А. В. Галанин, "История"
Термин «этнос» обозначает популяцию людей, говорящую на одном языке и имеющую продолжительную историю, определенный ареал обитания.
Территория Восточной Европы в течение многих тысячелетий была местом пересечения путей миграции популяций, населявших обширные территории от Западной Европы до Южной и Восточной Азии. Генетическая структура популяций на территории Восточной Европы остается загадкой. Например, анализ костных останков указывает на то, что основная зона контактов европеоидов с людьми монголоидного типа находилась на территории Западной Сибири, а до Восточной Европы докатывались только “отголоски” монголоидной волны. Вместе с тем в отдельные эпохи европеоиды проникали далеко на восток - вплоть до Тибета и Монголии.
Происхождение славян подвергается бурным обсуждениям. Установлено, что массовое переселение славян из Центральной Европы на восток происходило в VII-IX веках в двух направлениях - северо-восточном и юго-восточном. Миграция славян на северо-восток сопровождалась ассимиляцией различных прибалтийских и финно-угорских этносов.
На основании изучения вариаций Y-хромосомы внутри русского этноса было установлено, что самый многочисленный этнос, живущий на территории примерно одной трети Европейского субконтинента - русские - сформировался примерно между XIV и XVI веками нашей эры в центральной и северной области Восточной Европы. В популяции русских часто встречается «варяжская» гаплогруппа N3, широко распространённая в Финляндии и на севере Швеции, в то время как для славян характерна гаплогруппа R1a, распространенная среди этносов Центральной Европы. Следовательно, генетически русские славянами не являются, хотя язык и христианская религия несомненно пришли от славян.
Птолемей более 2 тыс. лет назад писал: «… у поворота реки Танаиса (Дона) живут офлоны и танаиты, за ними - осилы, а за ними далее к северу - роксоланы». Танаиты позже составили основу этноса наших казаков. Офлоны, вероятно, - этнос близкий или даже родственный танаитам. По свидетельству того же Птолемея - «между гамаксобиями и роксоланами живут ревканалы и эксобигиты; затем между певкинами и бастарнами обитают карпианы, выше (севернее) них - гевины, далее бодины. Между бастернами и роксоланами живут хуны». Роксоланы в то время контролировали земли почти от Дона до Карпат. Для того, чтобы контролировать такую большую территорию, населенную разными этносами, роксоланы должны были иметь государственность. Геродот в своих трудах упоминал о горе Будин у истоков Рубона (Западной Двины, Даугавы). Бастарн - по Иоакимовской летописи - это родич Словена. Бастарнов чаще локализуют в Карпатах. Здесь самое раннее упоминание о тюркском племени гуннов, которые в Западной Европе известны как страшные завоеватели. С неврами Геродота (IV: 17), вероятно связано наименованиеселения Наварум и Наварис на Дону.
Историки, по моему, очень уж верят Птолемею, Геродоту и другим античным авторам в их описаниях северных и восточных этносов. Дело в том, что название одного и того же этноса на разных языках у разных народов может звучать по-разному, например “русские”, “русы”, “урусы”, “раша” - это все названия одного этноса. А совсем недавно в ходу было название “советский народ”, можно услышать еще одно название - “россияне”. На Украине русских вообще называют “кацапами”, в Западной Европе в ходу словосочетание “русский медведь”, которым называют тот же самый этнос. Думаю, что на каждом этапе истории среди массы соседствующих этносов выделялся один наиболее пассионарный. Он подчинял себе другие соседние этносы и формировал государство (империю), в которой как в большом котле отдельные этносы постепенно сливались в один большой суперэтнос. Этот суперэтнос чаще всего называли именем пассионарного этноса, объединившего непассионарные соседние племена.
