Когда-то, много лет назад, мне попалась на глаза статья нашего известного палеоэнтомолога Жерихина "Искажение мира", посвящённая его философсконаучным изысканиям. Она была довольно занятной, и на днях, задумавшись кое о каких материях, я решил вспомнить и перечитать эту статью. Сейчас, по прошествии лет и приобретении мною некоторого опыта в
(
Read more... )
Comments 88
Reply
Я частью написал: Мейен выступает как чистейший идеалист, видящий основную причину разногласий исследователей в эмоциях, испытываемых ими, совершенно отбрасывая социально-экономическую сторону такого _общественного_ явления, как наука.
Reply
Между тем, никаких тезисов со стороны того, чье творчество Вы оцениваете, не приводится.
Не хочу показаться нудным, но далеко не всякий будет читать рекомендуемый Вами сборник, а между тем понимать против чего Вы протестуете, хотелось бы на наглядном материале.
Reply
Любой пересказ подобного рода мыслей беден и неполон. Я сам всегда предпочитаю знакомиться с первоисточниками, потому что пересказыватели любят наделать соломенных чучел; ожидаю того же и от других заинтересованных людей. А если кому не хочется читать первоисточники - ну так, выходит, не настолько и заинтересован человек в вопросе. Не осуждаю: у каждого свой круг интересов, однако ж.
Reply
https://andrew-vdd.livejournal.com/26638.html
Reply
Да, похожие чувства - только с той поправкой, что Мейен не выглядит именно обманщиком - просто не самым лучшим философом.
Reply
Например, у Майра, как и у многих биологов, все начинается с нет витализму, но далее утверждается, что биология не сводится к физике. Как раз в рамках диалектической логики - переход количества в качество, борьба противоположностей и все такое. Только диктатуры пролетариата не хватает.
Reply
Хе-хе, у Мейена как раз есть обширный пример про "нет витализму, но всё-таки немножечко да" :)))
Нет никакого противоречия, витализму и правда нет, но в чисто механистическом смысле биология не сводится к физике.
Reply
'"neovitalist": that is, a man who believes in vitalistic ideas while denying that he does so!'
'"неовиталист": то есть, человек, который верит в виталистические идеи, но при этом это отрицает.'
Это относится именно к вашему последнему утверждению.
Reply
Ну, ярлыков таких много можно навешать; я стараюсь избегать их в своих суждениях и если называю кого, например, "либералом" или "номогенетиком", то только в том случае, если человек сам себя так назвал.
У Майра и его коллег вполне чётко объяснено, почему, с одной стороны, биология не сводима к физике, с другой - почему витализм в дришевском смысле совершенно мёртв.
Reply
Reply
Я и не претендовал тут на подробный разбор. Основной моей соцсетью является ВК, и там я подобные посты пишу на своей личной странице (а вот подробные "аналитические" - в паблике, здесь стараюсь это дифференцировать разными аватарками ( ... )
Reply
Ну нет, так нет.
Спасибо за ссылку на сборник. При первом прочтении поста я ее не заметил (точнее - не заметил, что это ссылка).
мне в принципе сложно представить, как можно пытаться поженить концепции, противоречащие друг другу буквально в самых основах
Ну, в 1900-х - 1910-х годах многие могли бы сказать (и говорили) то же самое о дарвинизме и генетике. Говорили это люди как с той, так и с другой стороны. И основания к тому вполне себе были. Однако - ничего, срослось. Причем довольно скоро.
Другое дело, что сейчас, по прошествии добрых полувека мы видим, что никакого синтеза дарвинизма с номогенезом не вышло. Но это уже история отдельная, не для комментов в ЖЖ.
Reply
Оказывается не я один такой.
Попросил дать хоть пару цитат из Мейена, которые привели автора поста к мнению, которым он делится с окружающим миром, - уже два часа переписки - тщетно.
Меня особенно заинтересовало утверждение: - Мейен выступает как чистейший идеалист, видящий основную причину разногласий исследователей в эмоциях, испытываемых ими, совершенно отбрасывая социально-экономическую сторону такого _общественного_ явления, как наука.
Но ни снять этот тезис, ни защитить его автор поста не считает нужным и/или возможным...
Как-то это больше похоже на тексты верующих в пользу именно этих видов зубной пасты, а не на разбор творчества ученого.
Reply
что Вы скажите про это
- Русская мысль совершенно не применяет критики метода, т.е. нисколько не проверяет смысла слов, не идёт за кулисы слова, не любит смотреть на подлинную действительность. Мы занимаемся коллекционированием слов, а не изучением жизни. До чего русский ум не привязан к фактам. Он больше любит слова и ими оперирует.
- и сможете ли назвать автора?
:)))
Reply
Сходу не угадал, подумал на другого)))
Однако ж жанр публичной лекции - это само по себе иное явление и по форме, и по сути, чем статья о философии науки. Впрочем, я не помню, чтобы кто-то причислял Павлова к великим философам науки (экспериментатор он действительно был гениальный, не спорю).
Reply
Если, нет, я буду первым.
Reply
Вероятно Павлов.
Reply
Leave a comment