Годом основания Ново-Николаевска принято считать 1893, когда впервые на берегах Оби появились строители железнодорожного моста. С этого времени начинается бурное развитие молодого поселения, которое в 1903 году было возведено в степень безуездного города с упрощенным городским управлением, а спустя шесть лет стало полноправным городом. За 8 лет (1905-1913 гг.) происходит рост бюджета в 14,5 раз, а бюджетных поступлений на душу населения - в 8 раз. Безусловно, одной из причин таких показателей является развитие промышленности в городе. Ново-Николаевск к концу второго десятилетия своего существования становится транспортно-торговым и промышленным городом всероссийского значения. В 1907 году в городе существовало 18 фабрично-заводских предприятий, а к 1912 году их количество увеличилось в 6 раз. Особо активно развивалась промышленность, связанная с обработкой сельскохозяйственного сырья, прежде всего - мукомолье. Однако первое промышленное предприятие появилось на территории города еще в 1893 году и, фактически, явилось причиной его возникновения, ведь железная дорога - это не только рельсы, шпалы, вокзалы и станции, но и огромное количество инженерных и промышленных сооружений, и предприятия, обслуживающие составы и пути.
1 января 1899 года в постоянную эксплуатацию была переведена линия от Челябинска до Байкала, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже были представлены экспонаты, рассказывающие о сооружении Транссибирской магистрали. Экспозиция поразила публику, а Комитету Сибирской железной дороги и Министерству путей сообщения России было присуждено Гран-При. После Всемирной выставки французская пресса отмечала энергию и настойчивость, сопровождающие грандиозное строительство. Англичане говорили о стратегическом значении магистрали и ее влиянии на морскую торговлю Западной Европы. Американская пресса говорила об оживлении обширного и богатого края, а немцы отмечали культурное значение Сибирского пути, "европеизацию" востока России. В результате строительства Транссибирской магистрали возникло более 20 городов, самым крупным из которых стал Новосибирск.
Про историю строительства Транссибирской магистрали можно найти много информации, здесь же хочется упоминуть о некоторых объектах (как промышленных, так и инженерных, и общественных), расположенных в городской черте. Начать следует с железнодорожного моста через р. Обь, который считается причиной возникновения Ново-Николаевска. Мост строился по проекту знаменитого инженера Н. А. Белелюбского. Он являлся одним из первых в России мостов, пролеты которого перекрывались металлическими конструкциями консольно-балочного типа. 20 июля 1894 года состоялась торжественная закладка железнодорожного моста, а 5 апреля 1897 года он был сдан в постоянную эксплуатацию. 140 итальянских специалистов и российских каменотесов выполняли работы по заготовке, фигурной обработке, кладке облицовок, устоев и быков.
Из личного архива И. В. Поповского
Недалеко от моста, в устье реки Каменки, возник поселок мостостроителей, первоначально состоявший из землянок, лачуг и бараков. Однако к 1896 году за Каменкой в результате строительства общежитий и усадебных домов "посемейного поселения", ведущегося по указанию Г.М. Будагова, появляются первые улицы - Кривощековская, Каинская, Колыванская, Александровская (Серебренниковская). В 2001 году пролетные строения железнодорожного моста были демонтированы и заменены на новые. В настоящее время от старого моста остались опоры (на фотографии ниже - левая часть современных опор), перестроенные в связи с появлением второго пути.
Сохранилась и ферма, - к сожалению, типовая - установленная в 2003 году на набережной р. Оби.
Первый железнодорожный вокзал на станции Обь был построен в 1890-х годах по типовому проекту и представлял собой одноэтажное деревянное здание.
Источник: Ново-Николаевск, 1893-1926 : [альбом] / В. Гриневич, Ю. Мандрикян. - Новосибирск : Деал. - [116] с. : ил. + 1 л. карт.
В 1906 году в связи с ростом пассажирских и грузоперевозок, вокзал был расширен за счет деревянной и кирпичной пристроек, выполненных по проекту томского архитектора К. К. Лыгина.