Так куда же на самом деле “девались” скифы=сарматьг=аланы - многочисленный народ, который еще в IV-V вв. (свидетельство Аммиана Марцеллина) населял огромные просторы Великой Скифии от Дуная до берегов Ганга? Да никуда он не “исчез”. Антропологические и популяционно-генетические исследования показали, что в формировании современного русского этноса важное значение имела именно “степная”, скифская-сарматская компонента. Как утверждает академик В.П. Алексеев, “большая часть населения, проживавшего в южнорусских степях в середине 1 тыс. лет до н.э., является физическими предками восточнославянских племен эпохи средневековья”, и “скифский” антропологический тип обнаруживает здесь преемственность по крайней мере со времен бронзового века (III-II тыс. лет до н.э.).
Этот вывод получен на основе современных научных методик, позволяющих различить антропологический тип не только двух разных народов, но и разных “племенных” групп внутри одного и того же народа. И все данные говорят об одном: современные южные русские - это прямые потомки раннесредневековых аланов, “античных” сарматов, скифов железного века, киммерийцев эпохи поздней бронзы, “ариев” Древнеямной культуры. А кто же северные русские?
В VIII веке новой эры на арену истории вышли викинги. Местом их происхождения и основного обитания является Скандинавия и полуостров Ютландия. Ныне на этой территории располагаются три государства: Норвегия, Швеция и Дания. Предками викингов были кельты и какой-то местный антропологический субстрат, населявший Скандинавию до прихода кельтов. Слияние двух культур и двух генотипов и привело к возникновению нового этноса норманов-викингов.
В VIII-XII веках (примерно 500 лет) пассионарные викинги были грозой Европы. Они подчинили себе Англию, Шотландию, север Франции, юг Аппенинского полуострова и Сицилию. Практически народы всего побережья Европы и северной Африки платили викингам дань.
Викинги не были многочисленным народом, но они были высоко пассионарны. Один воин викинг мог выдержать натиск десятков вражеских воинов и выйти победителем. Смелость, отвага, пренебрежение к смерти, алчность, хвастливость, предприимчивость, любознательность, умение переносить невзгоды и лишения, великолепное знание морского судостроения и судовождения сделали викингов хозяевами в Европе.
Это была эпоха потепления, и климат в Скандинавии тогда был много мягче современного. Поэтому викинги смогли сформировать колонии на северных островах - в Исландии и Гренландии - и добраться через Атлантический океан до Северной Америки.
По рекам викинги проникали глубоко внутрь континента и создавали здесь опорные пункты, в которых вели торговлю с местными племенами, порой просто грабили их и облагали данью.
Но в XIII веке пассионарность викингов резко снизилась, ухудшился климат, на арену истории вышли другие более пассионарные новые этносы. Викинги, рассеянные по факториям внутри континента, были либо перебиты восставшими аборигенами, либо смешались с ними и утратили свою этническую самобытность, растворившись в более многочисленных народах. Только в Исландии, Норвегии и Швеции и сегодня живут прямые потомки викингов, а из эпоса этих народов (из саг) мы можем узнать о героическом прошлом их далеких предков.
Обратите внимание на этой карте на самый северный путь походов викингов. Это путь в Бьярмию - страну бьярмов или медведей. Там на берегах Белого моря располагалась страна Бьярмия, она же Беломорская Русь, там жили мореходы варяги русь со столицей в Холмгарде и мощной крепостью на Соловецком острове.
Но гены викингов и сегодня проявляются вдалеке от Скандинавии и Ютландии. Например, среди русских встречаются особи с огненно-рыжими волосами, причем не на берегах Балтики, а на Северных Увалах в Вологодской и Ярославской областях.
Почти в каждом классе в Ярославской и Вологодской областях из 30-40 детей один оказывается огненно-рыжий. Как правило, рыжие и сегодня отличаются болеее высокой пассионарностью, они более темпераментны. Посмотрите на эти две физиономии из деревни Малино Ярославской области и скажите, который мальчик более пассионарный. Деревня Малино располагается на древнем волоке из реки Согожи и Ухтомы в реку Сухону и Соть вологодскую.
