Позы, во время которых следует некоторое время сохранять равновесие, стоя на одной ноге, очень популярны в йоге, без них не обходится практически ни одно занятие - будь вы новичок или уверенный практик. Каждая такая поза - отличная работа всего тела в комплексе.
Итак, казалось бы - стоишь на одной ноге, почти «ласточка», что тут трудного? Но простоять в этой позе правильно даже 10 секунд - дело отнюдь не простое.
Что нужно знать:
Туладандасана - поза интенсивного вытяжения. Степень выносливости опорной ноги - не самое главное. Важное тут - максимальное, самое такое, на которое вы от всей души способны вытяжение всего тела. Потому задержка в этой асане на большинстве занятий - секунд 10, не больше. Когда вы стоите на одной ноге, корпус вытягивается строго параллельно полу - макушка тянется к стене перед вами, носочек задней ноги - к противоположной стене. Вы должны ощутить себя верёвкой, которую растягивают через всю комнату. Эта поза имеет большую нагрузку на сердечно-сосудистую систему, пульс в ней всегда ускоряется, но особых противопоказаний нет. Туладандасану новички делают даже на «горячей йоге», в зале, нагретом до 40 градусов. Среди терапевтических эффектов Туладандасаны, указано даже благотворное влияние на астматические состояния. Когда Ольга выздоравливала после воспаления лёгких, то осторожно делала Туладандасану и говорила, что дышать становится легче, как после массажа. Тело вытягивается настолько интенсивно, что «вытягиваются» так же лёгкие и сердце, грудная клетка как бы «раскрывается». Так же Туладандасана показана при различных травмах колена и связок.
Это одна из самых «действенных» и универсальных поз, потому что «работает» в ней практически всё тело. Здесь в равной степени нужны гибкость и сила. Чтобы «удлиниться», необходимо открыть бёдра, плечи. Нужны сильные продольные мышцы спины, сильные ноги. Одновременно вам нужно суметь расслабить плечи и убрать ненужные напряжения из тела.
Эта поза отлично подходит для бегунов.
Тонкости выполнения
Существуют два принципиально разных подхода к выполнению этой асаны. Конечный эффект в каждом из случаев одинаковый, а промежуточные стадии отличаются. Рассмотрим каждый из них.
Первый вариант (Вирабхадрасана III):
Исходное положение: ноги подсогнуты, живот плотно вжат в бёдра, руки расслабленно стоят на полу.
Руки упираются в колени, спина прямая, живот вжат в бедра, мы как бы вытягиваемся из таза. Это нужно, чтобы заранее выпрямить спину, выйти в баланс с ровной спиной. Так же это подготовительно-разогревающее упражнение для бёдер, для спины. Тазовое дно подтянуто, дышим животом.
Переносим руки под плечи, стопы плотно вжаты в пол, опираемся на пальцы, спина прямая, колени подсогнуты.
Отводим ногу назад. Чувствуем вытяжение - макушка тянется вперёд, носочек задней ноги к стенке за спиной.
Если вы новичок - то на этой стадии можно остановиться. Опорная нога подсогнута, вторая нога выпрямлена строго параллельно полу и таз не разворачивается в бок (то есть нога ушла чётко назад, а не в сторону и вверх) руки смотрят в стороны, спина прямая, чувствуется сильное вытяжение.
Финальная стадия: руки переводятся вперёд и собираются в мудру, восемь пальцев скрещены, указательные свободны («пистолет»), голова опущена, опорная нога выпрямляется.
На этом фото Ольга допустила незначительную ошибку, которая не является критической и которую достаточно трудно контролировать при самостоятельной практике - у Оли за спиной много лет фигурного катания, благодаря чему задняя нога в фазе максимального растяжения уходит вверх, а таз норовит развернуться.
Так же стоит упомянуть вариант, когда ладони не сомкнуты, а смотрят друг на друга.
Второй вариант - Туладандасана
Принципиальное различие этих двух вариантов заключается в положении опорной ноги и темпе выполнения. В варианте, который мы только что рассмотрели - опорная нога согнута и выпрямляется только в самой последней стадии. В варианте, который мы рассмотрим сейчас - опорная нога прямая с самого начала и ни в коем случае не сгибается.
Так же важно учесть, что Туладандасана делается очень быстро -шаг вперёд на опорную ногу, тело подалось вперёд, стоим сразу на ровной ноге и тянемся сколько можем (пусть хоть пару секунд).
Итак, исходное положение - стоя. Вытягиваем спину, подняв над головой руки. Плечи опущены, подбородок параллелен полу, уши сдавлены руками:
На выдохе делаем шаг вперёд той ногой, на которой будем стоять. Нога должна ощущаться сильной, напряженной. Почувствуйте, как она принимает вес всего тела. Стопа плотно стоит на коврике.
![](http://ic.pics.livejournal.com/d_yatsenko/50887547/57218/600.jpg)
Приподнимите ногу, которая стоит сзади, словно собираетесь сделать шаг, но переведите её на носок. Суть в том, что нужно полностью перенести весь вес тела на «несущую» ногу. Самое важное - спина, руки, обе ноги должны быть прямыми и уже активно тянуться, грудная клетка - «раскрываться».
Потянувшись таким образом, совершаем вдох, затем, на выдохе - задняя нога отрывается и идёт вверх, одновременно корпус перемещается вперёд и вниз. Эти два движения выполняются синхронно, как бы уравновешивая друг друга. Взгляд направлен вперёд, примерно на метр перед собой. Плечи должны быть опущенными и отведёнными назад.
Ваша цель - сохранить то же положение рук, корпуса и ног, которое существовало до наклона вперёд. Поэтому не меняйте ничего в изначальном положении частей тела. Хотя параллель полу - идеальный вариант, она не у всех получится сразу, но к этому нужно стремиться с самого начала.
Выйдите из позы на вдохе, опуская вытянутую ногу вниз на конец коврика, как в исходном положении. Затем поставьте ноги вместе, продолжая держать руки вверху над головой.
В конце «пристёгиваем» ногу назад, стопы вместе, руки опускаем, разворачиваем ладонями вперёд.
Ошибки при выполнении
Любое отклонение от параллели, считается неправильным - но, так как эта поза достаточно трудная для безупречного выполнения, выделю две основные принципиальные ошибки.
1. Таз разворачивается вверх. При недостаточной растяжке так стоять проще, и нога поднимается выше. Но это неправильно:
2. Нога уходит сильно вверх, в то время как тело опускается вниз.
В качестве заключения: хотя в йоге принято делать всё мягко, с минимальным дискомфортом - тут случай противоположный, когда как раз нужно меньше жалеть себя и пытаться изначально сделать эту асану правильно.
Фото сделаны в студии
"Ишвара", ул. Верхний Вал 16/4 (3-й этаж)(044) 360 11 57