Я стараюсь не общаться с индивидуумами, которые не соответствуют моим представлением о развитии. Точнее, находятся не в том состоянии, которое соответственно их возрасту.
В двух словах - по моим, вполне жестким на этот счет убеждениям, человек должен последовательно пройти все жизненные ступени, при этом сохраняя основные маркеры предыдущих и не сопротивляясь наступлению следующих.
Чтобы не изобретать велосипед на тему "ступенек" и характеризующих их состояний, тупо скопирую любимого Лоуэна:
*********************************************************
"Младенец характеризуется желанием близости, особенно с матерью. Он хочет, чтобы его держали на руках, заботились, приветствовали и принимали. Любовь, как я подчеркивал в своей более ранней книге, может определяться как желание интимной близости. Когда потребность в близости удовлетворяется, младенец находится в состоянии удовольствия. Лишение этой требуемой близости ведет к болезненному состоянию.
Чувство любви во взрослом человеке развивается из этого слоя. У взрослого и младенца оно различается незначительно, хотя формы его выражения могут варьировать. Желание интимной близости лежит в основе всех проявлений любви. Индивидуум, который находится в контакте с младенцем, которым он был и который все еще является его частью, знаком с чувством любви. Он также соприкасается со своим сердцем. Человек заблокирован от переживания полноты любви в той степени, в какой он разъединен со своим сердцем или своим младенчеством.
Детство добавляет новое измерение и новое качество жизни. Потребность в длительной близости переходит в новую потребность исследовать мир - потребности, связанной с увеличившейся моторной координацией ребенка. Через изучение людей, вещей, пространства и времени ребенок создает мир в своем воображении. Так как воображение не стеснено структурным чувством реальности, оно свободно. Во время этой фазы оно на сознательном уровне также создает свое ощущение себя, в процессе которого образно исследует возможность быть другим человеком, например своей матерью.
Мне кажется, можно сказать, что детство закончилось, когда человек создает связную картину своего личного мира и лично себя. Достигнув этой ступени, мальчик или девочка бросают вызов своему личному миру в игре. Возросшее искусство моторных навыков и игр с другими детьми составляет стиль игры, которая радостна, потому что она свободна и щедро вознаграждается. В игре мальчиков и девочек степень возбуждения выше, чем у младших детей, что тоже объясняет чувства радости, которые человек переживает во время этой фазы жизни. Также увеличивается чувство свободы, происходящее от независимости, не отягощенной ответственностью.
Юность отмечена дальнейшим увеличением уровня возбуждения, который проявляется в интересе к противоположному полу и в растущей интенсивности сексуального влечения. В идеале юность - это время романтики и приключений, сочетающих глубокое удовольствие от близости с другим человеком, воображение и умственное творчество ребенка и вызов и игривость подростка. Когда человек начинает осознавать реальность возможных последствий своих поступков и принимает на себя ответственность за них, наступает период взросления.
Взрослым является человек, который осознает последствия своего поведения и принимает ответственность на себя. Однако если он потеряет связь с чувствами любви и близости, которые он знал младенцем, с творческим воображением, игривостью и радостью своего детства и с духом приключения и чувством романтики, которыми была отмечена его юность, он будет бесцветным, ограниченным и негибким человеком. Здоровый взрослый человек - это младенец, ребенок, мальчик или девочка и юноша или девочка. Его чувство реальности и ответственности включает потребность и желание близости и любви, способность к творчеству, свободу радоваться, дух предприимчивости. Он является целостным и полностью сознательным человеческим существом."
*******************************************
То есть, по нашему с Лоуэном мнению, здоровый зрелый человек - это взрослый человек, сохраняющий себя-юношу, ребенка и младенца. И, соответственно, обладающий всеми качествами "прожитых" ступеней - стремлением к любви и возможностью любить, осознающий ценность радости и игры, не теряющий способность к творчеству и познанию, умеющий заботиться и принимать заботу, умеющий думать и умеющий отвечать за себя.
Что же мы наблюдаем в реале?
