про джаз и вообще

Nov 11, 2011 03:50

в сентябре немного побывал на фестивале ЕНИJAZZ, а в ноябре - на КРЯККе, образовалась вот текстовая кучка разных джазовых интересностей и картинки с обоих культурных событий.

на ениджазе из всей обширной программы посетил, к сожалению, всего два мероприятия: 24 сентября круглый стол «Место джаза в музыкальном ландшафте современности» и заключительный концерт. (вот на всякий случай репортаж от Джаз.Ру)

круг посетителей круглого стола оказался даже ýже ожидаемого, пара десятков человек, считая с ведущими, а посторонних людей вроде меня - даже не знаю, несколько в лучшем случае. а оказалось небезынтересно, по памяти потом чего-то примерно записал (т.е. совсем примерно, не дословно, и может быть даже перепутал где-нибудь авторов), поделюсь.

начал Владимир Василенко с сожаления о том, что при нынешней свободе и лёгкости скачивания практически любого музыкального произведения мировой культуры молодёжь слушает чо попало - попсу, транс, прочее. упомянул в этом ряду и почему-то даб %)
продолжила директор филармонии Ирина Прокопенко, посетовав что министерство сказало "зарабатывайте сами", поэтому приходится сдавать залы всякой этой попсе. джаз министерство воспринимает как шоу-бизнес и потому не поддерживает.
далее главный редактор «Джаз.Ру» Кирилл Мошков заметил что "скачать можно всё" означает "скачать не смогут ничего", т.к. при абсолютной доступности нужны ориентиры. и вообще государственная политика культуры. а также культура в политике, а то будут как инструкции Жданова в сталинские времена: "музыка должна напеваться/насвистываться" (пруфлинк этого факта с ходу в интернете не нашёл, поверим лектору).

вспомнили шутку Даниила Крамера: академический музыкант мечтает хорошо сыграть свой первый концерт, тогда потом он сможет играть в москве, а когда-нибудь сможет достигнуть и вершины - Карнеги-Холл. джазмен же мечтает, что если первый концерт пройдёт хорошо, то когда-нибудь он будет играть в лучшем ресторане города.
все согласились что с этим нужно что-то менять.

далее Мошков рассказал про государственные подходы к джазу в разных странах: в Норвегии например целых 15% ВВП идёт на культуру, как на лицо страны в мире. а в Италии джазисты выкручиваются сами, поэтому хоть количество джазистов там примерно такое же как и в Норвегии, все они гораздно менее известны за пределами Италии, нежели норвежские за пределами Норвегии.
американский подход: например, в Вашингтоне ихнему концертному залу имени Кеннеди даются деньги не на музыкантов, а на содержание площадки. плюс заметный вклад (десятки процентов) вносят и разнообразные подписки (по-нашему абонементы) и благотворительность.

где-то здесь обратились к руководителю томского оркестра «ТГУ-62» Аркадию Ратнеру - наглядному примеру вот уже почти пятидесятилетнего выживания целого биг-бэнда. толком что-то я не понял как они таки выжили - вроде бы отовсюду по чуть-чуть им помогали, в 90-х годах просто на личном энтузиазме и средствах сохранились, иногда при помощи деловых знакомых. сейчас муниципальная помощь имеется, например некоторые инструменты куплены за счёт бюджета.
ещё Ратнер вспомнил, что раньше в советское время вообще джазом непрофессионально занимались - то физик играл какой-нибудь, то радиоинженер.

Василенко подал идею, что вообще в приличном городе должны быть: метрополитен, футбольная команда высшей лиги и филармонические симфонический оркестр и джазовый биг-бэнд. а биг-бэнд - это сложно и дорого.
Ирина Прокопенко в принципе не против завести биг-бэнд, но нужны бюджетные места. некоторые вокруг возразили что главное - найти лидера оркестра, остальное приложится, как например в Новосибирске.
а в Томске «ТГУ-62» вполне теперь может собрать 400-500 слушателей. впрочем говорят, что в Томске вообще народ другой - усиленно ломится и на более простые, нежели бывают у нас, события.

ещё разное от Мошкова:
джаз нужно пропагандировать, причём социально, в молодёжных понятиях, типа "что круче - джаз или стас михайлов" или "джаз - тайное общество посвящённых".

про джазовые радиостанции: в наших его раздражает большое количество попсовой инструментальной музыки, а не джаза; а в американских радио раздражает манера после какой-нибудь композиции восторгаться в духе "...ну конечно это был Кенни Кларк на барабанах!", говорит: "да почему "конечно"-то? никто ж не обязан всех знать."

покритиковал российское музыкальное образование, застрявшее в 30-х годах, для которого современный композитор - это, ну, Дебюсси. привёл пример, как из Александр Осейчук из гнесинки в начале 90-х скатался в Беркли, перенял их опыт джазового преподавания, внедрил его в гнесинке, да с тех пор всё так и осталось - кроме гнесинки никто ничего такого не внедрил, да и эти ничего не обновили, а прошло уже почти 20 лет.

рассказал как пытались набрать себе журналистов: из желающих 90% не знали разницу между ритмом, темпом, размером и метром (честно говоря, что такое метр я тоже смутно представляю), и логическую ошибку в названии «В темпе вальса» не секут. чуть ли не половина кандидатов в журналисты затруднились описать словами только что прослушанную музыку, т.к. впервые слышали инструментальную, т.е. без слов, которые для них и составляли бы описание. не знают что такое "оранжировка". не слышат разницу между звучанием живых инструментов и синтезатора.