Из личного архива И. В. Поповского
В 1914-1915 годах происходит еще одно расширение за счет пристройки двухэтажного здания. В 1934 году, когда строился современный вокзал Новосибирск-Главный, старое деревянное здание сгорело.
Из личного архива И. В. Поповского
Рядом со станцией Обь строится поселок, который слился с поселением возле р. Каменки и образовал поселок Александровский, позднее - Ново-Николаевский, будущий город Ново-Николаевск/Новосибирск. Один из домов этого поселка,ровесник города, располагался на месте современной парковки возле пригородного вокзала. В 2006 году здание горело и было противозаконно снесено, несмотря на то, что являлось памятником архитектуры и подлежало восстановлению. Так был утрачен один из первых домов города.
Изображение с сайта
arx.novosibdom.ru Недалеко от современного здания железнодорожного вокзала располагается первое промышленное здание Ново-Николаевска - паровозное депо. Его строительство позволило открыть в 1896 году регулярное движение на участке Челябинск - станция Обь. Цеха паровозного депо в комплексе со сборочными, вагонными, кузнечно-литейными, слесарно-токарными мастерскими были первыми каменными зданиями пристанционного поселка.
Источник: Ново-Николаевск, 1893-1926 : [альбом] / В. Гриневич, Ю. Мандрикян. - Новосибирск : Деал. - [116] с. : ил. + 1 л. карт.
В 1893 году было построено одноэтажное прямоугольное здание - нынешний цех "ТО-3 электровозов". В 1960-е годы здание было незначительно перестроено.
В 1896 году строится еще одно здание паровозного депо. В 1960-е годы была увеличена высота здания, появился второй свет и одноэтажная пристройка. Паровозное депо является памятником истории регионального значения.
На фоне стены паровозного депо сфотографировались рабочие и служащие вагонного цеха станции Ново-Николаевск и службы движения Сибирской железной дороги.
Источник: Ново-Николаевск, 1893-1926 : [альбом] / В. Гриневич, Ю. Мандрикян. - Новосибирск : Деал. - [116] с. : ил. + 1 л. карт.
Ново-Николаевск не имел центрального водоснабжения. Попытки создать водопроводную систему предпринимались с 1906 года (первый проект, выполненный инженером Готлибом), однако в силу различных обстоятельств - начиная с нехватки средств и заканчивая гражданской войной - все они оказались безуспешными. Централизованная система водоснабжения начала строится уже тогда, когда Ново-Николаевск стал Новосибирском - в 1927 году. Несмотря на отсутствие городского водопровода в городе имелись объекты водохозяйственного назначения, относящиеся к инфраструктуре станции. На берегу р. Оби было выстроено водоподъемное здание. К сожалению, оно не сохранилось. Располагалось водоподъемное здание в районе знаменитой "Нахаловки", на Владимировском спуске.
Из личного архива И. В. Поповского
В 1894 году была построена водонапорная башня №1. Это сооружение производственного назначения сохранилось до сих пор и является примером архитектуры железнодорожных комплексов конца XIX века, строившихся по типовым проектам, разработанным специально для Сибирской железной дороги.
Нижний ярус башни выполнен из кирпича и расположен на цоколе, сложенном из гранитных блоков. Верхний ярус - деревянный. Водонапорная башня №1 является памятником архитектуры регионального значения.
В 1902 году в полосе отвода железной дороги строится водонапорная башня №2. Восьмигранное в плане сооружение поставлено на рустованный цоколь из гранитных камней и имеет три яруса - два кирпичных и один деревянный. Водонапорная башня №2 является памятником архитектуры регионального значения.
В 1912 году рядом с водонапорной башней №1 строится башня №3. Это сооружение, круглое в плане, выполнено полностью из кирпича. Оно поставлено на рустованный цоколь из гранитных камней.
Во всех трех ярусах башни расположены вертикальные окна,обрамленные широкими архивольтами, выложенными из клинчатого кирпича с крупным замковым камнем. Водонапорная башня №3 является памятником архитектуры регионального значения.