- Людей, выбрасывающих по мере пути все прожитое как действительно "отжившее", ненужное. Отлично знакомый пример - это старики, раздражающиеся от всего, что младше 60 лет
- Людей, которые застревают в какой-то одной стадии и все следующие вроде как и имеют место быть, но "не по-настоящему". Эту категорию почетно возглавляют "вечные девочки", до седых волос разговаривающие тонким деццким голоском и заливающиеся звонким смехом в конце каждой фразы.
И та, и другая категория меня не просто не привлекают, но даже и пугают.
Первые вообще не умеют играть, если это не преферанс, смеяться, если это не про тещу, а разорванная связь с детским прошлым напрочь закрывает восприятие новых веяний, часто даже и профессионально необходимых.
Вторые весьма часто производят впечатление либо дебилов, либо психически серьезно сдвинутых, т.к. их эмоциональная и/или интеллектуальная инфантильность частенько приводит, мягко говоря, к охуеванию.
Есть, конечно, и смешанные варианты - например, когда ступени выброшены частично, избирательно. Или в наличии только небольшие частички, следы от некоторых ступеней.
Всех пострадавших обычно невозможно упрекнуть в наличии мощного мыслительного процесса относительно собственной жизни. Хотя в рабочем порядке они могут быть вполне успешны.
Интересно, что пациенты не осознают потерь, которые являются прямым следствием выбранной стратегии проживания. Первые кастрируют себя в человеческих и творческих проявлениях (особо удачливые - во всех) и живут исключительно практическими, часто устаревшими мотивациями. Вторые - жестко закрывают себе все перспективы, считая, что, к примеру, мерилом женщины может быть только сексуальность. Поэтому статус "взрослой женщины" неприемлем, в отличие от статуса "женщина-подросток".
Если первые более-менее соответствуют ожиданиям социума - "взрослый, серьезный индивидуум", то вторые подчас выглядят несколько идиотично, т.к. незрелый образ со взрослой реальностью идеально совместить невозможно.
С точки зрения развития, в непосредственном соседстве с последовательным и плодотворным прохождением эмоционально-интеллектуальных ступеней находятся и социальные роли.
Имхо, каждая мало-мальски успешно сыгранная роль благотворно отражается на личности, завершая одну из ее граней. Неуспешная - служит поводом и базой для последующих изменений. Я считаю большой потерей целенаправленный отказ от какой-либо стандартной социальной роли (нестандартные - это вообще удел немногих), а особенно - в пользу одной. Классические примеры - женщина-мать, мужчина-работник. Дело в том, что, с моей неоригинальной тз, чел должен расти в разные стороны, а не в одну.
К сожалению, очень много межличностных проблем вырастают именно из-за того, что людей, осознающих важность жизни как таковой, важность прохождения всех ее квестов, ничтожно мало. Конфликты поколений, конфликты супругов, конфликты родителей и детей пышно расцветают в таких условиях.
Невозможно научить сорокалетнего человека к примеру, любить.Сложно сделать так, чтобы он осознал это свое неумение. Еще сложнее - чтобы захотел что-то изменить.
Понятно, что причины выбора того или иного стандарта поведения часто абсолютно непрозрачны для личности и продиктованы особенностями ее существования на различных жизненных этапах. Причем эти особенности нередко крайне жесткие.
Но, начиная от 30 лет, осознание себя и своего выбора - возможно для каждого. Знающие скажут - болезный и неприятный процесс. Особенно мерзкий тем, что на определенном этапе его не остановить - или в поту и с ободранной жопой прешь дальше, или падаешь в гнилое болото. Возврат к себе - послушно шевелящей ложноножками амебе - невозможен. С другой стороны, радостная весть - никто и не заставляет. Стомильенов до вас прожили, и ничего.
И для решившихся тоже радостная весть - не требуется особенных откровений или озарений, достаточно примитивных размышлений. Например, честно ответить себе - что у тебя есть, а чего у тебя нету.
Для этого - нужно время. Время наедине с собой. Чтобы в голову всякая херня самостоятельно полезла. Именно поэтому многие у нас так не любят выходные. Именно поэтому для народа по важности сразу после хлеба - зрелища.
И возвращаясь к началу поста - да, у меня крайне мало людей для общения. Точнее - меньше десяти.
Ну и щастья вам, люди!