частота причастия в синодальный период.

Mar 23, 2011 08:29

Обычно говорят, что для синодального периода было нормой причащаться один раз в год. В этой связи интересны слова митр. Платона (Левшина) о частоте причастия ( Read more... )

Leave a comment

Comments 13

vik_sud March 23 2011, 06:11:26 UTC
Да, некоторые духовные люди говорили о частом причащении, но это оставалось призывом. Нормой было - не свыше 4 раз в год, а обычно - 1-2. Об этом и в литературе много - у Лескова например.

Reply

tati_ona March 29 2011, 09:12:53 UTC
Разделяю мнение vik_sud.

Reply


thapsinos March 23 2011, 06:43:25 UTC
Слова полностью подвтерждают то, что частое причащение в синодальную эпоху было немыслимым делом: "по крайней мѣрѣ въ знатнѣйшіе праздники" - и это подается как нечто почти уже недостижимое.

Reply

andrei_platonov March 23 2011, 08:19:36 UTC
Откуда же недостижимое?! по крайней мере - это минимум, к которому призывает Платон. А лучший пример он видит в древности.
Ничего немыслимого быть не может, т.к. в практике священнослужения сохраняется каноническое требования причащаться каждый раз. Если у человека сохраняется христианские представления о том, что духовенство - не особая каста, то сохраняется и представление о том, что и миряне к этому призваны.

Reply

d_stefan March 23 2011, 20:19:51 UTC
В смысле, что на уровне общей традиции? Так и филаретовский катехизис советует 4 раза, а "работныйе хотя бы раз"... Но в частных разговорах некоторые рекомендуют частое причастие.
А с какого времени наметился подобный подход? Скажем, есть ли сведения о практике времен крещения Руси? Или это "пренебрежение" пришло к нам в виде уже оформившейся традиции?

Reply

andrei_platonov March 24 2011, 08:47:04 UTC
А с какого времени наметился подобный подход? Скажем, есть ли сведения о практике времен крещения Руси? Или это "пренебрежение" пришло к нам в виде уже оформившейся традиции?////

Интересно, конечно, поискать, что было до синодального периода.
Но интересна т. зрения Афанасьева, выраженная в "Трапезе Господней": частота индивидуального причастия не решает проблемы. А проблема в том, что к Евхаристическому причастию перестали относиться как к общецерковной норме. Что произошло уже тогда, когда исчезло древнее еженедельное причастие. А уж с начала Константиновской эпохи это и немыслимо, т.к. членство в церкви стало не личным выбором, а государственной необходимостью. Ну и изжить Константиновскую эпоху, видимо, церкви не дано до последних времен.

Reply


ludenhoff March 23 2011, 07:13:42 UTC
Ну так всё сходится: 12-15 раз - это то, к чему призывал митрополит. А 1-2-4 - реальность того времени.

Reply

andrei_platonov March 23 2011, 08:15:27 UTC
Нет, он призывал к древней норме еженедельного причастия. 12-15 раз, как он говорит, "по крайней мере ( ... )

Reply

(The comment has been removed)

d_stefan April 18 2011, 20:56:30 UTC
Нина, источник вашего мнения приведите пожалуйста. Или вы имели ввиду каждую литургию?

Reply


andrei_platonov March 23 2011, 08:11:50 UTC
не богословская, а социологическая норма и требование государственного закона.
Просто положено было всем причащаться Вел. Постом, это регистрировалось в Исповедной ведомости в каждом приходе и подавалось наверх.
Кроме того детей до 7 лет обычно вообще родители не причащали - тоже потому что только с 7 лет дети подпадали под действие этого закона.
Разумеется, бывали призывы причащаться чаще, бывали и те, кто причащались чаще. Изредка крестьяне - кто хотел - причащались 2-3 раза в год.

Reply


tati_ona March 29 2011, 09:15:17 UTC
Насколько мне помнится, в синодальный период говеть полагалось чуть ли не неделю (см. "Войну и мир"). Едва ли кто бы смог такое выдержать на протяжении всей жизни.

Reply


Leave a comment

Up