Армения, зима 2015

Mar 13, 2015 01:45

Накатавшись по ратраченным трассам Австрии на новый год мне резко приспичило стать фрирайдером. Тем более что, попробовав немного покататься между трассами в Серфаусе, я распробовал скорее не резать  склон, а плыть по нему. Хотя получалось весьма криво, трассовые привычки на мягком снегу не работали, чуть более чем полностью.

По приезду в Москву я с удивлением обнаружил огромное количество сноубордических школ с "обучением фрирайду" с выездом чуть ли не на все склоны России - от Владивостока до подмосковья (серьезно, один товарищ на форуме ski.ru предлагал катать по диким оврагам в Дмитровском районе). Однако то ли по старости лет, то ли по занудству соваться в неизвестную школу совсем не хотелось и решил спросить совета у опытных товарищей. Не знаю с чего это я так решил, но я почему-то полагал что мой первый и единственный тренер по сноуборду Андрей уже не катает или катает крайне мало и неохотно (не ну правда, у него стаж катания такой, что он сам не помнит). Но с мыслью, что уж какую-нибудь школу или компанию он посоветовать может, я ему таки набрал. Оказалось он катает, катает по-прежнему много и буквально через неделю едет катать фрирайд в Армению на 2 недели. "Бинго" - подумал я и через 3 дня покупал билеты до Еревана. Что за каталка в этой Армении, что это вообще такое - Армения, я даже не особо размышлял, полагаясь на то, что в компании и без каталки неплохо. На 2 недели я попасть никак не мог, поэтому приехал  на вторую неделю.

Сразу по приезду в аэропорт стали понятны 2 местных фетиша - мерседесы и вино. Любой уважающий себя армянин должен ездить на мерсеесе, и пусть ему 30 лет и от него отваливаются детали - пох! Главное что мерседес. Количество старых меринов просто зашкаливает. Большинство такси, которые нас возили, были именно месредесы. И обязательно седан, универсалов не видел. Второй фетиш определить просто, первый крупный объект по выезду из аэропорта - пятиметровая бутылка вина. Оказалось что в Армении делают чудесное гранатовое вино, очень вкусное.

По приезду в гостиницу у меня оставалось примерно час до остановки подъемников и я решил прокатиться разок в качестве разминки. Сразу было видно что гора не особо высокая и пологая, но для сноуборда это скорее плюс. Я много где катал, но вид с подъемников в Цахкадзоре меня впечатилил.


Огромные поля, доступные прямо с подъемника. Следов мало. Большие борозды на фото - следы поднимавшихся ратраков, потом мне говорили, что это мол трассы для снегоходов, но снегоходов на них я ни разу не видел. Такое же поле с другой стороны от подъемника. И как показала практика там почти везде так.
А вот вид с подъемника на трассу.


После Австрии меня просто поразил тот факт, что на широких отратраченных трассах так преступно мало народу. Я потом даже специально проверил - трассы нормальные, снега много, карвить шикарно, но людей нет. Единственный день когда можно наблюдать хоть какое-то движение на трассах это воскресенье. Трасса по сути одна - с самого верха третьей очереди подъемника до самого низа, да плюс еще одна от недавно построенного ответвления от основной линии подъемников. Вдоль первой очереди подъемников трассы раздвояются огибая гору. Суммарная длинна с самого верха до самого низа около 6 км. Подъемники - старые Leitner, едут медленнее чем в европе, но быстрее чем в Степаново. Посадка вполне удобная, с ползущей дорожкой (не знаю как она зовется), а вот съезд эпичный - надо очень быстро соскочить и убежать/уехать от кресла. Иногда некоторые неторопливые пешеходы не успевают и едут обратно.



Оказалось, что мне сказочно повезло с погодой. Трехдневный снегопад закончился прям перед моим приездом. Установилась солнечная и маловетренная погода. Свойством Цахкадзора является довольно сильный ветер по верхам горы из-за чего третья очередь подъемника бывает закрыта, а снег на вершине обычно задут до наста. Наст это очень обманчив. Можно стоять на нем, можно ходить потихоньку, но стоит опереться посильней - проваливаешься сразу по колено влучшем случае, а то и по самые колокольчики. В первый день я притормозил на выходах травки, полагая, что тут мало снега. Вставая, оперся руками на снег и провалился по самые плечи. Оказалось что летом эта травка по пояс.