В деревне на моей родине родине есть род - Суровы. Почти все рыжие. Недавно я узнал, что фамилия “Суров” происходит не от слова “суровый”, а от арийского слова “сурья” - Солнце. Так что Суровы, оказывается, - это дети Солнца. А ведь похожи…
Думаю, если посчитать процент рыжих в разных местах России, то повышенным он окажется как раз на волоках и водных путях, по которым викинги проникали в Восточную Европу. Разумеется, считать надо среди коренного сельского населения, а не в городах, где все уже давно перемешано, запад с востоком и юг с севером.
Любимым видом оружия у викингов были боевые топоры. Таким оружием можно было разрубить любой щит и кольчугу, а ударив обухом о шлем, можно было оглушить врага, а также (и это приходилось наверняка делать чаще) разрубить лесной завал на небольшой речке, срубить плот, а при необходимости изготовить и челн, а если придется зазимовать в пути, то и избу срубить и укрепить ее частоколом.
Далекий предок рыжего мальчика из деревни Малино был членом вот такой ватаги викингов или варягов. На водоразделе Ухтомы и Соти у него от местной красавицы родился ребенок. С тех пор гуляют “рыжие” гены в местной популяции, передаются из поколения в поколение вот уже тысячу лет.
Варяги русь - поморы с Белого моря - наибольшую пассионарность имели чуть позже викингов норвежцев и викингов шведов. Их высокую пассионарность ознаменовал приход в Ладогу Рюрика с братьями. Начиная с IX-X веков началась экспансия варягов руси на юг, в результате этой экспансии Беломорская Русь расширилась до размеров Северной Руси, а в XI веке варяги русь вытеснили викингов шведов из верховьев Днепра и, разбив хазар, продвинулись на юг и создали мощное государство, известное как Киевская Русь.
Этносы центральной и восточной Европы
Экспансия варягов руси шла с севера на юг. Это были пассионарии, которые брали не числом, а умением, силой, агрессивностью и смелостью.
Примерно в это же время с юго-запада на северо-восток с территории Карпат, нынешней Словакии, Чехии и южной Польши началась миграция и экспансия славян.
По всей вероятности, экспансия славян была довольно мирной. Это были земледельцы - в основном мирные люди, разобщенные на немногочисленные общины, владеющие передовыми технологиями выращивания зерновых и овощных растений. Городов и мощных крепостей славяне не строили, в массе своей это были трудолюбивые мирные люди. Между славянскими племенами нередко возникали стычки за территорию, за плодородные земли.
Самой северной границей проникновения славян было озеро Ильмень, восточной - Днепр, южной - побережье Адриатического моря, на западе пределом расселения и влияния культуры славян был Одер.
Варяги русь в X-XI веках подчинили себе не только племена угро-финнов и некоторых балтов (кривичи, голядь), но и некоторые племена славян (вятичи, радимичи, дреговичи, древляне, поляне, бужане, уличи).
Киевская Русь мне представляется огромным “котлом”, в котором многие этносы были объединены пассионарным воинственным этносом варягов руси. Языком межнационального общения в этом “котле” стал славянский язык, так как численность славян была значительно больше, чем численность прочих этносов, взятых по отдельности.
Летописец XI века (возможно, преподобный Нестор) написал следующее: «И от техъ словенъ разидошася по земле и прозвашася имены своими, где седше на котором месте. И тако разидеся словеньский языкъ, тем же и грамота прозвася словеньская.
Поляномъ же жившимъ особе по горамъ сим, бе путь изъ Варягъ в Греки и изъ Грекъ по Днепру, и верхъ Днепра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Ылмерь озеро великое, из него же озера потечетъ Волховъ и вътечеть в озеро великое Нево, и того озера внидеть устье в море Варяжьское. И по тому морю ити до Рима, а от Рима прити по тому же морю ко Царю-городу, а от Царя-города прити в Понтъ море, в не же втечет Днепръ река. Днепръ бо потече из Оковьскаго леса, и потечеть на полъдне, а Двина ис того же леса потечет, а идеть на полунощье и внидеть в море Варяжьское. Ис того же леса потече Волга на въстокъ, и вътечеть семьюдесятъ жерелъ в море Хвалисьское. Тем же и из Руси можеть ити по Волзе в Болгары и въ Хвалисы, и на въстокъ доити въ жребий Симовъ, а по Двине въ Варяги, изъ Варягъ до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепръ втечеть в Понетьское море жереломъ, еже море словеть Руское, по нему же училъ святый Оньдрей, братъ Петровъ, яко же реша».
