Историко-архитектурный музей под открытым небом расположен на землях Барышевского сельсовета недалеко от новосибирского Академгородка. Он был создан в 1979 году по инициативе академика А. П. Окладникова. В настоящее время музей относится к Институту археологии и этнографии, расположенному в Академгородке. Экспозиция музея включает в себя археологические памятники сибирских народов, собранные со всей Сибири, примеры русского деревянного зодчества, реконструкции ловушек на зверя и т.п. Самый древний экспонат датируется 300000 лет до н.э., а главной "изюминкой" экспозиции по праву считается Спасо-Зашиверская церковь, построенная в 1700 году на реке Индигирке, и перенесенная под Академгородок в середине 1970-х гг. Именно для ее сохранения и был учрежден весь музей.
Хотя музей под открытым небом был основан еще в 1979 году, ощущается, что долгое время им никто особо не занимался, поэтому можно сказать, что он только формируется. Например, на схеме, размещенной у музейных ворот, значатся чумы и мельница, однако в реальности чумы только собираются, а мельница перевезена, но до сих пор не собрана. Археологический сектор музея только в прошлом году был хоть как-то упорядочен.
Еще один серьезный недостаток музея - это его труднодоступность, связанная даже не с удаленностью от города, а с тем, что попасть в него можно только в определенное время и только предварительно записавшись на экскурсию. Этот факт долгое время мешал мне решиться на посещение музея, и если бы не случайно увиденное объявление в моей френдленте "ВКонтакте", вряд ли в ближайшее время я выбрался бы на экскурсию.
Третий недостаток - клещи. Точнее их потенциальное присутствие. Сторож на входе сказала, что территорию музея обрабатывали, однако клещей по-прежнему много. В итоге мои спутники и я бросились к ближайшему киоску, где скупили все балончики со средством против насекомых. Кроме того, на входе можно увидеть надпись "Внимание! Клещевая опасность. Ходить только по дорожкам!". Видя ее, думаешь, что так и поступишь. Но потом оказывается, что почти вся экскурсия предполагает хождение от экспоната к экспонату по некошеной траве.
Несмотря на перечисленные недостатки, экспозиция музея достаточно интересна, а сам музей безусловно обладает большим потенциалом, который может раскрыться, если, конечно, уделять ему достаточное внимание.
На входе в музей встречается такой "грозный охранник":
Всего на территории музея располагаются более 70 археологических памятников. Самым древним экспонатом является гигантский нуклеус (300000 лет до н.э.), представляющий собой большую каменную глыбу, из которой древние люди делали свое оружие. Для этого они нагревали камень, потом обливали его водой, после чего можно было отколоть кусок для изготовления топора или копья. Гигантский нуклеус перенесен со стоянки Улалинка, находящейся на Алтае.
В музее имеется камень с первыми попытками человека нарисовать оленя. На фотографии это плохо видно, но в нижней части камня можно различить линию спины, а также какие-то точки, нанесенные человеческой рукой.
Любопытный экспонат, представляющий собой камень, на поверхность которого нанесены лики:
Эффектный камень, испещренный рисунками:
Здесь можно различить изображение оленя:
И если приглядеться - схематичное изображение человека (по принципу "палка, палка, огуречик - вот и вышел человечек"):
Плиты из могильных сооружений Окуневской культуры датируются 2 тысячелетием до н.э. Плиты выкладывались по кругу вокруг прямоугольного захоронения. Под Академгородок они перенесены из Хакасско-Минусинской долины Красноярского края.
Антропоморфные скульптуры Окуневской культуры перенесены из того же места, что и плиты могильного сооружения, а датируются 2-1 тысячилетиями до н.э.
"Оленный камень" из Забайкалья (1 тысяч. до н.э.) носил ритуально-символический характер. В верхней части камня под кругом можно рассмотреть силуэты рогов и спины бегущего оленя. Ниже по поверхности камня "бежит" и второй олень, но он практически неразличим.