Вот такое поле спускается практически от подъемника. Следы на этом поле только наши. Загружая в дуге доску наст легко прорезается. Чем ниже спускаешься, тем мягче снег, ближе к линии леса в снегу уже плывешь. Поймав это ощущение в первый раз я чуть от радости не впилился в единственное на всем поле дерево. Вообще особеностью данного места является довольно таки плотный снег, но из-за этого новичкам во фрирайде проще. Нет нужды париться с перемещениями центра тяжести на хвост, можно просто гнать. Вкупе с широкими полями, малым уклоном и низкой лавинной опастностью это превращает Цахкадзор в отличное место для чайников типа меня.

Кроме того, местные катальцы отличаются повышенной степенью равнодушия ко всему, что лежит вне трасс. Первые два дня я раскатывал свежак прям вдоль трасс с выкатом к подъемнику. Поразительно, но даже в начале третьего дня можно было легко найти нетронутые места прям с подъемника. Потом переключились на соседнии кулуары, выезд из них был уже не столь удобным. Тут нас спасал один  очень хороший местный человек - Норо. Он неплохо знал местность, одна беда - он был лыжник и дури в нем было много. Один раз мы выкатились  на полянку с которой шла дорога хоть и с небольшим уклоном, но вверх. Норо искренне недоумевал чего мы паримся, тут же недалеко. И верно недалеко, но только на лыжах. Идти пешком не вариант - проваливаешься. Тут то я и начал понимать дзен фрирайда. Оказывается палки нужны сноубордистам даже больше чем лыжникам. Прилично попотев на подъеме,  попали на отличный нетронутый склон который выкатывался на ... кладбище. Картина была оч странная. Идут похороны, народ печально толпится у могилы и тут пять фрирайдеров из-за перегиба выезжают и начинают маневрировать между оградками к дороге. Я с трудом удержался от того, чтоб не помахать. Не знал, выйдет ли у меня помахать печально, а то ведь могли бы прям там и прикопать. Кстати маневры на кладбище очень развивают, там было несколько оградок, состоящих из торчащих железных прутьев, которые по случаю большого количества снега, заканчивались примерно на уровне колена. Резко уходить на задний кант было весело.

Вообще большинство наших поездок начинались максимум в 50 метрах от подъемника. Мы быстренько пролетали траверсом первое поле и уходили за перегибы. Немногочисленные любители покатать оффпист грустно смотрели нам вслед - их зона катания ограничивалась первыми полями из-за невозможности вернуться к подъемнику. Ехать за нами им явно было страшно. Видать не хватало им чего-то - либо духа приключений, либо способности найти гида. Наши первые ближайшие выезды проходили примерно так - на третьей очереди нам показывают примерное направление и ориентиры (не всегда верные), а дальше мы сами. Один раз советуя нам новый маршрут было сказано примерно так - вот в то ущелье езжайте, вот правее, ну там где в прошлом году один турист заблудился и погиб. И хотя, в то ущелье мы так и не поехали, я так и не понял как он это умудрился сделать - выкаты как правило были хоть и долгие, но вполне очевидные. Так что в подавляющем большинстве случаев, если я видел следы, то это были наши следы. Обычный спуск представлял из себя несколько километров полей, потом спуск  лесу через лес по лесной дороге (если повезло ее найти) и плоский выкат к дороге, где удобно ехать отталкиваясь палками. Не всегда мы сразу находили точки въезда на дороги, одну дорогу мы нашли с четвертого раза, предыдущий разы были украшены прорыванием через заросший кустарником лес почему-то на сноуборде. В один прекрасный момент я обнаружил что проще выстегнуться и сесть на доску как на санки - можно пролетать под кустами и весьма неплохо ехать. Сама дорога представляла собой 3-х метровой ширины желоб полный снега. Вот тут то я понял что кантоваться я не умею. Резки пробросы доски под собой мне начали удаваться только через 3-4 дня, а поначалу я просто тормозил в стенку.

