скажу, нельзя спойлерить. Пожалуй, это большая литература. Автор старательно выводит главного героя нелюдимым конфликтным занудой, после чего все окружающие (ладно, не все) и читатель резко начинают испытывать к нему симпатию. Местами за душу берет очень даже. Но есть ложка дегтя - повесточку впихнуть не забыли, но хотя бы второстепенных героев.

Джонатан Энтони Страуд, "Амулет Самарканда". Альтернативная Земля, где правят маги. Британия. Способные дети изымаются из родных семей и отдаются на воспитание волшебникам. Магия, по существу, сводится к вызову демонов при помощи правильно нарисованных пентаграмм и составленных заклятий, после чего демон должен выполнить задание в соответствии с законами Мерфи. При этом какой-то логики в силе магии нет: опытные и именитые волшебники могут оказаться весьма слабыми, и наоборот (сила и слабость зависит сугубо от "уровня" вызванного демона). В целом, оно где-то логичней Гарри П. (а целевая аудитория если и старше, то не на много), но читать дальше первой книги не потянуло. Довольно клишированные персонажи, да и "гипермагические" фентези часто страдают провисами в логике.

Джо Аберкромби, Трилогия "Море Осколков" ("Полкороля", "Полмира", "Полвойны"). "Темное" фентези с толстыми отсылками к раннему средневековью, Скандинавии и окрестностям (вплоть до Византии). Впрочем, отсылки остаются отсылками - помимо них в мире существуют вымершие "эльфы", довольно упоротая мифология, а персонажи действуют когда в логике средневековья, а когда - вполне по современному. "Темность" мира определяется количеством непрерывно льющейся кровищи. Фентезийность же, помимо альтернативности мира и отсутствующих в виде персонажей "эльфов" и их артефактов проявляется в виде "магии", которая используется впервые аж к середине второго тома. А почему в кавычках - не скажу, спойлеры. В активе также - довольно лихо закрученный сюжет и пара нестандартных ходов. В пассиве - изобилие роялей в кустах и наделение сюжетно важных персонажей достоинствами уровня эпоса. В целом - вполне читабельно (для любителя жанра), но рекомендовать не возьмусь.

Кир Булычев. Вообще-то Булычева с его Алисой я еще в детстве невзлюбил. Ну ведь мало того, что "дочка маминой подруги", так еще и невменько полное. Да и прочая компания не сильно лучше. За исключением капитана Зеленого - единственно адекватного персонажа. Фильм же до сих пор вызывает испанский стыд при воспоминании станции телепорта в виде фанерного автобуса. Мультик - да, зашел сразу. Опять же, там Зеленый есть. Дальше мне попадались книги про Великий Гусляр - не лучший выбор для подростка.
С циклом о Докторе Павлыше я столкнулся позже. Это - уже почти "твердая" НФ, очень сильно напоминающая "Мир полудня" Сиругацких, почти что фанфик по вселенной. "Цикл" довольно условный, хронологической последовательности нет (кроме первой книги), да и главный герой - не всегда главный. Книги (как всегда у Булычева) неровные и неравноценные. "Поселок", пожалуй, Стругацким не уступит. А некоторые идеи, которые я считал изначально вторичными у Булычева по отношению к Стругацким, внезапно, у него появились раньше. Скажем, "Последняя война" написана раньше публикации "Обитаемого острова" и тем более "Парня из преисподней".
Собственно, главы из "Поселка" я услышал на "Звезде" и решил освежить, и случайно скачал объемный сборник.
Кстати, из забавного. Мультик породил шутки на тему того, что Алиса больше похожа на Зеленого, чем на Селезнева. Внезапно оказалось, что Зеленого рисовали с самого Булычева, а Алису - с его дочери (собственно, Алисы Игоревны). Но при этом Игорь - именно Селезнев. Такие вот сложные "родственные" отношения.

Виктория Ледерман, "Календарь ма(й)я". Советовали как детскую книгу, но да сейчас такие диковинки под этим соусом попадаются, что решил сначала сам прочесть. Было это, правда, еще летом, но отписать забыл, а сейчас уже смутно помню. Сюжетно - некая вариация на тему "дня сурка", но книга больше про отношения подростков, и вот они, помню, были неплохо написаны. Ориентировочно на средне-подростковый возраст, но и я не скучал, осторожно (из-за склероза) рекомендую

Книги

Previous post Next post
Up