На многих картах 16-го века, к северу от
"горы Санта-Мария" в дельте Терека указан город с тем же названием
(S. Maria - С. Мария). Данный город, защищенный со всех сторон водой, был хорошим временным укрытием во время нашествий, подобных тамерлановскому и кызылбашей. Вероятно, данный топоним был перенесен, в качестве "оберега", с одного места на другое, вместе с массовым перемещением беглецов. На
"остров" в дельте удобнее было попадать морским путем. О наличии генуэзских кораблей, которые могли в этом помочь единоверцам из Кайтага,
сообщает еще Марко Поло, около 1292 года. Историк
Жироламо Серра называет еще более раннюю дату появления генуэзского флота на Каспии - 1266 год. Единственная удобная для порта гавань в Кайтаге, находилась в районе современной Махачкалы. Об этом порте сообщает, среди прочих,
Алессандро Цитолини. Косвенным подтверждением того, что население Тарку было эвакуировано через данный местный порт, является то, что
Низам-ад-Дин Шами не сообщает о разорении этого города Тамерланом, в отличии от остальной части Кайтага. Спасаться же в горах, привычным образом, не было возможности, так как, их почти полностью контролировали мусульмане со столицей в Кази-Кумухе.
Также, важно то, что вопросы концентрации и управления флотом, в такой важный момент, могли находиться в руках местной кайтагской администрации. На это косвенно указывают
сведения о том, что именно дагестанский высокопоставленный францисканец (Антуан Солпан), был назначен главнокомандующим будущего военного флота на Каспии.
На других похожих картах 16-го века, кроме, города Санта-Мария, также, указаны Кайтаги в Западной Черкессии - это противоположная сторона, так называемой,
Генуэзской дороги, которая шла от Каспия вдоль Терека, в район современного Пятигорска (южная ветка через Осетию), далее, на абхазо-убыхский берег Черного моря или вдоль Кубани в сторону Тамани и Крыма. Этой дорогой могли воспользоваться кайтаги-христиане для ухода на Запад, подальше от беспокоящих их превосходящих сил мусульман. По всей вероятности, кайтаги-католики в Западной Черкессии стали заметной частью известного там в средневековье народа
Френккардаши или черкесы-франки (черкесы-католики). В 1475 году Каффа была взята турками. Постепенно турки завладели остальными генуэзскими колониями черноморского побережья. Влияние Католической церкви при турецком владычестве стало постепенно ослабевать. Общины френккардашей оставались без попечения католических священников, часть уехала в Геную, остальные растворились в местном населении. Французский консул в Крыму Ксаверио Главани в 1724 г. в Черкесии видел кресты на могилах с латинскими надписями, а в Карачае в начале XIX в. было кладбище Гетмишбаш, где сохранялось много могил и надгробных камней, рассматриваемых карачаевцами как католические или «франкские». Возможно, в третий раз имя "Санта-Мария" сохранилось в названии
Сентинского храма на юге от Карачаевска. Этимология которого может восходить к латинскому «Санта» - «святое», «святая». Поскольку Сентинский храм был посвящен Богоматери, в устах католиков храм и сама вершина с храмом могли получить популярное название «Санта-Мария».
Источник. Автор карты - Даниел Целлариус Феримонтанус, 1590 год.
На карте: город Санта-Мария в устье Терека и Кайтаги в Западной Черкессии. Дать такое имя-оберег (Санта-Мария)
старинному Оригесу, могли кайтагцы-христиане, спасавшиеся в нем от
Тамерлана (1395 г.), а появиться в Черкессии они могли в результате
второго нашествия турок при Шейхе Хайдаре в 1486 году. Из-за вероятной малочисленности, они могли бесследно раствориться среди черкесов и карачаевцев. Или уйти в единоверную Польшу, Венгрию, отплыть в Италию, пользуясь
генуэзскими портами на Черном море - "католическое
"мухаджирство"".
PS. Южнее Баку, также, указаны Кайтаги. Возможно, представители "мусульманской партии".
Карта Меркатора 1544 года.
