Michigan Central Station - символ умирающего Детройта в глазах всех советских граждан, живущих в крупных городах. Для американских граждан, понимающих, что и как в их стране устроено, в неработающей с конца 1980-х годов станции ничего необычного нет. Тем не менее, у нас очень любят показывать фото заброшенной станции особенно на фантастически мастерских фото Джоя Брауна - это должно символизировать закат Детройта в частности и закат Америки вообще. Тем не менее, здание не снесли, хотя нужды в нем никакой небыло - товарные поезда проходят мимо, а немногочисленные пассажирские обслуживаются маленьким вокзалом, который находится в центре города и очень удобен.
Да и старый вокзал тоже был неплох и своей архитектурой и свои положением в районе Корктаун - если переводить на московские мерки, это уже не в пределах Бульварного кольца, но недоходя до Садового. Это, собюственно, и сохранило старое здание. Но, опять же, это всеже не центр, а все, что не центр в Детройте - деревня, так что здание вокзала возвышается среди одноэтажной застройки, на наши деньги - частного сектора. Вокруг существуют и работают какие-то предприятия, расположены какие-то пакгаузы, но в Детройте, да и вообще в Америке это никого не смущает. Земля в Корктауне не дешевая - она в Детройте вообще дорогая.
Здание вокзала - частная собственность. Оно принадлежит Мэтью Моруну, американцу, кажется левантийского происхождения и местному уроженцу. Семья Морунов пользуется репутацией сверхпрожженых дельцов и прощелыг, но это сейчас к делу не относится. В общем, семья Морунов здание выкупила, когда городу оно сделалось без надобности.
Летом этого года в здании начались восстановительные работы. О том, что они начнутся детройтцы узнали еще раньше - вокруг здания появился забор и черное хулиганье в здание доступа лишилось. Затем появился сторож и сторожка - это все тоже отметили. Сначала - по нескольким застекленным окнам в огромном здании. Наконец, к лету работы развернулись в полную силу, но конца и края им не видать пока. Я постараюсь показать, что сделали начиная с лета.
Необходимое пояснение - здание ориентировано фасадом на север-север-восток, для простоты я буду говорить - север. У здания есть центральный корпус два крыла портал с фасада и портал с тыльной, южной части - он выходит на пути. Архитектурно-строительной терминологии я не знаю, так что как-то постараюсь пояснить, что видно.
По состоянию на сейчас, когда первая фаза ремонта, вернее, реконструкции уже закончена. Реконструкция начиналась с ближнего нам крыла, условно назовем его западным. До конца обновление не доведено - доведут, когда будут делать главный портал - вон у него фура стоит.
Ближе западное крыло. Мне кажется, там склад материалов для ремонта. Видно, что не все окна вставлены. Вообще, можно подумать, проект реконструкции замену всех 1050 окон не подразумевает - здание перепланруется, поэтому по западному и восточному фасаду идут сверху вниз два ряда вентиляционных решеток. А может они временные, пока работы идут. По состоянию на январь с.г.
Вот справа видны решетки. Вообще, на счет оконо много критики. Они не исторические - просто новые рамы и стекла. Старые рамы сняли. Дело в том, что старые рамы были вертикальными, разделенными на две вертикальные половины, причем центральная стойка, по мнению некоторых людей подчеркивала вертикальный ритм всего здания. Теперь этого нет. Критики говорят, что можно было заказать и рамы по историческому образцу - вышло бы не дороже. Есть претензии к стеклам - они голубоватые. Но на закате они отливают красноватым цветом, получается очень красиво.
Четко видны новые вентиляционные решетки.
Все западное крыло полностью. Окна и вентиляционые решетки уже везде есть - это по состоянию на сейчас.
Зимний вид. Как видим, стекла еще не везде.Примерно в это время удалили осколки стекол с витражей главного портала и сейчас они стоят голые - стекла только будут вставлять, но для этого нельзя обойтись без кардинального обновления витражей - они сильно ржавые. Слева видно какое-то предприятие или склад - вот грузовики на фото ниже подъезжают, как раз к нему.
Портал северного фасада ближе - на центральном входе транспарант с названием фирмы, выполняющей работы -Chamberlain Glass and Metal, Inc.. Хорошо видно, что примыкающая к порталу часть западного крыла недоделана. На момент съемки стекла еще не везде есть.
Здание целиком. Восточное крыло, кажется, тоже подновили, но хуже западного. Центр города - налево.
Современный снимок южного фасада. Все окна на месте, по восточному фасаду тоже две центральные вертикали окон заменены вентилционными решетками. Не знаю, временно или постоянно. Стеклянной крыши над порталов выходящим к путям нет. Ее еще предстоит восстановить на следующем этапе. Видны грузовики, но они, кажется к реконструкции никакого отношения не имеют и приезжают на соседние предприятие или пакгауз - он справа недалеко. Кажется, что фуры стоят близко к зданию, но это ложное впечатление.
Вообще, там где стоят грузовики сделана асфальтированная стоянка, а раньше и чуть ближе к нам лежали пути ведущие на вокзал. Часть путей существует, но в заброшенном виде - они чуть правее обрываются. Бетонные блоки отделяют действующие пути по которым поезда ходят, от станционных путей. С этой точки зрения центр города - справа. Река, стало быть, ровно за нами.
Восточный фасад ближе.
Угол южного и восточного фасадов, верхняя часть.
Вот, собственно, все. По состоянию на сейчас видны следующие перемены:
- Частично отреставрированы восточное и западное крылья здания - в основном западное крыло.
- Вставлены все окна.
- Убран весь мусор в здании. Его вывозили не сразу, а по мере вставления окон, как-то.
- Проложена новая электрическая сеть - свет в здании есть.
Писали, что на все это потрачено 12 млн долл. Это немало, а предстоит вложить еще примерно два раза по столько же.