Оригинал взят у
svetlanasuhova в
Как рождаются этнонимы, включая Русь.Оригинал взят у
yar46 в
Как рождаются этнонимы, включая Русь. Споры вокруг терминов: Русь, словене, славяне, протославяне, - примитивно затупляют внимание, исследователь, отвлекаясь на споры о терминах, сходит с тропы знаний, отвлекая силы и тратя время на, в общем-то, пустое занятие. Вспомнился характерный анекдот о Ходже Насреддине. Народ мудр, даже улыбаясь.
«Кто-то, сидя рядом с Ходжой, нечаянно пустил ветры, а потом, чтобы замести следы, начал шаркать ногой по доске пола. Насреддин заметил: «Ну ладно, предположим, что скрип досок похож на «звук», ну, а вонь-то откуда?». Я вижу смысл в этой истории таким. Сколько хочешь, шаркай ногой по доске, факт уже в прошлом и его не скрыть ни какими терминами.
А термины в отличие от событий истории вещь переменная. Они изменяются особенностями языков и литературной обработкой. Совсем иное дело события истории они случились и на тысячелетия высечены в камне.
Известны фразы, пригревшиеся в историческом обороте, которые формируют мировоззрение. Их мы рассмотрели в предыдущей статье. Встречая инакомыслие, такие фразы вызывают бурю эмоций. Между тем исток инакомыслия спокойно пребывает в первоисточниках, и что характерно, ни с кем не спорит.
Известная историческая фраза - «мы от рода русского», как раз источник инакомыслия. Но стоит обратиться к истокам фразы, как магия испаряется. Ещё одна фраза - «народ князя Рош». Заглядываем в оригинал библейского текста, и грозный Рош превращается из князя в прилагательное главный.
На неверных переводах базируются решения государственного значения, и составляется историография. Такова цена переводов. Оказывается, кроме историков историю пишут и переводчики.
К примеру, слово «марк». Для одних это имя мирское и библейское, для других метка на шесте речного лоцмана, кто-то от неё стал знаменитым Марк Твеном. Ещё «марк» это мера веса ювелирного серебра и граница территории. Варианты кругом. Встретив такое в тексте, какой вариант признать верным? Совет единственный - используй понятие контекста, а не совет идеологии.
Это так преамбула.
Интересную мысль высказала к.и.н. Лидия Павловна Грот (Попова).
Версию, что слово Русь следует выводить от норманнов, давно опровергли гидрогеологи. Тысячу лет назад норманской земли́ с похожим названием у шведов не было. Почему? Просто эта территория в далекие времена не была землей, она находилась под водой.
В районе шведской прибрежной акватории, начиная с послеледникового периода, наблюдается феномен постепенного подъёма морского дна, за счёт чего имеет место прирастание новой суши. По исследованиям самих шведских учёных, уровень моря в районе, где сейчас расположен Руслаген, был минимум на 6-7 м выше, и нынешний Руслаген времен летописного Рюрика находился под водой.
Теперь выдержки из версии Лидии Грот о происхождении русской общности.[1]
«Попытки лингвистическим путём отыскать корни Руси, практически, в подводном царстве выглядят чистейшим абсурдом… Вместо поисков происхождения народа стали заниматься поисками происхождения его имени. Ничего подобного нет в истории ни одного народа.
Согласно моим наблюдениям, рождение новой этнической общности происходит от союза двух «родительских» организмов по определённой схеме: новая общность получает язык от одного «родителя» и имя - от другого, при этом один из «родителей» может быть «пришлым», тогда другой должен быть автохтоном, связанным с местной землёй. Это как бы формула этногенетического процесса, состоящая из двух величин: вопроса языка и вопроса имени - двух наиважнейших вопросов, которые вставали перед людьми при рождении новой общности.
Например, Италия согласно легенде, получила своё имя от царя пришлых сикулов (сицилийцев) Итала, а её латинский язык сохранил имя аборигенов - латинов; современная Франция получила имя от пришлых франков, но язык остался от автохтонной кельто-галльской традиции; в английской истории общий политоним объединённого королевства был унаследован от кельтской Британии, а язык - от пришлых германоязычных англосаксов; в смешанной этнической среде - симбиозе тюркских протоболгар - потомков волжских булгар и балкано-славянских племён родилась современная Болгария, при этом политоним - Болгария - был взят от тюрко-булгарских пришельцев, а язык и другие феномены культуры - от местных славянских племён и т.д.