Если мы посмотрим на карту, то увидим, что Западная Двина течет не на “полунощье” (т.е. на север), а на запад. На север же течет Северная Двина, которая впадает в Белое море. В Царь-город по морю можно попасть и из моря Балтийского, и из моря Белого. Беломорские поморы из Белого моря плавали в Англию и, возможно, в Средиземное море. Говоря о Волге (течет из Оковского леса), летописец точно указывает направление - на восток. А вот из Днепра волоком в Ловать не попасть. Сначала попадешь в Западную Двину и только пройдя по ней вверх, можно добраться до волока в реку Ловать. Что-то плоховато было у Нестора с географией. Поэтому доверять ему надо осторожно. Напутал в одном - мог напутать и в другом.
Так о какой же Двине писал летописец? А может, напутали переписчики, которые копировали летопись Нестора?
Надо быть очень внимательными при чтении древних летописей. Ошибки могли быть и от незнания географии и истории, и от желания исказить истину в угоду своему князю или отцу настоятелю монастыря.
Я бы не принимал информацию летописцев как абсолютно точную и не вызывающую возражений. Что вызывает сомнения? Вот один из непонятных моментов. На этой карте вятичи указаны для верховьев Оки, но сегодня город Вятка стоит на реке Вятке и находится между Волгой и Уралом, а древнее село Вятское находится в Ярославской области в 50 км к востоку от Ярославля. А в верховьях Оки никаких следов вятичей в топонимике и названиях сел и городов нет. Второе сомнение: в III-IV веках о славянах не было ничего известно, в это время в Европу было нашествие гуннов. Так как же за 200 лет этнос славян мог так широко разойтись и диффиренцироваться на множество субэтносов? А может, и не было массового расселения славян вовсе? Распространялись технологии, язык, культурные и религиозные традиции славян, все это накладывалось на уже существующие неславянские этносы, которые за 200 лет и стали чуть-чуть “славянами”, при этом почти не изменившись генетически и фенетически. Так трансформировался, например, этнос балтийского племени кривичей из балтов в славян. Не были, наверное, изначально славянами и дреговичи.
Популяционно-генетические исследования этносов показали, что между генетической картой распространения генов-маркеров и этнической картой распространения языков не существует никакой корреляции. Это говорит о том, что популяционно-генетические процессы инвариантны культурно-этническим.
А теперь обратимся к проблеме образования Русского государства.
Русский князь Рюрик
Рюрик был основателем династии Рюриковичей - династии русских князей, а затем и царей, правившей Русью 736 лет, с конца IX по XVI век. Последний из Рюриковичей - царь Федор Иоаннович - умер в 1598 году. По летописной легенде, Рюрик, руководитель варяжского племени “рос” или “русь” был призван ильменскими славянами на княжение в город Ладогу. Спустя год после его прибытия в Ладогу здесь произошло восстание некоего Вадима Храброго. Но Рюрик одержал победу и казнил Вадима и его сообщников. Одновременно Рюрик раздал знатным дружинникам разные города для управления и сбора дани. Не получившие городов дружинники Аскольд и Дир отправились в место, называемое Киевом, которым владели Кий, Щек, Хорив и сестра их Лыбедь.
Думаю, летописец лукавил, путая варягов русь со шведскими викингами. Аскольд и Дир были шведами или норвежцами и владели Киевом назависимо от Рюрика. Киев тогда платил дань хазарам, захватив его, Аскольд и Дир остановились в городке и стали в нем править. Так на территории славян и угрофинов возникли два государства: Северная Русь и Южная Русь.