далее высказывались желающие из зала:
Эмиль Прейсман из академии музыки и театра: "учить нужно вообще разной музыке, не только джазу, что-где-почему, например, зачем в опере поют а не говорят."

неизвестный мне мужчина из зала, кажется приехавший из Железногорска: "нужно воспитывать исполнителя, это мощно заинтересовывает."

Василенко: "нет, нужно воспитывать слушателя, исполнителей воспитывать смысла нет, их всё равно будет один на тыщщу." потом спросил: "а чему щас учат на уроках пения в школе?", а оказывается таких уроков-то уже и нет.

вроде бы гитарист «ТГУ-62»: "нет, нужно всё-таки воспитывать исполнителя, т.к. все и так слушают чо хотят. а когда человек видит как то и это играется, когда пробует сам - образовательный эффект получается гораздо мощнее."
между делом назвал всю эту клубную музыку "наркотой", в смысле того что это примитивный способ достижения экстатического состояния, а бывают и более тонкие через искусство разное.

женщина из зала пожаловалась на высокую нынче цену обучения в музыкальных школах, переведённых на самоокупаемость, 2.5 тыщи в месяц.
а мужчина из Железногорска привёл железногорский пример: у них музыкалка и художка бесплатные, но стонут учителя - детей и родителей в эти школы не загнать. были раньше немного платные - было лучше. видимо дело не только в деньгах.

Ирина Прокопенко приводит в пример японскую систему образования, которая начинается с эстетического художественного образования, и потом у таких творческих детей и строгие науки лучше идут.

кто-то приводит примеры что есть и интересующаяся молодёжь, т.к. вконтакте в музыке имеется и классика и джаз, хотя мало. Мошков приводит цифры, что зарегистрировано там 14млн пользователей, а в группе Джаз.Ру состоит всего 4 тыщи. (тут может я не то запомнил, т.к. сейчас посмотрел вконтакте - активных пользователей 30млн, а в группе и 3 тысяч не набирается пока)

больше с круглого стола ничего не помню.
25 сентября сходили компанией на заключительный концерт фестиваля в БКЗ.
на стенах и полах демонстрировалась выставка джазовых плакатов, вот этот интересно специально неправильно написали, или просто может на каком-то неродном языке %)



всякие красивые штучки интерьера



ведущий концерта - Кирилл Мошков



в первом отделении играл ансамбль упомянутого Александра Осейчука, но играл как-то плоско и монотонно, поэтому где-то с половины выступления публика начала не выдерживать и выходить, и к концу, по субъективным ощущениям, уже треть-половина зала была в фойе %) кроме того, на экране над сценой зачем-то бесконечно крутились короткие примитивные анимационные ролики на джазовую тему, причём крутились они с ПОДТОРМАЖИВАНИЯМИ, вот прям как какой-нибудь флэш на дохлом компе. мои нервы раздражало.

во втором отделении играл квартет Ивана Фармаковского, в котором все остальные трое - американцы. вот у них и звук, и свинг, и всё, что там положено в традиционном джазе, было в лучшем виде.






к счастью, вместо анимации на экран вывели просто вывеску фестиваля



барабанщик заканчивает финальное соло, остальные наблюдают



а 4-го ноября мы посетили КРЯКК, книжную ярмарку.
Владимир Епифанцев читает «Облако в штанах» Маяковского, в музыкальном сопровождении проекта The HET



и вечером побывали на концерте Владимира Тарасова в МКЗ
вёл концерт Владимир Василенко. тут он рекламирует две книги Тарасова



вступительное слово Тарасова к первому соло-отделению



Тарасов играет стихи Хлебникова %)






вступительное слово ко второму импровизационному отделению с трио






всё ещё звучит вступительное слово



понеслись












Волков как обычно отжигал с контрабасом особенно



вопщем импровизация у уникального состава получилась отличнейшая - редкий в наших краях авангардный джаз, с хаосом, дисгармониями, может быть с дуракаваляниями, периодически переходящими друг в друга и в бешеный драйв. вся наша компания пропёрлась.



на следующий день, 5-го ноября, скатался на ярмарку ещё раз, докупить присмотренных книжек, ну и вообще.
с выставки фотографий чехословацкой армии несколько картинок на память оставил.
чехословацкая армия марширует мимо Дома Кино в 1919г. :)



на средней правой фотографии село Сухо-Баджейское, июнь 1919г.



итальянцы на тайшетском фронте, весна 1919;
сплав по Мане, июнь 1919



послушал поэта Дмитрия Воденникова



в музыкальном сопровождении группы «Пластинка месье Ф.»


ещё раз понял что в стихи ну не врубаюсь %)

ну и небольшой семейный улов с ярмарки, на диване, для протокола


update: таки докупил в частном порядке и фотоальбом «Енисейская губерния, Красноярский край, 1870-1970 гг.»
а фотоальбом «Через пространство и время» (тоже про наш край) можно в плохоньком качестве глянуть на странице автора на сайте издательства.

sound, книги, art, фото

Previous post Next post
Up