Аналогично должно было происходить и рождение современной русской общности и как этнического, и как политического объединения в Восточной Европе.
Примерим модель Л. Грот к нашему случаю. Один «родитель» местный житель (автохтон - Русь), второй - пришлый носитель наречий. Диалекты получают естественное объяснение Расселение происходило в Европе вплоть до Балтики среди населения с общей языковой принадлежностью.
Русский этносоюз вырос на субстрате, от какого в стародавние времена от северных земель востока Европы представители народов «криви» и «драва» (кривичи и древляне) принесли в Индию сведения о древнейших топонимах, какие сохранил легенды на санскрите. Сегодня этот язык можно считать родным братом языка народов Северного Поморья.
Как видим, Лидия Грот не создает для Руси отдельного от остальных народов принципа этногенеза. Эти размышления, какими исследовательница поделилась в 2011 году, практически совпали с результатами исследований международного коллектива ученых, в 2015 году. Материалы изложены в журнале PloS One [2].
А пока обратимся к известным фактам, приводимым в зарубежных источниках.
Близ Светлогорска (немецкий Раушен) течет речка с прусским именем Русис (Русс, Ruβ в немецких записях). По имени речки именовалась и прусская волость - Rusemothe (mothe - прусск., группа поселений). В датских и немецких источниках XII в. присутствуют многочисленные упоминания земли Ruzzia, Ruscia, скорее всего расположенной по реке Руса (Русне/Русс). Запись на латыни земли Ruscia, в кириллическом виде перешла в известное ныне Руские, которое в начале представляло собой не определение как часть речи и не национальность, а название этнической территории Руски́а(я).
На немецкой карте Пруссии Хеннеберга 1576 г. Русь относится к территории в дельте Немана: «Russe sive Holm» (Русе или Холм).
А вот фрагмент карты Хеннеберга, изданной в 1650 году в Амстердаме:
На старых картах нижнее течение и устье Немана называется Русса (Russe), там же располагается одноименный город.
Вот вам и «мать городов русских». Летописец что-то такое о Руси слышал и связал с варягами, а политики возьми, да Киев в мамки и запиши. Соавторы нашей историографии известную летопись переколпоковали, но не выколпоковали. Читаем первоисточник.
Лѣто 6370 (860). Повесть временных лет рассказывает о послах отправленных за море с целью призвать себе князя. «Идоша за море к варягом, к руси». Перед нами маршрут послов, а не название народа у которого князя позаимствовали. Словом Русь называлось племя, которое в IX веке нашей эры жило на берегах Балтийского (Варѧжьскоє) моря. О варягах летописец тоже слышал. Вот и перечислил через кого, и как шли послы. Далее уточнение. «Сице бо звахуть ты варягы русь, яко се друзии зовутся свее, друзии же урмани, аньгляне, инѣи и готе, тако и си». Послы возложенную на них миссию исполнили, призвали на княжение некоего Рюрика. Пришел он не один, а «с роды своими, и пояша по собѣ всю русь, и придоша къ словѣномъ пѣрвѣе. И срубиша город Ладогу».
О чем говорят скупые строки летописи? А говорят они об очевидных делах, если разрешить их видеть. Рюрик пришел, конечно, не один, по пути к нему присоединилась Русь из устья Немана. «И пояша по себе всю Русь». Это как понимать?
Трувор и Синеус слова шведского происхождения, всю = народ Весь, проживавший именно в местах летописных событий.
Sine Use переводится как «со своими родичами», повторив это кириллицей получаем - Синеус. Та же история с другим братом Tru War - «верная дружина» превращается кириллицей в брата по имени - Трувор. Кстати о дружине говорят и летописи: «и пояша с собою дружину многу и предивну».[3]
В результате получаем:
Пришел Рюрик с родичами и дружиной. Пришел к народам Руси и Веси, т.е. к тем, кто за ним посылал.