Наш встроенный дух приключений не позволил нам все время просто катать. В один прекрасный день, мы решили сходить на соседнюю гору. Вот туда.


Казалось бы недалеко. Как я был не прав. Тащились мы туда наверно часа два и это с учетом того, что стартовали мы с третьей очереди подъемника. Я очень живо представлял себе старт с самого низа ( всю первую неделю народ именно так и делал, сильные люди). Зато шли прям как настоящие фрирайдеры - доску за спину, снегоступы на ноги, палки в руках. Местами было вот так -



Но чаще вот так -



А вот это наш радостный проводник Норо-джан.


Своим видом портил всю эпичность нашего похода. Налегке, без всяких рюкзаков да еще и перманентно разговаривая по телефону.

Промежуточный финиш.



А когда мы таки залезли на эту .... гору, нас ждал сюрприз - следы снегоходов. Я только теперь понимаю, что это был знак.



В общем после долгого подъема, товарищ Норо потащил нас по такому же долгому траверсу, от которого просто сводило ноги. На наш мат в эфире Норо лмбо сообщал что вот вот поедем, либо делал вид что не слышит. Траверс кончился резким сбросом метров на 50 вниз к  южному склону, размокшему на солнце до состояния кашицы. Лыжника траверсом ушли дальше на дальний отрог, а нам с Андреем траверс настолько надоел, что мы решили сваливаться прям где были. Следующий час был примерно такой - я весь мокрый, в мокром снегу с да еще временами с толстенной коркой наста выкапываюсь из-под елки (Андрей сказал что это можжевельник, но что-то это можжевельник был сильно выше моего роста), потом задаю направление доске, стартую, метров 10 несусь подпрыгивая на буграх и врезаюсь в слудующую елку-можжевельник. Иногда удавалось закантоваться, как правило хватаясь за елку. Иногда промежутки между елками были настолько густые, что даже на скорости их пробить не удавалось.


Постепенно снеговые бугры редели и среди них проступали уже кусты.


Еще через некоторое время, резко оттормозившись перед очередной елкой, я снес кантом не только весь снег, но и пяток сантиметров грязи с камнями. После чего мы сперва откровенно ехали между камней пока снег окончательно не кончился. Снег то кончился, а гора вот еще нет. Вниз мы шли как и вверх, только без снегоступов. Впервые я увидел сказочно грязные сноубордические ботинки. Норо сперева прятался от нас в машине.

Через день он не только реабилитировался, но и вернул в нас веру в армянский фрирайд. Первым делом с подъемника нас забрали снегоходы и закинули на соседнюю гору минут за двадцать лихих гонок по застругам, причем сноубордисты сидели на мягких сиденьках, а вот лыжники изображали из себя воднолыжников и ехали сзади прицепившись за трос. А потом был поистине сказочный спуск по огромному цирку нетронутого снега. Это был восторг в чистом виде, огромные пространства, огромная скорость, когда резко закантовываясь за тобой остается шлейф снега, а при разгрузке на перекантовке ты вылетаешь из снега, что бы нырнуть опять. Традиционный выкат через лес финишировал у дороги. Подъезжая  к дороге вижу что вместо одного такси стоит две машины и народу на двух человек больше. оказалос два местных товарища решили побухать на природе и тут к ним подвалила веселая компания собутыльников.
В общем финал эпичной каталки выглядит так (Андрей, Норо и два товарища) -



Еще вот так (матерый лыжник Женя говорит тост) -



И вот так (йа, просто радуюсь) -



Кроме каталки у нас была еще и культурная программа. Откровенно говоря я всю неделю просто не просыхал от коньяка.
Одним вечером мы поехали в местый спа-центр. Не так далеко от нас есть серные источники, мы и маханули на такси (мерседес). Картина такая - темно, какието заборы, из-за забора идет пар, ходит куча армян,причем не понятно, то ли это работники спа, то ли отдыхающие, то ли просто мимо проходили. В сторожке 2 на 2 метра греется человек 10. На улице ощутимо холодно и темно. Нас просят подождать минут 10, но армянские 10 минут длятся от получаса до бесконечности. На сравнительно повезло и через минут 40 нас пускают внутрь. Внутри странные одноэтажные мазанки, вокруг которых мы некоторое время бродим в поисках своей мазанки. Как потом оказалось внутри - крыши у этих строений нет, есть небольшой навес над тем местом где надо раздеваться. В общем изнутри выглядит примерно так -



