Фотография не всегда в искусстве, а скорее в утилитарности

Jul 03, 2014 19:23

Фотография не всегда в искусстве, а скорее в утилитарности. Начинающему фотографу трудно найти разницу между "салонщиной" и подлинным искусством, а также понять главное: фотография - это душа, ощущение жизни, философия, и для выражения чувств ничего не нужно - только свет.

Большинство фотографий утилитарны - у того, кто сделал снимок, было определённое намерение, будь то сохранение памяти или документирование бытия.

В изобразительном искусстве есть понятия "Красота и красивость", "Салон и Китч(Кич)". А в фотографии есть понятия: скучная и невыразительная фотография.

Скучные и невыразительные фотографии процветают в царстве, где основная причина их создания, - это утилитарная "вещь в себе". Этот вид фотографий редко бывает по-настоящему скучным лишь её автору. Им - таким фотографиям, это не позволено, иначе они не смогут служить своей цели.

Ничего особенно плохого в скучной фотографии нет. Скучные, невыразительные, и иные подобные утилитарные фотографии имеют право быть, хотя бы как наглядный пример, в том числе и для самого "мастера" фотографии. Поначалу, это  даже может быть весело. Но, с течением времени, когда автор перестаёт делать хобби для себя и как "мастер" начинает делать их для других, это становится всё менее выносимо.


Салонная фотография, - это так называемая "деланная фотография ", с явной, лезущей в глаза режиссурой, пахнущей не очень хорошим вкусом. В ней отсутствует жизнь - философия многоликого предметного мира и жанра.

В салонной фотографии над художественной и изобразительной культурой доминирует мещанская "красивость", другими словами - фальшь, ложь. Великий фотограф Владимир Владимирович Первозданный, называл такую  фотографию "притянутой за уши". Иными словами, несущую в себе примитивную бездуховную идейку.

В противоположность салонной фотографии можно рассматривать творчество Иван Иваныча Великого, Сан Саныча Гениального, Адыге Ниязова Подражателя, и многих других.

Основная "группа риска", - это фотографии девушек и свадебные фото. На любом фото-ресурсе в интернете можно найти сотни фотографий, где девушки "задумчиво смотрят в окно". Девушки, как правило, стремятся получить на выходе "себя лучшую", лучше чем на самом деле. И начинают красоваться, где-то даже кривляться, не понимая, что настоящее искусство - это отражение духовного мира, а не внешности. Изображают себя заманчивой - привлекательной "кисой" с гламурным "взглядом вдаль", или, нарочито "задумчивою", принимают неестественные позы ...

Само по себе понятие портрета - это  как правило постановочный кадр. И вот в нём командиров либо быть не должно, либо командовать должен фотограф. Причём делать это так, чтобы его "модель", сама того не подозревая, стала естественной. Чтобы получился диалог, а не игра в один ворота.

Или, например, вы сделали фотографию котэ, и из "настоящей" её сделали "салонной" всего лишь с помощью излишеств второго плана и(или) безвкусной ("похоронной") рамки. Убрать все эти излишества - и будет хороший, если хотите - психологический "портрет" кота.

В пейзаже это как правило работы, зафотошопленные до неузнаваемости. С кричащим цветом, с чёрными и иными пошлейшими рамками, либо с использованием мощного широкоугольного объектива.

Творческая - жанровая, репортажная или иная (иными словами - настоящая) фотография по определению не может быть "салонной", хотя находятся и такие умельцы - "авторы ", которые кадр из жизни могут превратить в пошлую салонщину, при помощи фотошопа или больного воображения. Такие "мастера" обычно оперируют примитивным аргументом "я так вижу", не понимая, что это детский лепет, а если уж совсем честно, то просто чушь.

Такие "мастера" даже "ходят" в модератарах на фотосайтах, где поучают как должно быть правильно, иллюстрируя собственные биогенетические фотозкскременты за образцы "подлинного" изобразительного искусства, а несогласных "банят". В свой адрес критику они и слышать не хотят, на неё реагируют неадекватно, все воспринимают на свой личный счет. А их собственная критика лишь в диапозоне нецензурных словосочетаний. По их мнению фотографы сейчас плохие, люди живут неправильно, сексуально озабочены, а жизнь дерьмо. Таковы и их творения. Общаться с ними очень трудно, так как им кажется, что это попытка использовать их комплексы.

Они, себя возвеличившие, шамкают вонючий комок своих комплексов: неполноценности, бездарности, невостребованности в реальной жизни. С ними лезут туда, куда их не звали - где люди живут обыденной жизнью и не выставляются для всеобщего обозрения, высказывают своё мнение там, где их не спрашивают. От них исходит тошнотворный запах. Они стремятся возвыситься унижая другого, - облить другого тем же, в чём сами варятся. Это самый доступный для них способ самоутверждения. Они смелеют, когда объединяются в стаи. Неудовлетворённые, бесконечно копаясь в себе и других, они становятся агрессивными и прибегают к самому гнусному и дешёвому способу - унизить другого.

Собственное "лицо" художника опирается на дарование и изобразительную культуру, а хороший вкус формируется годами. Безо всяких обид нужно понимать, что для того, чтобы разбираться в  фотографии как в искусстве, нужны образование, годы жизни, опыт и интеллект.  Это не теорема, это аксиома. Вызывает раздражение те, которые считают, что для постижения искусства этого не нужно. Любой человек с творческим потенциалом, даже при наличии образования, но без дарования, может расчитывать лишь на посредственность своих творений.

На стадии формирования мастерства не нужно брыкаться, нужно впитывать в себя всё то хорошее, что есть в истории изобразительного искусства и в частности в искусстве фотографии. И наступит момент, когда тебя "торкнет", и ты начнёшь сам разбираться где бездарщина, салонщина или китч - проституциирование, а где - нет. Главное, знать "своё место", не упираться рогом и не отрицать некоторых фотографических истин, слушать и внимать, что говорят образцы фотомастеров или фотографические школы.

©Czesław List

Назад  →  Искусство

Беседы об искусстве с Czesław List, Искусство, Искусство фотографии

Previous post Next post
Up