Jan 11, 2010 18:08
В развитие недавно заданного мной вопроса про интеллигенцию как класс. Прошу прощения за тезисность и непричёсанность - но хочется обсудить мою гипотезу. Гипотеза эта, на мой взгляд, просто и естественно объясняет очень многое - например, причины живучести антисоветских настроений интеллигенции. Опять же, благодаря этой гипотезе мы получаем простое и понятное определение самого этого явления - интеллигенции - о которое сломано столько копий в попытке дать ему определение.
Итак, гипотеза: интеллигенция, то есть люди интеллектуального труда - это ни что иное, как полноценный общественный класс. Притом основной класс - как буржуазия или пролетариат. Класс, представители которого играют ведущую роль в нынешнем "постиндустриальном" способе производства, обладают классовым сознанием и ведут классовую борьбу - за свою гегемонию, против иных классов, с которыми у него есть классовые противоречия.
Они отчасти владеют средством производства - интеллектом. Их труд - интеллектуальный, а не материальный, притом плохо поддаётся эксплуатации и автоматизации, поскольку не формализуется. Интеллигенты - не творцы конечного продукта - они те, кто облегчает его получение (создают новые технологии, новые машины или упорядочивают процессы производства).
В преддверии НТР интеллигенция стала осознавать свою особую роль в новом мире, стала оформляться в класс - и наиболее чуткие из представителей интеллигенции, уловив эти зарождающиеся тенденции, объявили о своём существовании и мессианской роли (конец 19 века - когда стало появляться движение интеллигенции и возникло это самоназвание). Соответственно, когда НТР наступила, когда в современном "постиндустриальном" производстве стали играть решающую роль наукоёмкие технологии (информационные, кибернетические, генетические, химические, ядерные и т.д.) - интеллигенция стала претендовать на гегемонию и на бОльшую долю в доходах.
У интеллигенции чрезвычайно развито классовое сознание. Интеллигент стремится к другим интеллигентам, заключает браки в своей среде, доверяет коллективному сознанию интеллигенции.
Если классовое сознание пролетариата склонно к справедливости, требует равенства по труду - то классовое сознание интеллигенции, соответственно, склонно к мещанству. Поскольку интеллигенты сознают себя узкой кастой творцов процветания мира, то требуют повышенного процветания себе в первую очередь. Такой интеллигент, работающий какой-нибудь рекламной шестерёнкой в гламурном журнальчике, возможно, сам неспособен изобрести соуса к макаронам - но классовое сознание заставляет его провозглашать, что он относится к "трём процентам населения, производящим 90% всех благ" (известное заявление одной гламурной курицы). Даже больше: сам интеллигент может быть врагом мещанства, но его интеллигентское окружение и классовое сознание исподволь толкает его в объятия мещан - что произошло, скажем, с братьями Стругацкми, ярыми певцами антимещанства, которые постепенно отдрейфовали в ультрамещанский лагерь, и чувствуют там себя вполне уютно, несмотря на то что и поныне Борис Стругацкий на словах вполне искреннее осуждает мещанство. Своё расщепление сознания такие интеллигенты оправдывает антисоветскими мифами, которые воспринимают совершенно некритически (в целях психического самосохранения и защиты от когнитивного диссонанса).
Вообще, складывается ощущение, интеллигентское классовое сознание - мощнейший объективный фактор, сродни пресловутой скрытой программе, которой так опасался Сикорски в "Жуке в муравейнике". Помните?
Программа программой, а сознание - сознанием. Ведь он не понимает, что с ним происходит. Программа требует от него нечеловеческого, а сознание тщится трансформировать это требование во что-то хоть мало-мальски осмысленное... Он мечется, он совершает странные и нелепые поступки.
И, в отличие от этой программы, классовое сознание вполне реально. Это сознание сильнее антимещанских личных убеждений, оно толкает человека к совершенно определённым классовым интересам - даже вопреки здравому смыслу и честности. Такой человек будет истерически отстаивать любые антиисторичные концепции - если они соответствуют его классовым интересам. Что мы и наблюдаем в лице современных интеллигентов-антисоветчиков - они с лёгкостью верят в любую чушь об СССР, если эта чушь оправдывает их классовую позицию.
Таким образом, становится понятным распространённость среди интеллигенции слепой, иррациональной, фобийной ненависти к СССР. Это - классовая борьба интеллигенции против диктатуры пролетариата, против гегемонии неинтеллигентов, имевшей место в СССР. На окраинах СССР и ОВД эта классовая ненависть вылилась в русофобию.
Понятна и ненависть к пролетариату и стремлением заклеймить его "быдлом".
Советские обществоведы интеллигенцию классом не признавали, считая так называемой прослойкой между основными классами. Равно как не признавали, что с НТР изменилась и роль интеллигенции и пролетариата. И это, на мой взгляд, было фатальной ошибкой: СССР получил армию "хорьков в курятнике", людей, чьё классовое сознание толкало их на борьбу против СССР. Конечно, сама по себе интеллигенция не разрушила СССР - но была одним из значимых факторов. А в качестве творцов медиа-поля их роль трудно переоценить - они основные творцы и ретрансляторы антисоветской мифологии.