Ну мы смелые, и потом раз приехали - надо всетаки попробовать. Какое же это было блаженство! Горячая, с легкими пощипываниями вода, засыпанное мелкими камешками дно и звездное небо над головой. При желании можно было соорудить даже гидромассаж, зажимая шланг с водой. В общем вылезать, откровенно говоря, не хотелось.

Вот еще с отдыха. Церковь в Цахкадзоре.



Вид на озеро Севан от чуть ли не древнейшего христианского монастыря в мире. Это его маленький кусочек, озеро огромное (10% от территории Армении).



Прекрасная иллюстрация разницы между южным и северным склонами -


В отдалении тот самый монастырь (перестроенный в 900 году, от старого только следы остались), по краям - Севан.

Ближе к дню отъезда мы с Андреем решили еще разок испытать дух приключений и скатить один очень красивый кулуарчик, который был (1) не катан вообще и (2) начинался в пределах 100 метров пешки от подъемника. Вопрос состоял только в том что было совсем непонятно куда он выкатывался. Фигня вопрос - снегоступы и палки есть, телефон тоже есть - выберемся. В общем судьба улыбается смелым - нам в этот день она улыбнулась очень широко и мы нашли великолепную каталку прям впритык к подъемникам. С верха одного из перегибов заприметили начало лесной дороги и увлекшись плаванием в мягчайшем снегу пролетели мимо прямиком в ущелье с ручьем. В общем расклад такой - поднятся наверх оврага метров десять по очевидно мягкому и глубокому снегу или спуститься вниз по ручью метров 30-50. Ну есстественно мы полезли вверх. Я выстегиваюсь из доски, ступаю в сторону от сноуборда и проваливаюсь по пояс, да так, что просто вишу на промежности, а ножки болтаются. Ручей же. Кое как одели снегоступы (у Андрея супер модные небольшие складные лыжи, у меня Царские карбоновые классические снегоступы) и кое как пошли.


Это Андрей в снегоступах так стоит. А вот он через пару мнгновений -


Вместе со снегом просто свалился в ручей, сломав по дороге половинку лыжи. В итоге мы конечно выбрались на дорогу, но шли оч долго и весело. Оказалось что в таком снегу и на таком уклоне короткие снегоступы маневренней (что понятно) и меньше проваливаются. Хотя это не помешало мне практически свалиться в ручей чуть позже. Зато потом была отличная, широкая, полная мягкого и пушистого снега дорога которая сваливалась в проверенное и неоднократно искатанное место.

На этом действе я завершил фрирайдную каталку, но в день отъезда мне удалось прикоснуться к мечте - я попробовал карвовую доску.


Это был дикий адреналин! Она безумно быстрая, она позволяет заложить такую дугу, что просто страшно! первые полчаса я ощущал себя махровым чайником, хотя езжу по трассам довольно таки уверенно и быстро. За три часа я убил ноги до дрожи в коленках. Мне впервые аплодировали в подъемника - три красивых дуги с укладной на склон и не менее прекрасный вылет с четвертой с торможением в прогрессивной методике с добавлением вращения. В итоге возвращаясь на подгибающихся ножках в отель я мог честно признаться себе - я укатался! Это была неделя открытий. Я впервые - нормально поехал по свежему снегу, поехал по узкому желобу с хорошим градиентом вниз, по камням и кустам (ага, метров пять практически без снега), по центру асфальтовой дороги (ледяная корка между колеями, идти то лень), вверх на снегоступах и на снегоходе, пешком вниз по грязи и можжевельнику (перчатки еще долго потом приятно пахли), да еще и на  жесткой доске покатал!

Большущий респект Андрею за собственно говоря компанию и обучение, Нора-джан за маршруты и Илюше за снегоступы. Я все.


Previous post
Up