С 18 по 20 апреля 2012 года в Новосибирске состоялись VII Баландинские чтения, в рамках которых прошла лекция моего отца, посвященная проблемам ментальности горожан в отношении к историко-культурному наследию. Готовясь к лекции, отец попросил меня сделать ряд фотографий памятников архитектуры Новосибирска, на которых можно было бы увидеть отношение горожан к культурному наследию города - разномастные оконные рамы, остекление балконов и т.п. Я это поручение выполнил и сейчас решил разместить эти фотографии у себя в блоге. Часть из них послужила вступлением к лекции.
В настоящее время стало признаком хорошего тона ругать архитекторов, перенося всю ответственность за город на них. Цель данного поста заключается в том, что каждый горожанин несет ответственность за то, как выглядит город. На одном форуме один человек привел фотографии недавно сданного в эксплуатацию дома (кстати, не в Новосибирске), где активно собственники квартир начали застеклять балконы, и задался вопросом: "И вопрос к архитекторам....а не надо ли учитывать российские реалии, что подобные решения будут уничтожены через полгода после сдачи?" Мне тогда захотелось ответить, что если действительно учитывать все российские реалии, то по сути не стоит особо и строить что-то лучше домов микрорайона Плющихинского от "Дискус Плюс". Конечно, это не так, и действительно кое-какие реалии учитывать надо, а какие-то даже учитываются, но возникший у меня в голове ответ был основан на том, что будет показано ниже. А ниже памятники архитектуры, те здания, которые находятся под государственной охраной и, казалось бы, должны лучше всего выглядеть. Есть примеры сложнее (конструктивизм) и проще ("сталинки"). Последние особо показательны, так как демонстрируют жизнь домов с "излишествами", которых последнее время так просят люди. Просить-то просят, но как сказал один новосибирский архитектор в интервью: "Публично от архитекторов ждут каких-то невероятных объектов, но один на один заказчик часто требует откровенную халтуру".
1. Первый пример достаточно сложный. Конструктивизм рождался как пролетарский стиль, отвергающий старый строй и все что с ним связано, но пролетариат пожелал вернуться во "дворцы", а советский авангард стал элитарным, его понять и оценить могут немногие. Итак, жилой дом-комбинат НКВД. Построен в 1930-х гг. по проекту архитекторов Б. А. Гордеева, С. П. Тургенева, И. Т. Воронова. Является памятником архитектуры регионального значения. При замене оконных рам был нарушен вид здания, как самими рамами, так и тем, что убрана часть импостов на третьем этаже (три окна слева).
2. Спортивный клуб "Динамо". Построен в 1933 году. Памятник архитектуры регионального значения. Авторами здания являются архитекторы Б. А. Гордеев, С. П. Тургенев и инженер Н. В. Никитин (автор Останкинской телебашни в Москве). Здание попало в книгу-каталог международной организации
Do.Co.Mo.Mo (Documentation & Conservation of the Modern Movement), в которой собрано около 800 модернистских зданий со всего мира. Несмотря на все это в свое время были попытки лишить "Динамо" статуса памятника архитектуры для дальнейшего сноса. Здание удалось отстоять. Но его внешний вид до сих пор удручает:
Во время пожара был утрачен спортзал с уникальными перекрытиями. То, что не сгорело, завешено рекламой. И, конечно, совершено безобразная парковка перед зданием.
3. Комплекс жилого кооператива "Кузбассуголь". Архитекторы Б. А. Гордеев, Д. М. Агеев, Б. А. Биткин. 1931-1933 гг. Памятник архитектуры регионального значения. Здания также попали в книгу-каталог Do.Co.Mo.Mo.
Остекление балконов разрушает весь архитектурный облик. Отдельно хочется отметить, что балконы остеклены по принципу "кто во что горазд", что еще больше портит здание.
Один дом из этого комплекса выглядит наиболее удручающе. Если у того здания, что показано выше, хотя бы подновлен фасад, то его сосед не видел ремонта давно.
Красные тряпки -
протест жителей против продажи подвальных помещений, которые прежде находились в собственности мэрии. Протестовать жильцам не мешает даже тот факт, что сами они СОВЕРШЕННО НЕЗАКОННО остеклили балконы на памятнике архитектуры.
Впрочем я не оправдываю мэрию и новых собственников подвала. Как видно из ниже следующей фотографии, бизнес мало чем отличается от жильцов.
Впрочем, как я уже писал выше, конструктивизм поймет не каждый - ему чужды "излишества". А вот сталинский период ими изобиловал, что не мешает обращаться со зданиями, построенными в ту эпоху, не менее варварски.
4. Например, жилой дом "Облплана". Это еще не классическая "сталинка", а так называемый постконструктивизм. На мой взгляд, это одно из лучших зданий Новосибирска. Памятник архитектуры регионального значения. Год постройки - 1939. Автор - архитектор Н. С. Кузьмин.
При взгляде с аллеи Красного проспекта в глаза бросается белое пятно в правой части здания - остекленный балкон.
При более внимательном осмотре выясняется, что он не один.
5. Жилой дом, известный как "Генеральский". Построен в 1937-1941 гг. Архитектор - К. Е. Осипов. Памятник архитектуры регионального значения. Мне рассказывали, что один известный советский архитектор (запамятовал кто точно, придется уточнять), то ли московский, то ли питербургский, приехав в Новосибирск, в основном раскритиковал его архитектуру. Из удачных же примеров он отметил именно "Генеральский" дом.
Мощные ампирные арки-ниши, карниз классических обломов, кронштейны, пилястры с капителями, сандрики окон и балконные балясины - "излишеств", о которых тоскуют современные интернет-комментаторы, обсуждая очередное здание из стекла и бетона, хоть отбавляй. Но этого похоже мало, поэтому облик здания "улучшают" различной городьбой и кондиционерами.
6. Стоквартирный дом. Архитекторы - А. Д. Крячков, В. С. Масленников. Построен в 1937 г. Является памятником архитектуры ФЕДЕРАЛЬНОГО значения. На Международной выставке искусств и техники в Париже в 1937 году был отмечен Дипломом I степени, золотой медалью и премией "Гран-при".
Из всех жилых домов, являющихся памятниками архитектуры, Стоквартирный дом, наверное, имеет наименьший процент остекления балконов. Но это явление встречается и здесь.
Новые оконные рамы всех разновидностей и мастей. Оригинальные окна уже редкость.
Спутниковые антенны:
Выше приведены самые яркие и центральные памятники Новосибирска, ряд примеров можно развивать бесконечно. Даже если рассмотреть такой пласт, как сталинская архитектура, то можно привести ряд примеров от монументальных зданий на ул. Станиславского, ставших памятниками архитектуры, до обычных "сталинок", разбросанных по городу. И в данном случае вряд ли виноваты Крячков, Кузьмин, Масленников, Тейтель, Храненко, Тургенев и Гордеев и др., что их здания сегодня выглядят именно так. Хочется повторить, что за город несут ответственность все горожане, в том числе и неархитекторы и нечиновники. И чтобы сделать город лучше не стоит сидеть и ждать, а необходимо начинать делать. Ведь даже, "чтобы оставаться на месте, надо очень быстро бежать".
А по поводу новой архитектуры хочется процитировать Оноре де Бальзака: "Архитектура - выразительница нравов". Собственно, какие нравы - такая и архитектура.