Вероятно, во всей этой компании были и варяги, ибо как следует из текста летописи, варяги не национальность, а род занятий в среде многих народов. А далее по тексту. И «от тѣхъ варѧгъ прозвасѧ Рускаѧ землѧ». Тоже ясно. Рюрик князь и его правление распространяется на некоторой территории, на которую соответственно распространяется и имя тех, кто все это затеял - Русь. Вспомните, когда скажем в Новгород или другой город призвался или наследовал правление князь, тот город свое имя сохранял. И князь этим именем прозывался. Князь Московский, Тверской, Звенигородский и т.п.
С Русью поначалу пришли «къ словѣномъ пѣрвѣе, и срубиша город Ладогу». Вот вам и первенство для мамы городов русских. В словах о призвании, летописец о Киеве молчит.
Летописный этногенез русского народа шел в северной части Европы, следовательно, привязывать процесс к центру называемому Киевская Русь и считать киевское Поднепровье отсчетом формирования русской нации некорректно. К тому же само название этого центра условно, оно было изобретено где-то около 17 века из политических соображений. Редакторы идеи о «Киевской Руси» без сомнения пользовались картой Хеннеберга, где в явном виде присутствует слово РУСЬ, откуда этноним и попал в Повесть временных лет. О Несторе и его Повести мы вели разговор ранее.[Повести и летописи,
http://yar46.livejournal.com/162291.html ]
Посмотрим теперь, откуда пришел наш князь.
Рюрик пришел от реки Рурики из области Рур (потому и Рюрик), по пути пересек Ильмень-реку, часть переселенцев уже по прибытии обосновалась на Ильмень-озере. Характерно, что этим событиям предшествовала жизнь на Урале. Надеюсь про Ильменский заповедник что на Урале не забыли со школы.
Как память о событии на юге Ильмень-озера, встал город Старая Руса, на север от озера - Новгород. Сохранилась и летописная Ладога, ныне Старая Ладога. И ещё сохранилось карельское слово «рускей», означающее красный цвет и направление на юг. Был в старину такой цветной компас в эпосе Калевала. Впервые на это обратил внимание Паранин. Вот и современная красная часть стрелки компаса традиционно указывает на юг. Там на юге также можно отметить присутствие этнонимов с основой «рус». И не только на юге. Это наблюдается повсеместно. [
4]
По такой причине и возник термин для титула властителей «Всея Руси».
Информация о территории Пруссии (по Русе) взята за основу летописцем, вот и мы воспользовались его источником для большей достоверности и убедительности.
Летопись назвала лишь один из географических адресов русских событий, а Энциклопедия[4] нам рассказывает о многих.
Мы потомки русов, словен, славян, кривичей, финнов, вепсов, карелы, ижоры и …
Да простят меня представители остального множества народов, кого не помянул, но кои, безусловно, все вместе и составили культуру, именуемую теперь культурой Русской. Не случаен исторический факт существования Руси Великой, поскольку составлена она из великого множества родов. А название Русь Малая отражает реальность своего времени, где соединилось меньшее число родов и территорий. Только и всего и никаких уничижений и чванства.
Русь - одно племя, а Россия союз многих, который в свою очередь проводит политику единения поначалу удельных русских княжеств, а затем и инородцев: угории, бярмиии, мерян, мурома, весь, балтов... , что и всплывает мифами, вышивками, сказками, местными диалектами.
То же самое в русском языке увидел и исследователь Navyserge [5], проведя слоговый разбор:
«Русь (др.-рус. РОУСЬ) жила, со своей потенциальной силой РОУ. Иногда, правда, ее проявляла, когда иноязычные и враждебные племена не понимали смысла ее самоназвания, но не более того. Это наглядная демонстрация того, что бывает, если игнорировать смысл русских слов».
У Navyserge есть ещё соображение по теме.
РУСЬ = Рцы + Оук + Слово + Ерь.
"Оук", когда употребляется после какой-либо буквы в самостоятельном слоге или слогокорне, обозначает призыв (зов). Например, всем известное "АУ" - азов зову, т.е. руководителей.