Рожденный в результате строительства железной дороги город в итоге оказался этой дорогой и отрезанным от реки, что существенно усложнило сообщение прибрежной части с центром Новониколаевска. Случившийся в 1909 году грандиозный пожар, когда без крова осталось 8 тысяч человек, еще раз показал остро стоявшую проблему с водоснабжением. В 1913 году для связи города с прибрежной частью, строится тоннель-путепровод из монолитных рамных железобетонных конструкций. Авторами проекта являлись инженеры С. М. Багашов, Б. П. Храповицкий и В. И. Петков.
Декор тоннеля выполнен с использованием элементов, отсылающих к стилистики модерна.
На портальной стене находится мемориальная доска, установленная также в 1913 году. Тоннель является памятником архитектуры регионального значения.
В 1909 году грузооборот станции в Ново-Николаевске превысил грузооборот омской станции в 2 раза, томской - более чем в 4, красноярской - почти в 6 раз.
В начале ХХ века начинается работа над проектом по соединению железной дорогой Алтая с Транссибирской магистралью. Предлагались различные трассировки, в том числе учитывающие Томск, до этого несправедливо обойденный Транссибом. Однако в Ново-Николаевске в то время городским главой являлся В. И. Жернаков, один из крупнейших ново-николаевских предпринимателей, купец 2-й гильдии. Он имел отношение и к мукомольной промышленности, имея 25 паев на 25 тыс. рублей в "Новониколаевском крупчато-мукомольном товариществе".
Из личного архива И. В. Поповского
Таким образом, Жернакову было крайне выгодно, чтобы алтайская железная дорога пришла в Ново-Николаевск, что в итоге и произошло - городской глава договорился с Барнаулом, пролоббировал трассировку Ново-Николаевск-Барнаул-Бийск-Семипалатинск.
Из личного архива И. В. Поповского
В 1912 году проект Алтайской железной дороги был утвержден, после чего началось строительство, закончившееся в 1915 году.
Из личного архива И. В. Поповского
В результате строительства на территории будущего Новосибирска был сооружен путепровод над Николаевским (Красным) проспектом (не сохранился),..
Из личного архива И. В. Поповского
...путепровод у начала ул. Мостовой, мост через р. Каменку (пролеты заменены, сохранились опоры, высота которых уменьшилась после замыва реки),..
Из личного архива И. В. Поповского
...мост через р. Иню.
Особо следует отметить строительство станции Алтайской железной дороги, будущего вокзала Новосибирск-Южный. Здесь был возведен целый комплекс строений. Вокзал станции Ново-Николаевск-Алтайская построен в 1913 году и является первым в городе полностью каменным пассажирским зданием. В настоящее время его сложно сфотографировать со стороны главного фасада целиком, так как доступ на перроны возможен только для людей с билетами. Поэтому придется, в качестве примера, привести старую фотографию.
Источник: Ново-Николаевск, 1893-1926 : [альбом] / В. Гриневич, Ю. Мандрикян. - Новосибирск : Деал. - [116] с. : ил. + 1 л. карт.
Современное состояние вокзала:
Рядом с вокзалом располагаются пакгауз...
...и туалет, построенные в тоже время.
Восточнее вокзала был возведен пристанционный поселок, состоящий из кирпичных жилых зданий. Дома, в основном, сохранились.
Хотя некоторые из них уже искажены переделками и пристройками.
В основном, здания одноэтажные, но встречаются и в 2 этажа.
Также была выстроена водонапорная башня №4, которая в отличие от первых трех так и не стала памятником архитектуры и в настоящее время постепенно ветшает и разрушается.
За годы, прошедшие со времени строительства Транссибирской магистрали и Алтайской железной дороги, многое изменилось - техническое оснащение, подвижной состав и т.п. Однако до сих пор можно увидеть старые дореволюционные пассажирские вагоны или железнодорожные инженерные устройства. Они располагаются в Музее истории железнодорожной техники.
Возникнув на пересечении водного и железнодорожного путей, Ново-Николаевск уже в начале ХХ века превратился в крупный транспортный узел и промышленный центр Сибири.