Читал Типитаку, и увидел множество мест явно схожих с Библейскими. Решил собрать их, для начала из Махали сутты. Одно из значении слова «Дхамма» - Религиозное правило, правильное поведение, справедливость, закон. Что вполне перекликается с еврейским названием части Ветхого Завета - «Тора» (תורה)
Рождение свыше:
Достижение одной из ступеней святости Анагами перекликается с «Рождением свыше»:
Махали сутта:
«И вот далее, Махали, монах, избавившись от уз низшего порядка становится самопроизвольно родившимся в высшем мире, достигшим там освобождения, не подверженным возвращению из того мира. Это состояние, Махали, еще превосходнее и возвышеннее, и чтобы испытать его, монахи ведут при мне целомудренную жизнь».
От Иоанна святое благовествование, Глава 3:3
«Иисус сказал ему в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
Об отказе от мирских благ и разрыве родственных связей:
Махали сутта:
«Жизнь в доме стеснительна, это путь нечистоты, странничество же - как чистый воздух. Не легко обитающему в доме блюсти всецело совершенное, всецело чистое целомудрие, сияющее как жемчужная раковина. Ведь я мог бы сбрить волосы и бороду, надеть желтые одеяния, и, оставив дом, странствовать бездомным». И со временем, отказавшись от малого достатка или отказавшись от большого достатка, отказавшись от малого круга родственников или отказавшись от большого круга родственников, он сбривает волосы и боро тоду, надевает желтые одеяния, и, оставив дом, странствует бездомным.
От Матфея святое благовествование, Глава 19:21
«Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною»
От Матфея святое благовествование, Глава 10:35-37
«ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку - домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня».
Запрет убийства и насилия:
Махали сутта:
«Он избегает ранить, убивать, заключать в оковы, разбойничать, грабить, применять насилие».
Исход, Глава 20:13
«Не убивай».
Запрет брать то, что принадлежит другим:
Махали сутта:
«Отказываясь брать то, что не дано ему, избегая брать то, что не дано ему, берущий лишь то, что дано, желающий лишь то, что дано, он пребывает чистый сердцем, же зная воровства. Это и есть часть его нравственности».
Исход, Глава 20:15
«Не кради».
Отказ от блуда:
Махали сутта:
«Отказываясь от нецеломудрия, целомудренный он удаляется и воздерживается от всеобщего обычая совокупления».
Исход, Глава 20:14
«Не прелюбодействуй».
Запрет лжи:
Махали сутта:
«Отказываясь от лживой речи, избегая лживой речи, он говорит правду, связан с правдой, надежен, достоин доверия, не обманет людей. Это и есть часть его нравственности.
Отказываясь от клеветнической речи, избегая клеветнической речи, он не рассказывает в другом месте услышанного, чтобы не вызывать раздора со здешними, и не рассказывает здесь услышанного в другом месте, чтобы не вызвать раздора с тамошними. Он соединяет разобщенных, поощряет соединенных, удовлетворен согласием, доволен согласием, наслаждается согласием, ведет речь, родящую согласие».
Исход, Глава 20:16
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Запрет на нечестную торговлю:
Махали сутта:
«Он избегает обманывать на весах, обманывать в монете, обманывать в мере».
Левит, Глава 19:36
«да будут у вас весы верные, гири верные, ефа верная и гин верный».
Запрет собирать запасы:
Махали сутта:
«В то время, как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, пребывают в склонности собирать и использовать подобным образом запасы, а именно: запасы еды, запасы питья, запасы одежды, запасы обуви, запасы постелей, запасы благовонии, запасы лакомства - он избегает собирать и использовать подобным образом запасы».
От Матфея святое благовествование, Глава 6:26
«Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?»
От Матфея святое благовествование, Глава 6:19-20
«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут».
Запрет на заботу о красивой внешности:
Махали сутта:
«В то время, как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, пребывают в склонности заниматься подобным образом украшениями и нарядами, а именно: угощением, массажем, омовением, растиранием, пользоваться зеркалом, глазной мазью, венками, притираниями, пудрой для лица, мазью для лица, браслетами, перевязью на голове, тростью для прогулок, лекарствами, мечем, зонтом, пестрыми сандалиями, тюрбаном, диадемой, опахалом из хвоста буйвола, белыми долгополыми одеждами, - он избегает заниматься подобным образом украшениями и нарядами».
От Матфея святое благовествование, Глава 6:28-30
«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры»!
Запрет на практики магической и предсказательной направленности:
Махали сутта:
«В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, добывают подобным образом средства к существованию низменными знаниями и неправедной жизнью, а именно: истолковывая особенности частей тела, предзнаменования, небесные явления, сны, знаки на теле, изъеденные мышами одежды, созерцая жертвоприношение на огне, жертвоприношение ложкой, жертвоприношение шелухой риса, жертвоприношение краской пыльцой между шелухой и зерном, жертвоприношение зернами риса, жертвоприношение очищенным маслом, жертвоприношение ртом, жертвоприношение кровью, используя знания частей тела, знания строений, знание полей, знание благоприятных заклинаний, знание духов умерших, знание земли, знание змей, знание яда, знание скорпионов, знание мышей, знание птиц, знание ворон, предсказание срока жизни, заговор от стрел, понимания языка животных, - он избегает подобным образом низменных знаний и неправедной жизни.
В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, добывают подобным образом средства к существованию низменными знаниями и неправедной жизнью, а именно: склоняя на милость богов, исполняя обеты, заклиная духов умерших, пребывая в земляном жилище, вызывая потенцию, вызывая импотенцию, определяя место для постройки, освящая место; совершая ритуальное полоскание рта, омовение жертвоприношению; предписывая рвотное, слабительное, очищающее сверху, очищающее снизу, очищающее голову, масло для ушей, облегчающее средство для глаз, снадобье для носа, глазную мазь, умащивание; бывая глазными врачами, хирургами, леча детей, добывая целебные коренья, освобождая от ставшего ненужным лекарства, - он избегает подобным образом низменных знаний и неправедной жизни».
