Последний шанс Лукашенко спасти свою шкуру

Feb 17, 2022 05:00

Конституция в новой редакции наделяет пожизненным иммунитетом и делает юридически невозможным привлечение к уголовной ответственности кровавого диктатора Лукашенко.



Вынесенным на референдум проектом изменений и дополнений в Конституцию Республики Беларусь вводится специальная статья 89, гарантирующая пожизненную неприкосновенность А.Г.Лукашенко как действующему правителю, так и прекратившему исполнение полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки или стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять обязанности Президента.

Особо прописано, что Президент, прекративший исполнение своих полномочий, не может быть привлечён к ответственности за действия, совершенные в связи с осуществлением им президентских полномочий. В таком случае все безвинно посаженные в тюрьмы, без вести сгинувшие, изувеченные и убиенные за годы его правления останутся лишь на его совести.

При этом статья 91 новой редакции Конституции дополняется нормой, по которой членом Совета Республики пожизненно с его согласия является Президент Республики Беларусь, прекративший исполнение своих полномочий в связи с истечением срока его пребывания в должности либо досрочно в случае его отставки. Что будет наделять Александра Лукашенко как пожизненного члена верхней палаты парламента дополнительными конституционными гарантиями того, что он может быть арестован, иным образом лишён личной свободы лишь с предварительного согласия Совета Республики, председателем и заместителем которого являются назначенные по его же президентской квоте чиновники.

Тем самым новая редакция Конституции, с одной стороны, максимально затрудняет возможность смещения с должности, делая юридически невозможным привлечение к уголовной ответственности и арест действующего президента, с другой - значительно облегчает то же самое в отношении иного лица, которое в будущем возглавит страну.

Так, статья 88 в новой редакции устанавливает: Президент может быть смещён с должности Всебелорусским народным собранием в случае систематического или грубого нарушения Конституции либо совершения государственной измены или иного тяжкого преступления.

Предложение о выдвижении обвинения Президенту и смещении его с должности вносится Всебелорусскому народному собранию по инициативе не менее одной трети от полного состава Палаты представителей или не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь.

Расследование обвинения организуется Всебелорусским народным собранием.

Решение Всебелорусского народного собрания о смещении Президента с должности принимается после получения заключения Конституционного Суда о наличии фактов систематического или грубого нарушения Президентом Конституции в случае, если Президент обвиняется в таком нарушении Конституции.

В случае смещения Президента в связи с совершением преступления дело по существу обвинения рассматривается Верховным Судом.

Но дьявол кроется в деталях. Ведь по новой Конституции председателем Всебелорусского народного собрания будет являться действующий правитель Александр Лукашенко, который сам себя априори не может ни в чём таком обличить, а председатели, их заместители и все до единого судьи Конституционного Суда и Верховного Суда будут избираться и освобождаться от должности Всебелорусским народным собранием, в президиуме которого будет восседать сам Лукашенко, которого как собственного нанимателя и работодателя такие карманные составы судов просто не посмеют в чём-либо противоправном уличить или приговорить.

При этом новые нормы о невозможности привлечения к уголовной ответственности президента по фамилии Лукашенко вступают в явное противоречие с сохраняющими своё действие в неизменённом виде положениями, предусматривающими основания и порядок привлечения действующего президента к уголовной ответственности за совершение им государственной измены или иного тяжкого преступления.

Из чего следует, что самому Александру Лукашенко при таком раскладе ничего не грозит.

И что позволит ему спокойно осуществить транзит власти хоть в пользу своего безусого бастарда Николая Лукашенко, так как новая редакция Конституции не предусматривает возрастного ценза для главы ВНС, его заместителей и иных членов президиума, тогда как депутатом нижней палаты парламента по-прежнему сможет стать гражданин достигший 21 года (модель Мария Василевич подтвердит), членом верхней палаты - достигший 30 лет, президентом гражданин Республики Беларусь по рождению - не моложе 40 лет.

Несмотря на то, что по действующей редакции Конституции никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, противоречащими закону, - Александр Лукашенко как инициатор конституционного референдума посчитал необходимым персонально для себя гарантировать на уровне Основного Закона страны эти самые преимущества, привилегии, особые исключения о пожизненном уголовном иммунитете и личной неприкосновенности.

Правда, всё это будет иметь условную юридическую силу и лишь в рамках национальной юрисдикции, а для международных судебных инстанций (Международный уголовный суд, Международный трибунал) те привилеи не будут иметь ровным счётом никакого значения.

реформа, Лукашенко

Previous post Next post
Up