Мне 20 лет или Странствие к смыслам

Nov 08, 2015 02:46

Справедливости ради, сразу признаюсь, что я вообще весьма и весьма неравнодушна ко всему советскому, в особенности - кино. И считаю феномен советского кино, переполненного метафорическим языком, одним из наиболее выдающихся в русской истории, и требующих отдельного изучения, дискуссий, написания диссертаций и т.п. И так можно быо бы говорить о многом советском.

Я склонна связывать эту любовь и тягу с тем, что советские люди - были великаны. Некоторые режиссеры смогли создавать кино мистериальное, где в сюжет заложена метафизика странствия, как основа сюжета. Такие фильмы заставляют и чувствовать, и думать, и переживать и совершать собственное странствие с героем.

Странствие также, например, описано в советском детско-юношеском сериале "Гостья из будущего" 1984 года кинорежиссёра Павла Арсенова по мотивам фантастической повести Кира Булычёва «Сто лет тому вперёд» (1977). В этом фильме рассказывается о метафизическом путешествии подростка 10-14 лет. Фильм этот потрясающий, и я напишу об этом отдельно.

А сейчас речь пойдет о фильме «Мне двадцать лет» Марлена Хуциева 1964 года. Рабочее, а вернее первоначальное название фильма - «Застава Ильича» - было изменено на более "безыдейное", но не лишенное содержания. Двадцатилетние каким-то определенным образом ощущают свой путь. Это все еще путь взросления, но уже не из ребенка во взрослого, а из взрослого в Человека. Фильм - портрет своего времени, отсчетом которого пропитана вся кинокартина, сотканный из нескольких сюжетных линий, главной в котором все равно является одна. Фильм - путешествие странника на пути обретения связи с Историей.



Меня, к слову, уже завершающую «путь двадцатилетних», несколько поразили те вопросы, которые волнуют главного героя - двадцатитрехлетнего Сергея. Он заставляет свою душу трудиться в каждой минуте сложного сюжета. Способно ли мое поколение задаваться такими вопросами? Я спрашиваю: Многие ли молодые люди того времени задавались ими?..

И в чем, собственно, метафизика происходящего в этом фильме? Дело в том, что весь сюжет в фильме происходит в символизме Странствия, когда центральный герой в поисках смысла жизни должен пройти ряд духовных исптытаний, чтобы в награду получить взыскуемые Смыслы. Кризис приводит героя к следующему пониманию: Чтобы жить, он должен встретиться со смертью - взглянуть ей в лицо и переродиться. Иначе зачем жить.

Вот эту струкруту сюжета я и попробую разобрать как феномен. Чтобы было легче анализировать я буду использовано много циатат и приводить отрывки картины.


Хуциев будто бы намеренно прячет первую, определяющую сюжет сцену фильма в титры, выводя ее за рамки существующего времени. По улице, утренним дозором идут красноармейцы - революционная "Троица" - будто бы сошедшая с картины Рублева - отцы тех, о ком будет дальнейший рассказ. Символ троицы будет красной линией тянуться сквозь всю канву киноповествования. Лишь только последние строки титров скрываются с экрана - как мы уже видим троих современников, сегодня именуемых «шестидесятниками». Связь времен. Голос диктора «Говорит Москва. Московское время 7 часов 30 минут»...Вот и положено начало странствию - нам автор уже указал, куда поплывем...и духовно-идейный символизм повествования немного приоткрывается.

Сергей отслужил и возвращается домой. А какое первое слово произносит главный герой в фильме? - Да, это слово "мама" - самое главное и самое первое слово. (Сразу заметка на полях: В конце фильма наш взрослеющий герой скажет наконец-то "папа" - и это будет значить завершение некого этапа роста).
Наш герой вернулся с военной службы, но он, по фильму, в метафизическом смысле "только что родился", и ему предстоит только повзрослеть, выбрав путь и найти смысл. И это путь к отцу, и через связь с отцом к высшемку смыслу жизни. В этом вся метафизика происходящего.

И этот смысл он щупает каждый момент, каждое мгновение, он рефлексивен и категоричен в общении с товарищами, любимой и самим собой. В глубине у него нащупывается та самая твердость, позволившая поколению дедов совершить Великую социалистическую революцию и перевернуть весь мир с его идеями. И Сергей это чувствует, эту связь с силой предков, она приходит к нему постепенно, достигая своей плотности и кульминации в самом финале картины.

Какие испытания приходится пройти герою, чтобы в странствии обрести Путь...Как закалялась сталь? Не во время военной службы. Нет. Главный герой находится в прессе реальности, постмодернизирующегося окружения, которое тянет его в это перестроечное болото, но несмотря на это в нем проступают опоры твердости, духа, характера, смыслов. Сергей видит в сытом поведении своего окружения источник зла. Поистине гамлетовский сюжет...

Вот он, гнойник довольства и покоя.
Прорвавшись внутрь, он не дает понять,
Откуда смерть.