Левит, Глава 19:26
«не ворожите и не гадайте».
Запрет на пустословие:
Махали сутта:
«В то время как некоторые почтенные отшельники и брахманы, поедая пищу, поданную верующими, бывают и обманщиками и болтунами, и прорицателями и фокусниками, страстно желая все новой и новой прибыли, - он избегает подобным образом обмана и болтовни
Послание к Ефесянам, Глава 5:4
«Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны {вам,} а, напротив, благодарение».
Достижение первой джаны сопровождается радостью, что сходно с некоторыми идеями в христианстве:
Махали сутта:
«Когда он видит себя отказавшимся от этих пяти преград, в нем рождается удовлетворенность, у удовлетворенного рождается радость, от радости в сердце успокаивается тело, успокоившиеся телом ощущает счастье, счастливый сосредоточен в мыслях. Освободившись от чувственных удовольствий, освободившись от нехороших свойств, он достигает первой ступени созерцания, - связанной с устремленным рассудком и углубленным рассуждением, рожденной уединенностью, дарующей радость и счастье - и пребывает в ней. Он сидит, пропитав это тело чистым, совершенным разумом, и не остается во всем теле ничего, что не было бы пропитано чистым, совершенным разумом».
Послание к Филиппийцам, Глава 4:4
«Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь».
Первое послание к Фессалоникийцам, Глава 5:16
«Всегда радуйтесь».
Споры о жизненном начале, возникают и из Библейских текстов:
Махали сутта:
«Но вот, достопочтенные, я знаю так и вижу так. И все же я не говорю ни: «жизненное начало - то же, что и тело», ни: «жизненное начало одно, а тело - другое».
Второзаконие, Глава 12:23
«только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом»; (Синодальная Библия)
В синодальном переводе не совсем очевиден смысл отсылки к данной цитате из сутты. Но вот если возьмем оригинал на иврите, то все становится на свои места:
•רַק חֲזַק, לְבִלְתִּי אֲכֹל הַדָּם, כִּי הַדָּם הוּא הַנָּפֶשׁ; וְלֹא־תֹאכַל הַנֶּפֶשׁ עִם־הַבָּשָׂר׃ (Оригинальный текст)
«Душа» в синодальном, (здесь ַנֶּפֶשׁ нефеш) что как раз и переводится как жизненное начало или дыхание дающее жизнь телу. То, что христиане понимают под слово «душа» отсутствует в Танахе, отсюда и пошла идея у саддукеев о не существование души и у современных Свидетелей И... Руах, слово, которое в синодальном переводе переводится как «дух», также может означать просто дыхание. Все это вполне перекликается с буддийским учением Анатта или Анатман о не существовании души.
Просветленный может становиться невидимым:
Махали сутта:
«* становится видимым для глаз,
* скрытым от глаз».
От Луки святое благовествование, Глава 24:30-31
«И когда Он возлежал с ними, то, взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них».
Просветленный способен левитировать:
Махали сутта:
* сидя со скрещенными ногами, возносится в небо, словно крылатая птица».
От Луки святое благовествование, Глава 24:51
«И, когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо».
Просветленный способен достигать высших миров:
Махали сутта:
«* своим телом он достигает даже мира Брахмы».
От Марка святое благовествование, Глава 16:19
«И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога».
Просветленный способен ходить по воде:
«* не погружаясь идет по воде, словно по земле».
От Матфея святое благовествование, Глава 14:25
«В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю».
Просветленный способен слышать голоса божественных существ:
Махали сутта:
«Так с сосредоточенной мыслью - чистой, ясной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой - он направляет и обращает мысль к божественному слуху. Очищенным божественным слухом, выходящим за пределы человеческого, он слышит оба видов звуков - и божественные и человеческие, далекие и близкие».
Откровение Иоанна Богослова, Глава 1:10
«Я был в духе в день воскресный, и слышал позади себя громкий голос, как бы трубный, который говорил: Я есмь Альфа и Омега, Первый и Последний».
Просветленный может читать мысли и чувтва других людей:
Махали сутта:
«Так, с сосредоточенной мыслью - чистой, ясной, незапятнанной, лишенной нечистоты, гибкой, готовой к действию, стойкой, непоколебимой - он направляет и обращает мысль к знанию, охватывающему сердце. Охватывая сердцем сердце других существ, других личностей, он постигает их».
От Матфея святое благовествование, Глава 9:4
«Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших»?
В следствии дурного поведения существа оказываются в нижних мирах:
Махали сутта:
«Поистине, почтенные, те существа, что наделены дурным поведением тела, наделены дурным поведением в речи, наделены дурным поведением разума, злословят о праведных, придерживаются ложных воззрений, с распадом тела после смерти вновь рождаются в бедствии, несчастье, страдании, аду».
От Матфея святое благовествование, Глава 8:12
«а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов».
В следствии правильного поведения существа оказываются в небесных мирах:
Махали сутта:
«Те же существа, почтенные, что наделены добрым поведение тела, наделены добрым поведением в речи, наделены добрым поведением разума, не злословят о праведных, придерживаются истинных воззрений, наделены действиями, проистекающими из истинных воззрений, с распадом тела после смерти вновь рождаются в счастье, в небесном мире».
От Луки святое благовествование, Глава 23:43
«И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю».
Ничьи религиозные чувства оскорблять намерения нет.
Ваджрная Богородица