Признаки того, что перед вами хороший врач

Jul 30, 2015 15:53

             


Как понять, что перед вами хороший врач

Четыре признака хорошего врача и четыре ложных лайфхака пациента. Врач-невролог
dissomnia разбирает запутанные отношения между «докторишками» и людьми, которые пришли лечиться. Один из самых частых вопросов: как понять, что доктор достаточно грамотный? Здесь я писала мифы о плохих врачах - возможно, это стоит прочитать в качестве вступления тем, кто заранее негативно настроен к нашей медицине в целом и врачишкам в частности.

А теперь - про признаки хорошего врача.



У него есть на вас время

50 больных в день, три работы плюс ночные дежурства, безразличный ко всему взгляд и ненависть ко всему роду пациентскому. Это выгоревший специалист, который работает на автопилоте. Он уже не в силах осознать, что надо что-то делать с невыполнимыми объемами работы и перестать ездить на собственном здоровье. К некоторым докторам понимание приходит на больничной койке - увы, в этот момент зачастую уже поздно что-то менять.

В бесплатной медицине нормальному контакту с пациентом препятствует сама система: проверяющим инстанциям и администрации больниц неинтересно качество лечения пациентов, им интересны цифры - и финансирование будет тем ощутимее, чем больше людей за единицу времени посмотрел врач.

Поэтому у доктора на пациента есть в лучшем случае 10-15 минут. Но это не повод расстраиваться - далеко не всегда врачу требуется вечность, чтобы разобраться с болезнью. Однако в любом случае спец должен расспросить и хоть немного посмотреть пациента. Если врач даже не взглянул в сторону больного, решил ограничиться записями предыдущих спецов для заполнения документов, а на вопросы устало отмахнулся с фразами типа: «вам 70 лет, чо вы хотели» - это, конечно, не повод писать жалобу в Горздрав, но верный знак, что стоит поискать другого спеца.

Он готов объяснять

Умение терпеливо объяснять одно и то же (потому что список «горячих вопросов» довольно однообразен) - качество, которое в норме прокачивается у врача в первые годы работы.

Нет, обезболивающие не лечат вашу спину, ее лечит ваш образ жизни. Да, таблетки от давления придется пить всю жизнь, а не курсами. Нет, побыть на больничном, чтобы посадить помидоры на даче, нельзя. Да, антидепрессанты - это серьезно, но в вашем случае необходимо. Нет, грыжа межпозвонкового диска не опасна для жизни. Да, я вас понимаю, маленький ребенок мешает заниматься лечебной физкультурой, но если вы не найдете на себя время сейчас - потом придется неделями лежать в больнице.

Именно так выглядит рутинная работа невролога поликлиники, да и стационара - просто тематика вопросов немного отличается. Труд рядового врача - это ежедневная тренировка внутреннего дзена, а отнюдь не «мы его теряем!» или «сейчас я расчехлю свою волшебную таблетку!» И если доктор не научился искусству не беситься от однообразных вопросов - у него проблемы.

У вас совпадают цели

Понять, хотите ли вы со спецом одного и того же - не так сложно, как кажется. В одном из постов онкологической пациентки, которые выносило в топ, проскакивала интересная жизненная ситуация: ее врач настаивала, что необходимо добиться хорошего качества жизни, а потому снижала дозы препаратов на химиотерапии, пациентка же, несмотря на очень неутешительные прогнозы, хотела получить хоть и призрачный, но все же шанс на победу над болезнью, и хотела настолько высоких доз препаратов, насколько можно выдержать. Скорей всего, у врача просто не было иллюзий на тему прогноза - пусть онкологи рассудят, кто в этой ситуации прав. Но важно, что цели врача и пациентки не совпадали.

То же самое относится к врачам других специальностей. Если вы верите в гомеопатию, не стоит идти к участковому педиатру. Если вы хотите лечения строго в соответствии с доказательной медициной - не ищите доктора преклонных лет, который славится нестандартным подходом к лечению. Если вы сторонник теории «в здоровье ребенка необходимо по умолчанию все корректировать» (ортопедическая обувь всем подряд, пеленание до детского сада, прикорм с 3 месяцев и прочие радости советской карательной педиатрии) - обратитесь к олдскульному врачу; их до сих пор на удивление много и они по-прежнему пользуются непререкаемым авторитетом. Если вам важна психологическая поддержка - ищите понимающего доктора, всегда готового эту поддержку оказать, но будьте готовы, что игра в психолога - вовсе не гарантия эффективного лечения.

Теперь про неврологию. Ко мне часто приходят пациентки, которые любят процесс лечения. Раз в полгода они привыкли «капаться», а еще каждый день пьют по флакону корвалола и уверены, что современная медицина умеет лечить таблетками решительно все - от мозоли на пятке до неспецифической боли в нижней части спины. Не получив искомого в своей поликлинике, они уходят в частные больнички: там очень умело создают видимость лечения токами и таблеточкаме в красивых фантиках. Эффекта нет, но он и не требуется - ведь таким людям важен сам процесс, а не результат. Я уважаю их выбор, хоть и не поддерживаю его.

