В 1911 году в Омске была устроена знаменитая
Западно-Сибирская сельскохозяйственная выставка. Ее павильоны, выполненные в стиле модерн, оказали влияние на дальнейшую строительную практику города, на улицах которого один за другим возникали дома с асимметричными фасадами, характерными оконными проемами и причудливыми декоративными деталями. Однако за год до выставки на углу улиц Тобольской (Орджоникидзе) и Надеждинской (Чапаева) был построен великолепный четырехэтажный доходный дом, в настоящее время считающийся лучшим в Омске зданием, выполненным в стиле модерн. Дом принадлежал А. В. Печокас, которая являлась женой человека, возглавлявшего известный в Сибири завод по производству строительных материалов, цветного стекла и глазурованной плитки. Возможно специфика бизнеса и стала одной из причин появления в Омске такого интересного здания. В одной части дома находилась квартира А. В. Печокас, другую владелица сдавала в аренду. В здании размещались контора Акционерного общества Кузнецких каменноугольных копей и Землемерное училище. Кроме того, в доме проживал еще один примечательный человек - брат мужа К. И. Печокас. Он был владельцем лесопильного завода в Тобольске, что отчасти послужило почвой для рождения
легенды о спрятанных в доме сокровищах императорской семьи, которая была выслана в Тобольск.
В настоящее время здание переживает не лучшие свои времена. И хотя легкая обветшалость часто придает зданиям особый шарм, состояние доходного дома А. В. Печокас уже давно перешло эту границу и продолжает ухудшаться. Если ничего не предпринимать, то в будущем омичи вообще могут лишиться этого прекрасного образца стиля модерн.
Фасад по ул. Чапаева, скрыт за высокими деревьями, зато ничто не мешает насладиться деталями фасада, выходящего на ул. Орджоникидзе.
Характерный для модерна причудливый орнамент балконного ограждения:
Дом не знает ремонта уже очень давно. Однако, может только благодаря этому, сюда не успели добраться традиционные для России белые пластиковые окна, а значит, сохранились старинные, весьма интересные, оконные рамы.
Дверь интересна ничуть не меньше окон:
Угол здания скошен и акцентирован балкончиком и эркером.
Эркер высотой в два этажа декорирован растительным орнаментом и живописным панно.
Здесь тоже сохранились старые рамы.
Эркер поддерживают два кронштейна также оформленные в соответствии со стилем модерн.
Панно, представляющее пейзаж с рекой и судами, помещено в нижней части эркера. Пейзаж выполнен на керамической плитке. Дом А. В. Печокас - единственное в Омске здание, на фасаде которого можно увидеть подобное панно.
Под эркером расположен вход. Табличка над дверью объясняет причину запущенности здания - теперь в доме А. В. Печокас находится общежитие Омского аграрного техникума.
Тот факт, что здесь живут студенты, выдает и пивная бутылка, притаившаяся возле одного из окон здания. Это уже фасад по ул. Чапаева.
Деревья не дают оценить фасад целиком, поэтому остается любоваться деталями.
Еще один эркер, на этот раз на всю высоту здания, и конечно же оконные проемы со столь характерными для модерна очертаниями:
На первом этаже эркер имеет живописный изгиб:
Еще один вход в здание:
Модерновые ручки, точнее теперь уже одна. Выживет ли она - большой вопрос...
Козырек над входом тоже держится из последних сил.
Деревья скрывают оконный проем причудливого очертания, окруженный растительным орнаментом:
Еще окна, на это раз объединенные при помощи декоративного элемента на фасаде здания:
Завершая рассказ о доходном доме А. В. Печокас, остается добавить, что здание является памятником архитектуры регионального значения. Увы, в России такой статус отнюдь не означает, что все будет хорошо. Однако так хочется верить...