Обычно говорят, что для синодального периода было нормой причащаться один раз в год. В этой связи интересны слова митр. Платона (Левшина) о частоте причастия
( Read more... )
Да, некоторые духовные люди говорили о частом причащении, но это оставалось призывом. Нормой было - не свыше 4 раз в год, а обычно - 1-2. Об этом и в литературе много - у Лескова например.
Слова полностью подвтерждают то, что частое причащение в синодальную эпоху было немыслимым делом: "по крайней мѣрѣ въ знатнѣйшіе праздники" - и это подается как нечто почти уже недостижимое.
Откуда же недостижимое?! по крайней мере - это минимум, к которому призывает Платон. А лучший пример он видит в древности. Ничего немыслимого быть не может, т.к. в практике священнослужения сохраняется каноническое требования причащаться каждый раз. Если у человека сохраняется христианские представления о том, что духовенство - не особая каста, то сохраняется и представление о том, что и миряне к этому призваны.
В смысле, что на уровне общей традиции? Так и филаретовский катехизис советует 4 раза, а "работныйе хотя бы раз"... Но в частных разговорах некоторые рекомендуют частое причастие. А с какого времени наметился подобный подход? Скажем, есть ли сведения о практике времен крещения Руси? Или это "пренебрежение" пришло к нам в виде уже оформившейся традиции?
А с какого времени наметился подобный подход? Скажем, есть ли сведения о практике времен крещения Руси? Или это "пренебрежение" пришло к нам в виде уже оформившейся традиции?////
Интересно, конечно, поискать, что было до синодального периода. Но интересна т. зрения Афанасьева, выраженная в "Трапезе Господней": частота индивидуального причастия не решает проблемы. А проблема в том, что к Евхаристическому причастию перестали относиться как к общецерковной норме. Что произошло уже тогда, когда исчезло древнее еженедельное причастие. А уж с начала Константиновской эпохи это и немыслимо, т.к. членство в церкви стало не личным выбором, а государственной необходимостью. Ну и изжить Константиновскую эпоху, видимо, церкви не дано до последних времен.
не богословская, а социологическая норма и требование государственного закона. Просто положено было всем причащаться Вел. Постом, это регистрировалось в Исповедной ведомости в каждом приходе и подавалось наверх. Кроме того детей до 7 лет обычно вообще родители не причащали - тоже потому что только с 7 лет дети подпадали под действие этого закона. Разумеется, бывали призывы причащаться чаще, бывали и те, кто причащались чаще. Изредка крестьяне - кто хотел - причащались 2-3 раза в год.
Насколько мне помнится, в синодальный период говеть полагалось чуть ли не неделю (см. "Войну и мир"). Едва ли кто бы смог такое выдержать на протяжении всей жизни.
Comments 13
Reply
Reply
Reply
Ничего немыслимого быть не может, т.к. в практике священнослужения сохраняется каноническое требования причащаться каждый раз. Если у человека сохраняется христианские представления о том, что духовенство - не особая каста, то сохраняется и представление о том, что и миряне к этому призваны.
Reply
А с какого времени наметился подобный подход? Скажем, есть ли сведения о практике времен крещения Руси? Или это "пренебрежение" пришло к нам в виде уже оформившейся традиции?
Reply
Интересно, конечно, поискать, что было до синодального периода.
Но интересна т. зрения Афанасьева, выраженная в "Трапезе Господней": частота индивидуального причастия не решает проблемы. А проблема в том, что к Евхаристическому причастию перестали относиться как к общецерковной норме. Что произошло уже тогда, когда исчезло древнее еженедельное причастие. А уж с начала Константиновской эпохи это и немыслимо, т.к. членство в церкви стало не личным выбором, а государственной необходимостью. Ну и изжить Константиновскую эпоху, видимо, церкви не дано до последних времен.
Reply
Reply
Reply
(The comment has been removed)
Reply
Просто положено было всем причащаться Вел. Постом, это регистрировалось в Исповедной ведомости в каждом приходе и подавалось наверх.
Кроме того детей до 7 лет обычно вообще родители не причащали - тоже потому что только с 7 лет дети подпадали под действие этого закона.
Разумеется, бывали призывы причащаться чаще, бывали и те, кто причащались чаще. Изредка крестьяне - кто хотел - причащались 2-3 раза в год.
Reply
Reply
Leave a comment