В студенческие времена, помнится, было очень круто иметь в друзьях музыкальную группу. Тогда это означало бесплатные проходы на концерты, неизменные тусовки до и после полуночи, возможность первым послушать еще не до конца записанный трэк. В общем, то самое ощущение вовлеченности в некое закрытое сообщество.
С тех пор многое изменилось. С окончанием Университетов перестали существовать большинство тех групп, вместе с ними исчезла и их аура, а былые герои как-то незаметно сдулись до менеджеров, хотя многие при этом пополнели.
И лишь одно осталось неизменным. Иметь в друзьях музыкальную группу - это по-прежнему круто.
Особенно, если они играют музыку, которая тебе по-настоящему нравится.
Это когда тебе уже не нужны халявные проходы и ты даже не задумываясь оплачиваешь входной билет. Ведь дело не в этом. Ты, зная этих ребят, смотришь на них как бы отстраненно и из зрительного зала и за кулисами. Ты имеешь возможность сравнить. Вот что по-настоящему ценно.
И в этом смысле мне повезло по всем пунктам.
Речь, конечно же, идет о моих тюменских друзьях. В студенческие годы они назывались Defective Toyz и наделали немало шума (достаточно набрать это название в аудиоразделе "вконтакте" и вы увидите, сколько людей до сих пор ссылается на их песни по самым разным поводам). Потом был момент затишья, жизни в разных городах. Но им удалось снова собраться и собрать отличный коллектив теперь уже под названием ХАСКИ.
Когда-то давно мы были по разные стороны музыкальных баррикад, но что нам теперь до этого? Сейчас я с удовольствием смотрю, как они черпают вдохновение уже не из юношеских переживаний, а ловят вдохновение из жизни мужчин где-то около 30. Попробуйте ка поймайте!
И когда я думал о том, как наилучшим образом рассказать о них, я решил что самым правильным будет, если мы сядем как-нибудь за бутылочкой Porto и просто поговорим о том, как все было и как все стало и о том, как уживается музыка в их взрослых жизнях.
Сказано - сделано и значит, расстояния нам будут не помеха. Мы отлично пообщались, а этот разговор в форме интервью я буду ненавязчиво перемежать с их песнями старыми и новыми, видео, фотографиями и обложками синглов.
Надеюсь, вы поймаете эту волну. Удачи!
В ролях: Я (d-u-d), Паша Стародумов (Паша; гитарист, автор большей части музыки и текстов), Данил Девяшин (Данил; авто почти всего дизайна и фото, а так же музыки и текстов)
d-u-d: Начнем, пожалуй, в хронологическом порядке. С какими чувствами вы поняли, что проект Defective Toyz прекращает существование? И когда это стало понятно?
Данил: В ЮТэире, я думаю, есть точная дата, на билете нашего барабанщика Сергея (После учебы уехал работать в Африку в компанию Utair). 2003 год это был.
Паша: На самом деле все, что заканчивается - грустно. И ведь мы узнали о грядущих изменения еще будучи действующей группой. И атмосфера в те дни была удручающая, конечно. Если раньше мы были как бы единым целым, то тут сразу же все распалось на личности и каждый стал думать - что же ему дальше делать? Спустились, так сказать, с небес на землю
d-u-d: А вы вообще были на этих самых небесах? Или все-таки иллюзий особых не питали?
Паша: Сейчас, вспоминая, я могу сказать, что жил этой группой процентов на 70. Для меня вообще-то больше особо ничего и не существовало.
Данил: А я просто не думал об этом. Был тот настоящий момент, в котором мы все жили. Мы всегда самозабвенно подходили ко всем вопросам: будь то организация репетиций фотосессия декорации выступлений.
И вот я постепенно умирал в этом смысле. Не было такого одного дня, когда вдруг мир рухнул. Происходило такое медленное увядание. Сергей уехал, а я еще продолжал жить надеждой, потом Ваня (второй гитарист, переехал после учебы в Москву) тоже сказал что уезжает...
Паша: Еще однажды застали Стаса (басист), репетирующего с другими... И по ощущениям это было как измена почти!
И вот мы с Данилом ходили и думали, что надо же продолжать, просто как-то трансформироваться с учетом момента. Где-то год мы еще играли с полусформированным составом, с новым басистом и барабанщиком, записали в том или ином виде 5 новых трэков. Хотя, конечно, это было своего рода безвременье такое и под конец записи этих треков мы все еще и рассорились.
d-u-d: И ты тоже уехал в Москву
Паша: Да, было дело. Но ведь мы никогда не ставили 100% на музыку, надо признаться. И тем ни менее надежда какой-то тонкой нитью все равно тянулась.
Данил: Эти бесконечные разговоры по аське..
Паша: Точно! И когда Данил узнавал, что я приезжаю, он говорил: чувак, ты тут будешь две недели, нам надо сделать одну тему, есть мысли. И я действительно приезжал и мы проводили 2-3 репетиции, чего-то там придумывали, клип даже пытались снимать на песню, которую после дописывали уже каждый в своем городе.
d-u-d: Но этот период безвременья благополучно завершился и можно сказать, что вам удалось войти в одну реку дважды. Снова создать качественный коллектив. Знали ли вы, что так и будет или все произошло спонтанно?