Есть и другая категория пациентов, которые уверены, что официальная медицина - продажная девка фармкомпаний. Они лечат себя сами: водкой, мочой, медом и лечебными голоданиями. Сегодня наблюдала популярную йогиню, которая огранизует в инстаграме флешмоб по недельному, что ли, голоданию на отваре из травок. Судя по ее внешнему виду, там вот-вот начнется энцефалопатия на фоне B12-дефицита, а истощение уже имеет место, но барышня всерьез настроена и дальше «лечиться от шлаков.»

Очевидно, что с обычным врачом, далеким от знаний о таинственных паразитах и опасных токсинах, ей общего языка не найти (искать его, правда, все равно придется, если не догадается остановить безудержный детокс - но позже, и, увы, в экстренном порядке).

Не манекен в халате

Врач способен улыбаться и шутить? Отличный, хоть и не определяющий профессионализм, признак. Если спец сохранил способность искренне улыбаться на работе - значит, он не выгорел. И это хорошо.

Врачи, которые находили время уместно пошутить и заставить пациента улыбнуться - оказывались отличными спецами, и моя довольно большая выборка здесь не имеет исключений.

Хорошие врачи есть: их можно найти не только в крутых частных медцентрах, но и в обычных поликлиниках. Но чтобы наступило взаимопонимание и эффективное сотрудничество со спецом, сначала важно определиться, чего вы ждете от лечения и каковы ваши цели.

Мнимые лайфхаки пациентов Времена, когда врач был бесспорным авторитетом для пациента, обладателем эксклюзивных знаний и ценного опыта, давно прошли. Теперь лучший лекарь - это интернет, а поликлиника - бюрократическая структура по генерированию разного рода полезных бумажек вроде справок и больничных. Скорая помощь, по мнению большинства пациентов, - это комфортабельное такси, стационар - разновидность санатория, где можно поправить здоровье капельницами.

Эти представления стали причиной того, что пациенты активно пользуются благами здравоохранения с какими угодно целями, но только не для получения рекомендаций по лечению. Как лечиться, подскажет гугл, а люди в белых халатах пусть помогают человеку сделать жизнь легче и приятнее. Этот подход на первый взгляд кажется пациенту вполне обоснованным и полезным, однако на практике происходят досадные неожиданности.

Оказывается, что вроде бы всем известные и проверенные медицинские лайфхаки не работают.

Вызывать скорую, потому что не хочется идти в поликлинику

Врачи скорой помощи могут рассказать много увлекательных историй про свою работу. Правда, кроме интересных рассказов про спасенные жизни, обязательно будут сетования на «постоянных клиентов». Обычно это хитрые старушки, которые не хотят мерить давление самостоятельно и идти в поликлинику, чтобы снимать ЭКГ; с участковым врачом отношения безнадежно испорчены из-за постоянных необоснованных вызовов на дом.

Но всегда есть скорая помощь! Они не могут отказать пожилому человеку и всегда поспешат на помощь, чтобы в экстренном порядке оказать внимание пациентке, померить давление, снять ЭКГ и, если повезет, поговорить о подробностях ее болезни.

Кстати, не только пожилые пациенты грешат необоснованными вызовами скорой. Коллега рассказывал, как молодая дама неоднократно вызывала бригаду скорой помощи на каждую из своих панических атак, игнорируя рекомендации выбраться к неврологу или психиатру и решить вопрос с антидепрессантами; требовала выписать ей рецепт на таблетки у врача скорой помощи. Врачи скорой, понятное дело, ее просьбой манкировали и продолжали настаивать на необходимости совершить ряд скучных действий по записи на прием в поликлинику.

Почему это не работает? Несмотря на то, что покорные медики со скорой раз за разом приезжают на необоснованный вызов, они выполняют единственную задачу - исключают серьезные состояния, которые требуют неотложной помощи. Если вызывать скорую раз в неделю, это, конечно, создает иллюзию динамического наблюдения у специалистов, однако по факту таковым не является.

Для успешного контроля хронических болезней нужно сдавать анализы и наблюдаться у профильных специалистов. Только унылые походы в поликлинику помогут справиться с этой задачей, потому что лишь по результатам осмотра и обследований врач поможет скорректировать лечение (подобрать нужную дозу таблеток от давления, назначить статины, убрать аритмию, найти подходящие антидепрессанты и прочее) таким образом, чтобы жилось легко и радостно.

Просить у врача направление в стационар, если нет показаний к госпитализации

Ко мне в кабинет однажды зашла танцующей походкой дама средних лет. Походка ее не была связана ни с гиперкинезами, ни с поражением мозжечка. У нее вообще не обнаруживалось признаков какого-либо неврологического заболевания, как и любого другого недуга. На вопрос о жалобах она ответила отрицательно. Нету жалоб, никаких!

