Шарлотта Робеспьер - история одного одиночества

May 19, 2012 00:40

Этой женщине не повезло ни в жизни, ни после смерти. Ей, единственной из близкого окружения великого деятеля Революции, не досталось ни славы, ни любви, ни даже просто доброй памяти.

Но ее ли вина в этом? Что, если женщины семейства Дюпле (чьими глазами сегодня принято смотреть на Шарлотту) были все-таки пристрастны в своих оценках? Что, если отношение самого Максимилиана Робеспьера к сестре было не совсем справедливым? Что, если за малопривлекательным образом "склочной старой девы" скрывается огромная, пронзительная человеческая трагедия, прошедшая незамеченной на фоне других страстей, лиц и событий?

В биографии Шарлотты мы не видим ничего, кроме потерь. Не стало родителей - еще в раннем детстве. Не было внимания и понимания даже со стороны родных братьев. Потом и самих братьев не стало. Не было любви. Не было друзей... А была ли жизнь?

А ведь человек-то был, судя по всему, вполне достойный. Порядочная девушка, серьезная, принципиальная, умная. Любящая сестра. Убежденная республиканка, стремившаяся знать, думать, понимать, приносить пользу. Как же получилось так, что ее любовь оказалась никем не востребованной, взгляды и мысли - никому не интересными, а для действий просто не было возможности?

Я абсолютно уверена, что, будь она мужчиной, нашла бы себя, как оба ее брата, в революционной деятельности. Она была достаточно похожа на них, чтобы пойти тем же путем. Причем больше похожа именно на старшего, на Максимилиана, и не потому ли им было так трудно вместе, что оба понимали некую природную несправедливость ситуации? В самом деле, прогрессивные завоевания Революции не коснулись проблемы неравенства полов, и в то время женщина могла хоть как-то о себе заявить только одним из трех способов:

1) Через улицу, как Теруань де Мерикур. Этот вариант, абсолютно неприемлемый для человека с психотипом Шарлотты Робеспьер, к тому же и не давал никаких реальных возможностей. Все, что он мог принести, - это кратковременную и ненадежную известность, опять-таки уличного уровня. И то в лучшем случае.

2) Через кого-то, как мадам Ролан. Реализация этого варианта требовала, во-первых, наличия близкого человека (мужа, любовника, родственника), имеющего политический вес и статус, и во-вторых, обладания рычагами влияния на этого человека. Чтобы он делился, советовался и прислушивался. Второго условия у Шарлотты не было. Не таким человеком был Робеспьер. Он вообще мало кого слушал и мало с кем считался, разве только Сен-Жюсту, и то - иногда, удавалось на него повлиять.

3) Через индивидуальный террор, как Шарлотта Корде. Это - самый экстремальный вариант, требующий двойного мужества: и чтобы пойти на верную гибель, и чтобы самому (или - как в данном случае - самой) определить для себя законы и нормы морали, фактически исключив себя из общества. Не думаю, что и сам Робеспьер когда-нибудь смог бы решиться на такое. Кроме того, данный вариант исключает созидание, он полностью деструктивен.

Чисто теоретически, после термидора у Шарлотты оставался этот путь - отомстить за братьев и составить им компанию "в веках и на небесах" (с). Но, видимо, ей не хватило сил. Не сомневаюсь, что она была раздавлена горем, и, кроме того, далеко не каждый человек (будь то мужчина или женщина) морально и технически способен стать убийцей. Хотя, поступи она так, отношение к ней потомков было бы совершенно другим...
Previous post Next post
Up