В слове "РУСЬ", на мой взгляд, первый слогокорень "РУ" тождественен ему же в слове "РУКА", т.е. "рекущий призыв", "КА" это одна из многих.
Рукой мы можем позвать за собой не открывая рта.
"Ерь" это завершённый процесс сотворения чего-либо.
Получается, что "РУСЬ" - Рекущая призыв слово сотворившая. Другими словами можно сказать - "призывающая за собой словом". "Призыв" здесь нужно рассматривать, как предложение последовать собственному примеру. Т.е. это страна, предлагающая другим свою идеологию (образ жизни) и на собственном примере показывающая её превосходство.
Учитывая, что наши предки в незапамятные времена вели просветительскую деятельность, о чём упоминается во многих древних преданиях Индии, Китая, Ближнего Востока и т.д., то такой перевод выглядит осмысленным и оправданным.
Поэтому на карте Европы слово "РУСЬ", представляет "следы" учителей древности.
Столкнулись идеологии Руси и Римской империи. Произошла метаморфоза переименования Руси в Росию в силу исторических и религиозных событий, по началу с одним С.
«Древнее РОУСЬ из слова РОСЬСIА никуда не делось, только первый слог слегка изменился. Из него выпал указатель будущего времени У», что как раз понятно. Первоначальные многочисленные Руси тяготевшие своим У Руси тяготевшие к единению «всех русей» или почти всех, уже объединились. Главное то, что указатель на энергию «РОУ», характерную для данного народа присутствует в обоих вариантах и у Руси (РОУСЬ) и у России. [5]
Умные люди о том давно ведают и не без основания опасаются тревожить тотемного медведя в его берлоге. Но история показывает, что время от времени возникают желающие эту истину проверить снова и снова.
Византийские печати прикомандированных митрополитов сообщают только о России (Rwsiѵ) без упоминаний «Руси». Византия называла Русь по библейским текстам Рош в соответствии с греческим вариантом пророчества о князе Рош. Ну, в самом деле, не себя же магогами считать. Однако на лицо факт исполнения того пророчества в полной мере. Римская империя, что на север от Израиля, царство захватила, за что была наказана полным уничтожением. Финиш! Теперь на той территории проживают очередные Магоги, и тоже провоцирующие военные столкновения. Напророчили, а оно во времени и закольцевалось.
Об этногенезе, составившем народ русский, речь ведет и ПВЛ, и историк Лидия Грот, следом и группа европейских ученых согласна, о чем есть статья в журнале PloS One[2]. Теперь уже и любители участвуют в процессе, не ожидая, когда академические силы докопаются до родной истории.
Древние роды образовали русский этносоюз Русию. Союз основой существования имеет пассионарную энергию, какую ещё Л.Н. Гумилев в своих трудах отметил. Всё у нас как у людей и никаких исключений из общего правила этногенеза. А разговоры об исключительной русской дикости пусть останутся на совести её изобретателей.
Я не питаю иллюзий в отношении принятия выводов настоящей и предыдущей статьи. Слишком долго нам повторяли сказки, к каким мы привыкли многими поколениями. Теперь, если вместо привычных сказок кто-то выскажет вовсе не сказочные идеи, то это автоматически воспринимается с подозрением. Что ж, будем привыкать к реальности постепенно.
Источники:
1. Лидия Грот, «Для них «Русь» - даже не имя, или Дославянская Русь»,
http://rujas-veldze.livejournal.com/692274.html По материалам Второй Международной научной конференции «Начала Русского мира» 26-29 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге и Старой Ладоге.
2. Журнал
PLoS One,
http://dx.doi.org/10.1371/journal.pone.0135820, перевод
http://chrdk.ru/news/2015/9/3/uchenye_rekonstruirovali_geneticheskuu_i_lingvisticheskuu_istoriu_slavyan/3. С. Лесной «Откуда ты Русь». Под ред. Ю. К. Филиппова и М. М. Мирошниченко. - 2-е изд. - Р. н/Д.: Донское слово, Квадрат, 1995.
4. Энциклопедия, Русская традиция,
http://traditio.wiki/Росия5. Преображение Руси,
http://navyserge.livejournal.com/45650.html