Она очень просила дать ей направление в больницу, потому что «капельницы помогают поддерживать нормальное давление в течение полугода». Потом оно, зараза, начинает снова ползти вверх. Таблетки от давления - зло и химия, вот капельница - дело совсем другое. Убедить ее попользоваться тонометром в течение недели и прийти ко мне еще раз не удалось. Следующей ко мне зашла подруга этой дамы, с аналогичной просьбой и тоже полным отсутствием жалоб. Летела она из моего кабинета уже чуть быстрее, потому что запасы моего долготерпения порядком истощились.

Почему это не работает? Когда я дежурила в инсультном отделении, ко мне поступила такая же дама средних лет. Два часа назад она была цветущей и довольной жизнью, ни разу в жизни не задумывалась о том, чтобы завести дома тонометр, таблетки от давления не пила, хоть участковый терапевт упрямо твердил про какие-то риски и совал бумажки с названием препаратов. А потом она почувствовала себя не такой цветущей, и пока родственники вызывали скорую, впала в кому. Умерла она через полчаса после поступления.

Лежать в стационаре с профилактическими целями «от давления» некоторым пациентам кажется приятным и полезным времяпровождением, как бы выполняет роль особого ритуала на удачу, который позволяет избежать инсульта. Им кажется, что выписка из стационара - достаточная профилактика грозящих осложнений.

По факту куда эффективней совершить путешествие в ближайшую поликлинику и подобрать таблетки от давления и другие препараты. Компромиссный вариант - прочитать рекомендации в выписке из стационара и купить назначенные таблетки. После чего пить их. Принимать внутрь. По-настоящему. Каждый день.

Жаловаться главврачу

Вы пришли в поликлинику, но выяснилось, что сегодня попасть к врачу не получится. Решив, что тупые тетки из регистратуры просто не хотят, чтобы вы поскорей выздоровели, вы устремляетесь в кабинет врача - просить, чтобы принял так, без записи. Докторишка воззрился на вас потухшим от усталости взглядом из-за эвереста карточек и сообщил, что принимает только по записи. Что делает в таком случае умный пациент? Правильно, идет жаловаться к главному врачу, потому что в конституции, в твиттере Медведева и в клятве Гиппократа, которую давал врачишка, сказано, что каждый человек в Роиссе имеет право на немедленную и бесплатную медицинскую помощь по лучшему разряду.

Главный врач смотрит на вас несколько странно (особенно после тирады про то, кто и кому давал), но берет телефон, набирает кабинет докторишки и говорит принять еще одного человека. Когда вы выйдете из кабинета, главный назовет вас придурком и скажет врачу: «Ну сам понимаешь, зачем нам очередная бумага из Горздрава.» Но вы этого не услышите.

Профит! Вот он, отличный способ обойти запись к врачу. Пусть лечит поинтенсивнее, нечего тут чаи распивать с медсестрой.

Почему это не работает? Нет, врач не будет назначать неправильное лечение и не выпишет вам рецепт на выпить йаду. Но отнесется к вам формально. Посмотрит и даст назначения максимально быстро. И если вам хочется внимания и человеческого участия, вы его не получите. Кстати, повторная попытка попасть на прием через главного врача тоже обречена на неудачу.

Взять больничный, чтобы уехать в отпуск

Среди пациентов ходит легенда, что нет ничего проще, чем получить дополнительный оплачиваемый отпуск - надо просто прийти в поликлинику, вооружившись знаниями из интернета, и симулировать простую болезнь. Очень удачно все складывается, если изобразить боль в спине. Болеть она может от чего угодно, и пока врачишка разберется чо к чему, можно пару недель провести в теплой стране, инстаграмя ракушки и посылая всем приветы.

Почему это не работает? Несмотря на то, что больничный вы скорей всего получите, полезно знать, что врач в 99,99% подобных ситуаций в курсе, что имеет дело с симулянтом. Это значит, что являться на прием придется через день. Докторишка назначит вам анализы, а потом физиопроцедуры, массаж или еще какое-нибудь мероприятие, на которое нужно будет ходить каждый день. Он не поленится позвонить медсестре у выяснить, посещаете ли вы назначенные процедуры.

Некоторые особо додельные врачи потребуют обнажить зад, чтобы подтвердить факт ежедневного свершения внутримышечных инъекций, и даже посчитают следы от уколов. При обнаружении отступлений от назначенного варварского лечения врачишка напишет, что вы нарушаете режим и сделает соответствующую пометку в больняке. В общем, симулировать болезнь для получения больничного - это крайне неудобно и дорого. Проще взять отпуск без оплаты.

Во всех перечисленных ситуациях основной ошибкой пациента является уверенность, что врач - идиот. Увы для мнимого больного, который хочет всех перехитрить, в 99% случаев попытка поездить на здравоохранении не с целью лечения, заканчивается совсем не так благополучно, как мечталось.   0

Источник .

Автор-составитель  ©Czesław

Назад    →   Услуги   Здравоохранение

Услуги, Здравоохранение

Previous post Next post
Up