Читая Дешкина-3

Dec 12, 2024 09:52

Предыдущие посты по теме: 1 и 2.
Продолжаем чтение дневников ялтинца Н.Дешкина, который дотошно фиксировал окружающую его повседневность родного города периода нацистской оккупации. Дошел до середины января 1942 г.
От некого "праздника непослушания" в первые часы и дни после ухода советской власти, да скорее не печального опыта знакомства с армией неприятеля (описываются в основном контакты с солдатами вермахта, которых нельзя, судя по тому, что описано, отнести к идейным национал-социалистам. Скорее это обыватели из немецкой рабоче-крестьянской среды, которые послушно призвались и одели форму, а фюрера восхваляют как правителя, который вывел их страну из кризиса), то уже в декабре 1941 г. начинают проявляться практики нацизма: расстрелы евреев, начинают кошмарить население в отместку за партизанские действия. Кроме того, резко ухудшается продовольственное положение. Что-то оккупационные власти выделяют, но этого мало. Выстраивается чуть ли не тысячная очередь на выезд из города в Симферополь за хлебом.
Положение оккупированных прямо ухудшается, когда происходит в 1942 г. попытка выбить немцев из Крыма (десанты в Феодосии и Керчи). Кроме того, влияет и сопротивление Севастополя. Автор дневника видит перемещения войск, видит пленных, слышит звуки далеких разрывов, и все это подпитывается слухами. Например, уже в начале января 1942 г. - слухи воспроизвели сценарий, который реализовался в июле 1942 г.: что город взят, а остатки советских войск прижаты к морю на мысе Херсонес.
Интересно, что слухи (в т.ч. запущенные немцами) о поведении советских властей и карательных органов в районе Феодосии и Керчи - хоть и преувеличены, но они отражают реальность. Речь идет о том, что на временно отвоеванных у немцев территориях начинаются довольно широко-охватные репрессивные мероприятия (это подтверждено и документально, например, см. второй том изданной в украинский период книги памяти жертв политических репрессий по Крыму серии "Реабилитированные историей"). Факт, что среди советских войск на данном участке фронта много кавказцев - это тоже правда. Автор видит в т.ч. и этих пленных, и воспроизводит слух, что именно представители этих народов особенно отличились в безобразиях на временно отвоеванных территориях.
К слухам автор относится скептически и раздраженно. Все более уделяя внимание фиксации повседневности.
Попутно анализирует нацистскую прессу, которая ему становится доступна (хоть и урывками). Например, выпуск газеты "Голос Крыма", где на передовице вышла статья о Бела Куне как "массовом убийце в Крыму" - у автора вызывает скепсис тем, что не верит он историю, что данного революционного деятеля на самом деле звали совсем иначе (еврейское имя). Ну а факты зверств в Крыму - автор (видимо, как-то ему было известно, что писали белоэмигранты?) считает взятыми из русских эмигрантских газет. В целом, выпуски газет, что выходили в период оккупации - при всех пропагандистских и явно фейковых материалах (например, история о якобы сыне Молотова, который якобы сдался в плен, и выступил в Германии перед журналистами, опровергая претензии СССР насчет преступлений оккупантов и плохого обращения с военнопленными. Этот эпизод, к слову, и советская сторона опровергла ответным заявлением - что у Молотова сына нет, и что в речи фейкового сына присутствуют слова, которые житель СССР и вообще русскоговорящий человек никогда бы так неправильно не произнес) - по мнению автора, все-таки стоят гораздо выше слухов. Т.к. хотя бы хоть что-то дают о картине мира. И о местной жизни.
Описаны в дневнике сцены насилия оккупантов. Например, повесили ялтинскую семью (муж, жена, маленькая дочь) в ответ на действия партизан. При этом автор отмечает, что чуть ли не в первый день ушлые местные жители умудрились снять с повешенных обувь (калоши, которые были относительно новые), а потом - в другие заходы - сняли то, что было под калошами. Естественно, Дешкин подобное осуждает.
И повешение, и тихое мародерство. Но насчет мародерства - он еще искренне удивляется, как это смогли снять, если люди повешены на просматриваемом месте, и даже ночью там сложно, чтобы тебя не заметили.
Пока я из этих дневников вижу очевидную вещь, которая бесспорна.
Когда рушатся даже пропагандистские и тенденциозные каналы получения информации (а ведь советские газеты при всех одобрямс иногда все же писали о событиях текущей жизни, и иногда - про местные проблемы (отдельные недостатки), да и в целом хоть искаженно, но давали какую-то картину мира) - то их замещают слухи и толки.
И на фоне этих слухов - даже не менее тенденциозная нацистская газета - уже и хоть что-то, что позволяет хотя бы как-то понять ситуацию в целом. Реально, на примере дневников показано, как вследствие разрушения каналов коммуникации - становится терра инконгнита - соседний город. А уж что там за пределами Крыма - это и вовсе другая планета.

Приобрести дневники Н.Дешкина можно здесь:
https://www.ozon.ru/product/zhizn-v-okkupirovannoy-yalte-1671955665/?asb=oD7Fkf5C5OdSJX8qSWxp5Y3yUdHSZoKRlSHbjX0%252F3l0%253D&asb2=lrn7pevDK2rJ7ogZZIqQNkGKucCrFrnEeF1Dy9HIusl_a5FAkZfebTshIJgFw_B-&avtc=1&avte=4&avts=1733468101&keywords=%D0%94%D0%B5%D1%88%D0%BA%D0%B8%D0%BD

национал-социализм, Ялта, книги, ВОВ, мемуары, Вторая мировая война

Previous post Next post
Up