Чтобы понять, испытания нужно пройти, а в конце странствия обрести свой Путь.
(В фильме используются очень острые и бьющие в цель диалоги, которые буквально разрезают пространство между разными героями в фильме. На стыке противоречий находится некая истина, ответы на вопросы, которые вынуждают зрителя задавать себе вместе с тем, как задает их герой.) Буду сжато приводить суть испытаний, которые я разглядела, не все, но основные. И сражу же иллюстрировать их.

Испытание мужской честью, когда начальник оказывается подлецом, "сволочью" и не считаешь возможным мириться с этим. Разговор Сергея с друзьями выглядит так:

Какие вы оба деловые.
Я не деловой, я озабоченный.
Теперь мне
всё становится понятным.
Почему бы тебе
не сказать об этом сразу?
Извини, но мне показалось
в какой-то момент, что не стоит.
Это всё лирика.
А дальше?
Хотят сжить со света
хорошего человека,
настоящего, принципиального,
отличного мужика.
У него нелегкий характер
и он этим доставляет беспокойство.
Обычная служебная склока.
Стоит ли обращать внимание?
Как не обращать?
Жить и знать,
что рядом живет подлец,
здороваться с ним
каждый день, жать руку.
Он же всё время рядом,
сидит напротив тебя,
молодой, сытый,
с честными глазами.
Понимаешь, с честными глазами.

Испытание любовью, когда та, которую полюбил,  разочаровывает незрелым поведением и пустотой души.

Любовь соединила их на Карсной площади  под незаконченные стихи Маяковского. В этих строках вся суть соединения смыслов через любовь. Для Сергея целостность и гармония важны также, как воздух. Именно поэтому он для нас главный герой.

Уже второй должно быть ты легла
В ночи Млечпуть серебряной Окою
Я не спешу и молниями телеграмм
Мне незачем тебя будить и беспокоить
как говорят инцидент исперчен
любовная лодка разбилась о быт
С тобой мы в расчете и не к чему перечень
взаимных болей бед и обид
Ты посмотри какая в мире тишь
Ночь обложила небо звездной данью
в такие вот часы встаешь и говоришь
векам истории и мирозданию

image Click to view



Автор намеренно строит сюжет так, что Сергей вновь встречает Аню на Первомайской демонстрации. Символы снова: народное единение через праздник позволило снова встретиться героям-влюбленным. Но что происходит с ними и их любовью потом, когда он выбирает путь странствия, а она не может вырваться за рамки мещанской этики, перенятой у собственных родителей ?..Одна из ярчайших сцен, показывающих изменение взаимоотношений двоих. Во время стихотворных чтений в Политехе обозначается яркая линия разрыва. И мы уже понимаем, что разрыв этот наступит неминуемо. Позже станет окончательно понятным, почему:

Ничего не существует
отдельно, ты пойми.
Отдельно любовь,
отдельно жизнь,
отдельно время,
в которое ты живешь.

Аня искренне старается достучаться до Сергея, но их миры в какой-то момент Странствия становятся параллельными:

Сережа.
Что?
Ты сейчас о чем думал?
Я слушал.
Для их спасения навечно
Порядок этот утвержден,
И торжествующий невежда
Приговорен и осужден.
- Знаешь, что я больше всего хочу?
- Что?
Чтобы я всегда
разделяла твое настроение.
Тебе хорошо, и мне хорошо,
тебе плохо, и мне плохо.
Мне не плохо.
---
Потом ее неуважительный разговор с собственным отцом, несдержанное ею слово. Ее мысли «о себе», в то время, как он продолжает путь воссоединения с Историей. Он делится с ней сокровенным, и не получает ожидаемых прочувствованных ответов.

У меня был странный
разговор с ребятами.
Дело даже не в разговоре.
Я замечаю, что мы стали
плохо понимать друг друга,
как-то отдаляться.
Это неприятно.
Напрасно огорчаешься,
товарищей следует иногда менять.
Это естественный процесс,
происходит он со всеми.
В один прекрасный день
оборачиваешься и замечаешь,
что вокруг тебя
совсем другие люди.
Да, однажды я оборачиваюсь,
а рядом со мной не ты, а другая.
Или ты оборачиваешься,
а вместо меня сидит...
вон, например, приятель.
Зачем ты так?

Испытание дружбой и товариществом, когда друзья Коля и Славка, не готовые серьезно принять выбора Сергея, предлагающие ему продолжать совместно плыть по течению, не видящие истинного пути Странствия для себя, как единственно возможного.

image Click to view



Ладно, хватит. Я рад,
что мы, наконец, поговорили.
Тут нечего темнить,
всё в жизни гораздо проще.
И давай называть
вещи своими именами.
Когда-то это должно было случиться.
Мы выросли, и по-разному
смотрим на многие вещи.
- Я тебя не обвиняю.
- Чего уж, валяй.
Нет, очевидно,
со своих позиций ты прав.
Это не лучшая позиция,
но бывает и похуже.
Ну, спасибо.
Увидимся.
Спешу.