Паша: Когда я вернулся обратно в Тюмень, там и речи не было, что я не мог сказать «нет». Я вернулся в июне и летом мы больше гуляли, заряжались эмоциям пока тепло. Но буквально в начале осени уже приступили к репетициям в полном составе.
Данил: Сказался еще, можно сказать, статус локальной супергруппы. У нас просто выбора не было, от нас все чего-то такого ждали.
d-u-d: И как же вы собирали новый состав?
Паша: Опять же мы ведь возвращались не на пустое место и с барабанщиком, например, сразу определились. Игорь сразу изъявил желание.
А вот с басистом были некоторые сомнения... По той простой причине, что нет басистов в принципе в Тюмени, единицы нормальных музыкантов. Кроме того человек должен был быть в теме...
И неминуемо мы прежде всего искали среди своих знакомых. И, кстати, когда мы про Александра (басист Хаски) думали, мы были уверены, что он откажется, потому что он же вообще другую музыку играл. А мы даже непонятно что хотели играть на тот момент.
Данил: А он даже с радостью согласился, кстати!
Паша: Ну он тогда, по-моему, тоже без дела сидел.
Данил: Да, черт побери.
d-u-d: На ваш взгляд со временем DT качественной музыки в Тюмени стало больше? В клубах, например, появился аппарат лучшего качества. Ведь раньше считалось, что всему виной аппарат и многих просто не расслышали
Паша: Нет! Единственное, что не изменилось здесь! (смех)
Данил: Я бы не сказал, что она (аппаратура) стала сильно лучше. На самом деле так и не возникло такого качественного места для такой музыки, где был бы хороший звук. Причем это вообще не понятно мне до сих пор. Особенно после наших поездок в Свердловске, где мы играли в клубе «Нирвана» и это абсолютно простое прямоугольное небольшое помещение и при этом с настолько круто отстроенным звуком. И ты там играешь и получаешь просто удовольствие и людям все слышно. Там действительно можно слушать и слышать музыку. А у нас с этим всегда проблемы были...
А на счет музыки... Вроде бы да, что-то вроде меняется. Но многие группы хорошие просто исчезают. Кто-то уезжает в поисках развития, например. В тот же Питер, внезапно. И просто пропадают там.
Паша: Может быть качество звука не сильно изменилось, но вот одно точно стало лучше: появилось больше мест, где можно играть. В наши студенческие годы было одно место всего с постоянно меняющимся менеджментом при этом. Сейчас 3-4 можно найти и при желании еще пару мест, куда ты аппарат свой можешь привезти и там сыграть.
Ну и продолжая мысль на счет музыки, я не думаю, что 10 лет назад хуже играли чем сейчас, просто сейчас появились такие стили, которые требуют большей усидчивости, люди более интенсивно занимаются и через год уже умеют больше, чем мы через год тогда умели.
Данил: Да, уровень точно растет, потому что информация стала более доступна. Будучи в Питере или особенно где-нибудь в Америке, ты вряд ли можешь вылезти, как у нас в свое время на «Зелени» (фестиваль молодых команд, проводился ежегодно в Тюмени в 2000-х годах), и такого говна наиграть… что себе люди, собственно, и позволяли здесь делать. И я всегда знал, что там другой уровень и даже начинающая команда сразу играет на другом уровне. И вот сейчас эта ситуация стала доходить до нас.
d-u-d: Мы много вспоминаем студенческие годы, тот энтузиазм. Но ведь недаром же многие группы распадаются после окончания университета. И с вашей точки зрения, что лучше: выехать на студенческом задоре или все-таки в более зрелом возрасте на опыте?
Данил: Тут есть свои плюсы и минусы, конечно же. Сейчас, безусловно, все происходит более осознанно, есть некий опыт. То есть ты понимаешь, как это делать, для чего. Ты уже не тешишь себя какими-то непонятными иллюзиями. Мне нравится наше текущее состояние и это творчество в чистом виде, просто заниматься этой музыкой. Более того, я думаю об этом в перспективе и вижу новые горизонты и формы развития для нас и это очень интересным мне кажется.
Паша: Чем отличается то, что было и то, как сейчас: сначала на 100%, а потом, постепенно снижаясь, у нас это было подражание, копирование. Время, когда мы впитывали. Но в данный момент у меня, например, не осталось таких групп-кумиров, которые я бы слушал и думал: «аааа, вот я хочу как они». Мне что-то нравится, но я понимаю, что я ничего не заимствую, что я уже научился играть. Может это закостенелость какая-то и кто-то молодой, как и мы в свое время, послушает нас и скажет: «ууу, да они геморрой играют!». Но я играю то, что идет у меня изнутри. То, что я накопил, то, что умею..
Мне кажется, мы честнее как-то стали. Сами с собой, прежде всего. Если раньше это делалось с неким максимализмом, это покорение всего и вся. То сейчас ты отдаешь себе отчет и понимаешь, что нет уже такой ситуации, когда ты готов прямо все бросить. Но взамен выкристаллизовалось понимание, что это нравится, что это как хобби, как отдушина и реализация своего творческого потенциала.
