Разница в образовании. Откуда она?
Тема изначально философская.
Причем философская в том, народном смысле, когда подразумевается, что говорить и спорить можно долго, но ответа найти не получится.
Соглашусь заранее с тем, что ответа найти не получится. Но это же не значит, что нет смысла об этом говорить.
Мне кажется, что большинство наших бед заключается именно в образовании. Поскольку, как не крути, а основные наши проблемы заключены в неравенстве людей. А неравенство оно не в количестве доходов или месте проживания. Основное неравенство оно именно в способностях, то бишь, в наличие или отсутствии определенных знаний. А всё остальное вторично.
Как не крути, но для того, чтобы стать миллиардером, нужно иметь не только определённые деловые качества, но и какие-то знания. Собственно то, что мы называем деловой хваткой - это ведь тоже составляющая часть знаний.
А вот почему этот самый уровень знаний у всех разный? От чего он зависит?
Задумавшись над этим, я пришел к выводу, который мне самому показался неожиданным. Не менее чем 90% знаний, которые мы используем в жизни, мы получаем в школе.
Обычной, средней школе.
Плюс к этому, некоторое количество специальных знаний добавляет ВУЗ. Но вот как раз эти знания влияют меньше, тем более что далеко не всем приходится их применять в жизни.
Не верите?
Попробую убедить.
Практически всю свою трудовую жизнь мне приходится заниматься журналистикой. А журналист, это человек, которые по определению Жюль Верна обязан знать обо всем понемногу. То есть настолько, чтобы, когда о чем-то пишешь или говоришь не показать свое полное незнание вопроса (жаль, что современные журналисты не читают Жюль Верна).
А последние лет одной из сфер моей деятельности является издание популярных справочников на самые различные темы. Что тоже требует некоторых знаний в самых различных областях деятельности - биологии, минералогии, нумизматике, географии и многом другом.
Так вот, каждый раз сталкиваясь с какой-то темой, я постоянно убеждаюсь, что для того, чтобы разбираться в ней, достаточно напрячь память, и вспомнить школьный учебник.
Я немного утрирую, но на самом деле, даже столкнувшись с темой драгоценных камней, мне мало понадобились знания из курса геологии, полученные в ВУЗе - хватило воспоминаний с уроков географии.
Это даже удивительно, но в школе нам даётся настолько полный курс знаний, что его достаточно, чтобы стать разносторонне развитым человеком.
Кстати, в ВУЗе многие дисциплины, которые даются в дополнении к основным, по сути лишь повторяют школьную программу. У нас, например, таковой, являлась химия. И весь курс химии у нас, по сути, был повтором школьной программы - разница была скорее в подаче материала, чем в объеме и глубине.
И конечно, надо учитывать то, что под изучением школьной программы подразумевается её развернутое понимание.
То есть не только учебник, но и то, что называлось рекомендуемой литературой для чтения. А так же всевозможные кружки, факультативы, дополнительные занятие и всякие экскурсии.
В общем и целом можно сказать, что если хорошо учить уроки, и при этом читать книги и вообще впитывать всевозможные знания, то более вроде ничего и не надо.
А теперь сделаю поправку к вышесказанному - в средней школе мы МОЖЕМ получить 90% знаний, которые будем использовать в жизни.
Можем. Но не получаем.
Не получаем совершенно точно, иначе бы имели общество с таким уровнем интеллекта, что никакому Ивану Ефремову или Сергею Снегову и не снилось.
А почему?
Возможности у всех изначально одинаковые. И не надо утверждать про социальное неравенство общества. В жизни множество примеров, когда образованнейшие люди вышли из самых низов, и их родители были бедным и абсолютно безграмотными. И столько же много примеров, когда дети талантливейших людей, вырастали в полных балбесов. Поговорку «природа на детях отдыхает» ведь не случайно придумали.
Конечно, многие социальные факторы влияют на получение образования. Но почему-то один ребенок не читает книги из огромной домашней библиотеки папы-академика, а другой зачитывается книгами из «районки», чего совершенно не понимают его родители-алкоголики.
Откуда это берется?
Каким образом закладывается вот это неравенство в мозгах наших детей?
Когда, кем?
Может быть, ответив на этот вопрос, мы сможем очень многое изменить в нашей жизни?
Хочу отметить, что это не только статья, ставящая тему для обсуждения. Это в некотором роде только начало разговора, который сначала пойдёт в блогах, а продолжится в очередном выпуске программы «Пресс-клуб», которая будет посвящена этой теме.
Программа выйдет в среду, 28-го марта, в 21.00 по московскому времени.
Приглашаем всех, кому интересны поднятые в статье вопросы, посмотреть нашу программу.
Для этого надо всего лишь пройти в указанное время
по этой ссылке Хочу напомнить, что наше вещание является уникальным за счёт своей интерактивности. То есть любой пользователь Интернета может высказать свое мнение прямо в программе, если конечно у него есть веб-камера.
Если же среди тех, кто прочтёт эту статью, окажутся и такие, кто захочет всерьёз принять участие в разговоре, то есть принять непосредственное участие в программе в качестве гостя, то обращайтесь.
Уточняю, что вы это можете сделать из любой точки земного шара.
Чтобы познакомиться с программой «Пресс-клуб» заранее, вы можете посмотреть архив записей
вот тут