Во время правления Рюрика к землям Руси были присоединены земли угрофинских племен мери, веси и муромы. Согласно летописи, Рюрик был женат на княжне Урманской (норвежской) Эфанде и имел сына Игоря. Считается, что Рюрик умер в Кореле в 879 году, передав правление государством и своего малолетнего сына Игоря на воспитание дальнему родственнику Хельге (в летописях это вещий Олег).
Князь Рюрик был полноправным правителем Руси и выходцем из «рода Русского». Таким образом, нашими предками были варяги, которые были русскими. Русь - это наше исконное родовое имя, а варягами называли древнерусских мореплавателей. Посол Сигизмунд Герберштейн, побывавший в Москве в начале XVI века, писал, что родина варягов - Вагрия. Думаю, что Вагрия, о которой писал Герберштейн, находилась в бассейне реки Вага (левый приток Северной Двины), а вовсе не в южной Балтике.
На этой картине художник изобразил внуков Ладожского князя Гостосмысла - Рюрика, Трувора и Синеуса. Они якобы были дети его дочери Умилы от варяжского русского князя, чье княжество, по всей вероятности, находилось на берегах Белого моря. Не исключаю, что все могло быть и не совсем так. Рюрик, Трувор и Синеус могли захватить власть насильственно. Ведь был же на нее претендент - некий Вадим Храбрый. Ну а позднее угодливые летописцы изобразили дело в угоду потомкам Рюрика, призвали, дескать, его словене и весь править ими сами. Очень я в этом сомневаюсь. Чтобы кто-то когда-то на себя добровольно повесил ярмо чужеземцев?… Могли пригласить варягов русь как наемников повоевать кого-то, но чтобы владеть нами…
Хорошо известно, что Иван Грозный и еще раньше его великий князь Иван III совершали паломничество на север в северные монастыри, считая их самыми святыми местами. Иван Грозный, например, любил бывать в городе Любим на севере Ярославской области, а Иван III делал раскопки могилы Синеуса на Белом озере в Вологодской области, считая его своим предком.
С.С.Алексашин в своей статье о Шум-горе привел текст предания, записанного в середине 1890-х годов в селе Подгорье: “Была битва поздней осенью, на северном берегу реки Луги. Рюрик был тяжело ранен и погиб. Холодно было, земля смерзлая, тело его засыпали камнями. Остались 12 человек с ним. Весной тело Рюрика перенесли через реку в местечке “Каменья” с огнями, на южный берег Луги, где похоронили в большом кургане, в золотом гробу, и с ним 40 бочонков серебряных монет. Похоронили с конем и с позолоченным седлом. Вместе с ним похоронили 12 человек головами по кругу. На тот момент Рюрик оставался один. Дядя прислал на похороны Рюрика гроб, саблю, шлем и щит. От кургана к реке идет золотая цепь. Рюрика похоронили в сопке на берегу реки Луги, в 60 верстах от Новгорода на Ильмене и в 60 саженях от реки Луги”.
В этом предании сохранилась одна настораживающая деталь. Об умершем Рюрике сказано: “Холодно было, земля смерзла, тело его засыпали камнями”. Но так на Руси хоронили “заложных покойников”… И даже само это словосочетание по происхождению севернорусское, так называют не принятых землею мертвецов, которых присыпали сучьями, камнями и т.п. Такой сомнительной чести удостаивались “покойники, опасные для живых” - убитые, утопленники, самоубийцы… В общем, те, кто погибал “ до срока, предназначенного при рождении ”. Убитых старались похоронить на том месте, где случилась их гибель. Народные рассказы связывают с беспокойными мертвецами курганы в Псковской губернии, в Торопецком уезде и в Мезенском крае.
→
Продолжение ©Czesław List
Назад →
Р Исторические статьи - центр Льва Гумилева Расология