Данил: Не знаю, ты, может быть, лукавишь, но у меня вот в голове всегда крутится некая доля вероятности и это не один процент и не два…сложно сейчас точно сказать, сколько. Но всегда есть мысль, что ты хочешь написать суперхит, хочешь чтобы больше людей тебя услышали и им понравилось твоя музыка. Все равно хотя бы от части ради этого все и делается. И я думаю, что играть где-то в гараже просто для себя это, конечно, хорошо, но и реализация какая-то должна быть, выплеск эмоций.
d-u-d: Есть ли для вас некая критическая точка. Момент, когда вы поймете, что пора завязывать. И если да, то когда или почему?
Паша: Самое хорошее в этом, что мы создали такую ситуацию, когда нет пределов и чт о-то может в принципе закончиться. То есть у нас сейчас все самодостаточны, обеспечиваем себя и с музыки не живем. Соответственно можем себе позволить этим заниматься в свое удовольствие.
d-u-d: Ну хорошо, это одна сторона. А если однажды вы поймете вдруг, что вы неактуальны, например? Что люди перестали воспринимать то, что вы делаете?
Данил: Я бы воспринял это как тяжелый удар для артиста. Но я бы расценил его как пинок, как повод к смене парадигмы. Как сигнал, что ты вышел из сложившейся зоны комфорта. Значит пришла пора что-то менять, но это вовсе не значит, что тебе надо завязать с этим. Может быть искать новые музыкальные формы, вообще может быть кардинально поменяться.
Есть, например, такая форма, хотя она более вялая может быть, когда музыканты занимаются только придумыванием музыки и ее студийной записью. То есть они не дают концертов.
d-u-d: Ну и сколько это может продолжаться? Эти записи в неизвестность за свой счет?
Данил: Ну мы и сейчас пишемся за свой счет и на данный момент это дело совсем не такое затратное. Как хобби ты можешь спокойно этим заниматься и тратить не больше, чем на тот же спортзал. Поэтому если сложилось так, что ты понял что, не совсем актуален в реальной жизни, ты всегда можешь уйти в виртуальное пространство. Выкладывать в интернете свои записи, ведь там совсем другая публика. Точнее она более разнообразна.
И сейчас это реально существующий путь популяризации. Кто-то заметил какого-то исполнителя, он где-то засветился. И бац - все сразу раз заинтересовались, на концерты стали ходить. Хотя до этого он просиживал годами в безызвестности.
Паша: Мне кажется, что крайней точкой может быть момент когда кто-то из нас решит, что это не интересно именно ему. Но я для себя на данный момент просто не нахожу причин по которым я бы перестал заниматься творчеством. Потому что это затягивает, может это и есть те самые медные трубы, ты уже без этого не можешь просто. Даже если не будет музыки, я буду рисовать. Это свойство творческой натуры. Если я все брошу, мне просто будет не комфортно жить, я просто не могу уже жить только работой и бытом.
d-u-d: Логичный следующий вопрос: а вы прикладываете усилия, чтобы это из хобби это превратилось в нечто большее и если да, то в какой мере?
Данил: Определенный план есть и есть определенные обязательства друг перед другом. Конечно, я прекрасно понимаю, что это делается не с тем студенческим молодым задором, когда у тебя есть куча времени и ты живешь только группой. Так вот, понимая это, мы попытались разделить обязанности для начала. Кто-то занимается фотографиями, оформлением, кто-то общается с организаторами концертов, отвечает за активность в интернете.
Паша: Есть несколько направлений в которых мы работаем. Это создание нового материала, запись, живые выступления, видео клип вот первый сняли. То есть мы не просто сидим такие и хотим быть знаменитыми. Но мы и не напрягаемся, можно сказать и так.
Click to view
d-u-d: А если это ваш последний шанс?
(Смех)
Паша: Я раскрою карты: пока мы с Данилом на одной волне, мы всегда будем что-то делать, я один точно ничего не сделаю, были у меня уже попытки. И с другой стороны Данил, пока я был в Москве, тоже строго на работу переключился. Но пока мы вдвоем мыслим в одном направлении, что-то всегда будет происходить, я уверен. Не умаляя значения других участников.
d-u-d: И в завершении. Все таки мажор или минор? Ваш выбор?
Данил: Мажор. Это, кстати, у нас изначально обсуждалось и настрой был такой, что надо мажор. Но иногда, конечно, реальность того, что парни живут не в Калифорнии и суровость эта и социума и даже природная, она имеет влияние и от этого никуда не деться.
Паша: А я бы сказал - реализм. Ты не можешь обманывать себя ты не можешь писать радостно, если ты далеко не радостен. Но если сравнивать с периодом ДТ, то мы точно более в мажоре, потому что там был вообще такой экспрессивный минор юношеский.
И попутно выяснилось, что позитив-то писать сложнее, чем негатив из себя выливать. Поэтому, в каком-то смысле, в нас еще борется мажор и минор и кто победит....
d-u-d: …мы узнаем, следя за вашим творчеством. Спасибо!