1. Город Санта-Мария в устье Терека.
2. Caitachi, предположительно, в районе поселка Алят возле Баку. На месте древней морской стоянки, обслуживавшей Великий Шелковый Путь.
Battista Agnese, 1540 год.
Город Санта-Мария
(бывший Оригес и будущий Терки) в дельте Терека и Кайтаги в Западной Черкессии - пункты отступления
Кайтагов-католиков на запад по
Генуэзской дороге.
Источник Ortelius Abraham, 1570 год.
Санта-Мария (Оригес) в устье Терека. Кайтаги в Западной Черкессии.
ИсточникКопия в цвете. Ortelius Abraham, 1595 год.
Источник Map
Nicolao Visscher. Orbis Terrarum Nova at accuratissima tabula 1649-1702
Главный город Дагестана (единственный изображенный на его территории) - город Санта Мария (S. Maria). Данная карта, скорее всего, репродукция более ранних образцов
16-го века.
Источник SPEED, J. / HUMBLE, J., London, 1627
Источник,
2, 3. Johannes Loots, 1705
Источник
Город Санта Мария можно отождествить с Оригенсом и Тюменью. Название города, приведенное
Шильтбергером - Оригенс (в тексте Оригес), соответствует даргинскому Ориг-генс (ориг - числительное "шесть" - уригал, оригал и генс - термин родства ж(г)инс, "род" (дарг.). В итоге, можно получить следующий перевод: Оригенс - Оригал жинс (лит. дарг.) - Шесть родов.
Аналогично: ХIябши, ХIябшима - "три села", в Буйнакском и Акушинском районах соответственно; Урчамул - "девять" (сел), общество в Верхнем Кайтаге ...
Такое название, также, могло быть связано с планировкой крепости - "шестиугольная". Для сравнения греческий вариант: гексоген - "шестигранник". Это была одна из самых распространенных форм для укреплений. Например, крепость
Грозная, построенная на Сунже в 19 веке была, как раз, шестиугольная.
Большинство историков отождествляют город Оригенс с Тюменью в дельте реки Терек (позже, город
Терки).
Названия реки и города - Терек и Терки, имеют, скорее всего, даргинскую этимологию от слова "хIеркI" - "река". "Т" вместо гортанного "хI" в начале слова характерно для диалекта цудахарской группы даргинского языка (не считая иноязычного влияния). "... потекла из реки Терка к морю протока Вспольная Быстрая, а ниже Быстрой… потекла протокою река Тюменка,… а на устье Тюменки город Тюменский, а ниже Тюмени протока реки Терк, пала Терк от Тюмени в море 30 верст" (Кабардино-русские отношения, с. 387-388.).
Источник. Таким образом, видимо, изначальным названием реки в устьевой части было - Терк (ХIеркI), там где, как раз, находился город Оригенс ("шесть родов" или "шестигранник" (дарг.)). В том же ряду находится название, предположительно, южного рукава терской дельты у античных авторов, в частности,
у Птолемея - Герр (Gerrus). В итоге, получаем набор названий, которые взаимно подтверждают друг-друга: Терк - ХIеркI - Герр.
Также, в источниках
(Плано Карпини) говорится, что Оригес, еще, до вторжения монголов, был населен христианами (Аланами и Русами). При этом, под Аланами часто
имелись в виду, также, и горцы-христиане Дагестана.
В Хронике Альберика де Труа-Фонтена под 1221 г. рассказывается: «В том же самом году объявлено было во Франции, что тот самый царь Давид, или, как некоторые говорят, его сын, пришел в Команию, которая находится за Венгрией и частью в Руссии ... И что великий город Торнак, то есть Орнакия, к которому купцы из далеких стран прибывали, разрушен был ... »
Источник Терки на берегах Тюменки.
На карте Герритса 1614 года Оригес обозначен как Тюменский (Тюмень), по названию терского рукава Тюменский. Одно из значений слова "тюмень" с тюркского, помимо "десять тысяч", это также "низина, устье реки".
Источник