Испытание встречей с Историей, когда случайно найденные матерью военные продовольственные карточки несут Дух из прошлого и нитью прокладывают Сергею главный путь в его странствии. Придет ему силы для сопротивления балагурно-бессмсленной жизни. И достичь своей цели.

Давайте выпьем.
За что?
За картошку.
Может, лучше за репу?
Я хочу выпить за картошку.
Может, стоит этот тост
произнести в стихах?
Любовь, конечно, не картошка.
За картошку.
Тост под барабан.
Опытные ораторы
пробивают кулаком трибуну.
Не понимаю,
что ты хотел этим сказать?
А я понимаю.
Догадываюсь.
Что ты понимаешь?
Опуская все детали,
подробности, разъяснения,
уверения и заклинания,
я назову все твои мысли
по поводу картошки так:
квасной патриотизм.
- Как?
- Квасной, от слова "квас".
К этому нельзя
относиться серьезно.
К этому может быть.
А к чему можно
относиться серьезно?
О чем вообще можно
говорить всерьез?
Ты только не бери на себя
роль гражданской совести.
Не валяй дурака.
Я ведь тоже так умею говорить.
Все мы это умеем.
Ну а что дальше?
У тебя есть вещи, о которых
ты можешь говорить всерьез?
На это ты можешь мне ответить?
Если нет вещей,
о которых можно говорить всерьез,
тогда вообще не стоит жить.
Это провокационный вопрос.
Я могу его и тебе задать.
А я отвечу.
Я серьезно отношусь к революции,
к песне "Интернационал",
к 37-му году,
к войне, к солдатам,
к тому, что почти
у всех у нас нет отцов,
и к картошке,
которой мы спасались
в голодное время, и которой...

И когда в финале Странствия герой вознаграждается встречей с отцом, умершим за Высшие Смыслы - странствие завершается. И время возобновляет свой ход.
Кульминационная сцена фильма будто бы взята из древнего ритуала - снова адресация к мистерии. Сергей вызывает дух своего отца на разговор, понимая что именно так и только так он получит ответы на его вопросы. И как в любой мистерии - состоится встреча Сергея с мертвыми:

Стоп.
Спокойно.
Надо спокойно во всем разобраться.
Слышишь?
Спокойно разобраться.
Я не хочу так дальше.
Не хочу.
Нельзя плыть по течению.
Нельзя просто плыть.
Ну ладно, собери себя в кулак.
Соберись.
Сегодня рубеж.
Я не хочу, понимаешь,
не хочу перетирать время,
перетирать дни.
Ничего не существует отдельно.
Ничего.
Ничего не существует
отдельно, ты пойми.
Отдельно любовь,
отдельно жизнь,
отдельно время,
в которое ты живешь.

image Click to view



Ну а финал картины откровенно идеалогичен. (Предположу, что именно это так бесило Хрущёва - родоначальника десоветизации, выступившего с критикой и не пускавшего долгое время фильм на широкие экраны. Очень уж мешал он деидеалогизации и опрощению народных масс.)
Почетный караул у мавзолея Ленина сменяют те, кто принял эстафету своих дедов. История, таким образом, состоялась. Время не остановилось, оно движется вперед.
Этот фильм - стихи.
Это кино - странствие.
Это - повесть о человеке на пути к Человеку.
«Застава Ильича» - это мистерия о том, как рождается связь с Историей, с мертвыми и высшими смыслами. И пока будут биться сердца и трудиться души таких людей, как Сергей, пока эти люди будут действовать вместе, основываясь на духе долга и солидарности - нить истории не прервется.

Еще раз пересматриваю финал фильма. В нем - продолжение истории под лозунгом "Время-вперед". и это наполняет особой силой. Фильм хочется пересматривать и наполняться.
И снова у меня, как у зрителя, в голове звенит Маяковский, явно ставший вдохновителем режиссера Хуциева в процесе работы над художественной картиной. Революция как любовь:

Время -
начинаю
про Ленина рассказ.
Но не потому,
что горя
нету более,
время
потому,
что резкая тоска
стала ясною
осознанною болью.
<...>
Я
себя
под Лениным чищу,
чтобы плыть
в революцию дальше.
Я боюсь
этих строчек тыщи,
как мальчишкой
боишься фальши.

***
Послесловие:

Недавно в очередной раз праздновался день Великой Октябрьской социалистической революции. Праздник этот с развалом СССР подвергается тщательной дискредитации либо замалчиванию. Но еще остались те, для кого есть то, к чему нужно относиться серьезно. Их все также будут пытаться дискредитировать, называть «квасными патриотами» те, кто связи с предками не обрел, и это - слабые люди, забывшие свои корни.

7 ноября, метафизика, Великая октябрьская социалистическая рев, странствие, смыслы

Previous post Next post
Up