Камень, напоминающий мобильный телефон, является на самом деле изображением воина (Алтай, 1 тысяч. до н.э.). Верхняя часть, ограниченная чертой, символизировала голову, но ее больший фрагмент утрачен. Ниже можно видеть изображение пояса, на котором схематично изображено оружие.
Про этот камень ничего сказать не смогу, так как его экскурсовод не показывал, а сфотографирован он был уже в конце экскурсии по пути к музейным воротам.
Изваяние буддийского божества воды Лубан Жалбо Бурхан уже не такое древнее - всего XVIII-XIX вв. н.э. Перенесено из Забайкалья.
Камень с буддийской надписью на тибетском и старомонгольском языках (Забайкалье, XVI-XVII вв. н.э.):
Ступа, если не ошибусь, перенесенная из долины Тунгуски:
База колонны, относящаяся к эпохе чжурчженей (X-XII вв. н.э.), перенесена из долины Тунгуски около г. Хабаровска.
В экспозиции музея широко представлены скульптурные изображения тюркских воинов (Алтай, VI-VIII вв. н.э.), называемые еще "каменными бабами". Они образуют целую аллею.
Вот некоторые из них:
Святилище манси для духа рода. Сюда приносили подарки для духа и здесь же совершали жертвоприношения.
Чум, о котором говорилось выше, на стадии сборки:
Переходим в сектор экспериментальной археологии. Здесь экспонаты современные и представляют собой реконструкции ловушек на зверя, выполненные учеными.
Ловушка на оленя закапывалась в землю. Животное проваливалось и ранило ногу об колья.
Некоторые ловушки имеют забавные названия, хотя сами по себе являются отнюдь не забавными, а достаточно жестокими. Например, "медвежий коврик", о который медведь ранил в кровь свои лапы:
Ловушка на лису: животное подпрыгивало за подвешенной приманкой и застревало головой между двух половинок расщепленного бревна.
"Качелька для бобра". Бобер забегал по бревну за подвешенной приманкой и повисал в петле, когда бревно опрокидывалось:
Точно не помню на кого это ловушка, то ли на хорька, то ли на соболя... Конструкция складывается, если задеть какую-нибудь ее часть:
Эта ловушка должна располагаться горизонтально и при задевании веревки подниматься вверх, раня животное:
Вдалеке восстанавливается усадьба русского крестьянина Восточной Сибири. Уже воссозданы амбар-погреб, баня по-черному, навес из д. Коробейниково Нижнеилимского района Иркутской области. В состоянии реконструкции находятся второй навес и двухэтажный амбар. Планируется строительство избы.
Казымский (Юильский) острог недавно получил статус памятника архитектуры. В настоящее время реставрированы сохранившиеся и перенесенные под Академгородок южная и северная башни, а также проведена реконструкция тынового ограждения. Подробнее о Казымском остроге я расскажу в одном из ближайших постов.
Главный экспонат музея - Церковь Спаса Нерукотворного образа,памятник федерального значения и уникальный образец русской деревянной архитектуры. Здание было построено в 1700 году в Зашиверске, который позднее был уничтожен эпидемией черной оспы. Церковь простояла без человека почти 100 лет и, полуразрушенная, в середине 1970-х гг. была перенесена в формируемый музей под открытым небом, где ее отреставрировали, а также восстановили утраченную звонницу. Спасо-Зашиверской церкви я тоже посвящу отдельный пост.
За свою жизнь мне удалось побывать в двух музеях под открытым небом. Это музей деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале и историко-архитектурный музей Института археологии и этнографии новосибирского Академгородка. Безусловно в Суздале удобнее организованы подходы к экспонатам, хорошо раскрыты особенности быта зажиточного крестьянина и середняка, можно осмотреть деревянную церковь изнутри (в Спасо-Зашиверскую, к сожалению, не пускают). Но если Вы не являетесь снобом, то и новосибирский музей под открытым местом окажется для Вас интересным и познавательным местом, где можно узнать много нового и прикоснуться к старине и древности. Лично я испытал достаточно сильное впечатление от посещения этого места.