В первый раз этот выпуск мы снимали на природе, но было жутко ветрено, звук не вышел и мы решили больше не снимать на природе, ибо специальное оборудование для таких дел нам еще долго не светит в виду его немалой цены.
Итак, Горячий Ключ - санаторный город-курорт в горной долине. Вокруг него имеется много туристических точек - в городе это Горный парк и входящие в него Дантово ущелье, скала Петушок (Спасения) на Абадзехской горе. Из города ведут три пути для подъема на хребет Котх - из парка с видами на горы, с улицы Курортной выйти к пещерам, водопадам и хвойному лесу, а с улицы Щорса к знаменитой скале Зеркало, отполированной в песчанике хребта. К югу от Горячего Ключа, в сторону станицы Фанагорийской популярные у туристов места - Богатырские пещеры, урочище Поднависла, многочисленные чистые источники, а к западу от трассы в Джубгу есть отличные обзорные площадки. Сам песчанниковый хребет Котх тянется далеко с востока на запад, прерываясь долиной Горячего Ключа и трассой к морю, здесь от него отделяется хребет Пшаф, который тянется дальше на запад до Новороссийской трассы. Здесь тоже имеются туристические достопримечательности, такие как Волчьи и Медвежьи ворота в поселке Чибий, похожие на каньоны в песчанике. Поселок же Чибий знаменит своей Фермой сидра, где проходят фестивали, посвященные этому напитку.
Дантово ущелье
Богатырские пещеры
Скала Зеркало
Волчьи Ворота
Урочище Поднависла
Скала Петушок (Спасения)
История Горячего Ключа, как местности тянется с древнейших времен. По вершинам хребтов проходила основная дорога местного населения - таковы были требования безопасности и защиты от кочевников и эта традиция существовала вплоть до 19 века. Недалеко отсюда проходила также генуэзская купеческая дорога с запада на восток, часть Шелкового пути, и Константинопольская дорога от Кубани к морю, по ней рабов перегоняли на рынки.
Самым крупным известным поселением в этих местах была крепость Псыфабэ с городком при ней. В переводе с адыгского это слово означает «Теплая вода», что косвенно говорит об очень древней традиции использования местных вод в лечебных целях. Находилась она на вершине Абадзехской горы на территории современного Горного парка и была открыта в 1989 году археологической экспедицией под руководством Нурбия Ловпаче, Адыгейского археолога.
Крепость невелика, всего 100-200 м2. Исследователи этих мест считают, что она являлась укрепленной частью поселения на северном склоне горного хребта Котх. За ее стенами, в случае опасности, прятались местные жители. На момент открытия сохранились только камни от фундамента стен (высота около 30 см) и также поросший деревьями крепостной ров, отделявший крепость от остальной части отрога. Сегодня остатков крепости не видно совсем, остатки разрушены при постройке беседок.
Судя по собранному материалу, а именно по обломкам керамики, этот исторический объект датируется 5 - 7 веками н. э., но здесь же имели место находки более раннего периода, что говорит о еще более раннем заселении этих мест (1 век н. э.). Самое позднее время использования крепости - 13 - 14 века. Этот период позднего средневековья истории адыгов в археологии носит название «Белореченская культура».
В ходе раскопок были обнаружены и расчищены некоторые участки оборонительной архитектуры. Длина самой укрепленной части составляет 67 метров, ширина - 48 метров. Мощность стены, опоясывающей площадку 3,5 метра. Она состоит из двух (внешней и внутренней) стенок шириной 50 и 30 см, сложенных из глыб песчаника на глиняном растворе. Внутреннее пространство забутовано более мелким колотым камнем и щебнем. В южной стене находится башня прямоугольного типа. С противоположной стороны находилась башня в виде многоугольника. В самом высоком месте скалы стояла наблюдательная вышка, южнее - какое-то культовое сооружение (очевидно, солярное святилище). На нижних террасах, спускающихся на запад к Псекупсу, очевидно, располагались жилые строения. В меотское время (4-1 века до н.э.) долину Псекупса заселяло протоадыгейское племя фатов (фатеев), фигурировавшее в античных письменных источниках с 4 века до н.э. Это было самое земледельческое и самое ремесленное племя в Закубанье. Фатская гончарная культура продолжается и в эпоху «великого переселения народов», т.е. до 7 века. Ни нашествие гуннов в конце 4-го века, ни гибельное завоевание аваров в 7 в. не прервало ее развития. Об этом говорят многочисленные укрепленные городища 5-6 веков в низовьях Псекупса, Марты и Пчаса, исследованные краснодарским археологом Н.В. Анфимовым. Керамика крепости «Псыфабэ» демонстрирует эту культуру в горной части края.
Открытый памятник археологии и оборонного зодчества следует считать зихско-фатской крепостью 5 - 7 веков. Укрепление «Псыфабэ» служило цитаделью раннего средневекового поселения, располагавшегося с восточной стороны скалы у подножья г. Абадзехской. Очевидно, после 370 года, когда начались набеги гуннов, и особенно в 5 веке, когда при знаменитом царе гуннов Атилле они участились, была воздвигнута южная стена. В процессе раскопок, обмеров и вычерчивания плана крепости выяснилось: при сооружении стены, окружавшей верхнюю площадку, площадь цитадели уменьшилась почти на треть - настолько, что в ней вряд ли могло разместиться население посёлка в случае внешней опасности. Но княжеская семья с прислугой располагалась свободно. Возможно, «Псыфабэ» было феодальным замком.
К 15-17 векам ее история закончилась. В это время на территории будущего города существовало поселение адыгов-темиргоевцев, принадлежащее княжеской ветви Болотоковых. В эти века с юга пришли адыги-бжедуховцы, во главе с князьями Черченом и Хамышом попытались занять земли по Псекупсу. По легенде, они считались выморочными, то есть ничейными, но формально принадлежали Болотоковым, как пастбищные. Вероятнее всего здесь жили хатукаевцы, родственное темиргоевцам, некогда большое адыгское племя. Бжедуги вступили в военный конфликт с темиргоевцами. Легенда гласит, что битва длилась много дней и не было в ней победителей, пока победа не стала клониться к темиргоевцам. Однако белый конь Пчегатль вынес раненого князя из битвы на скалу Спасения (Петушок) и тем самым спас. Отсюда ее название, хотя есть другая легенда, согласно которой со скалы сбрасывали самых опасных преступников, но если они успевали сбежать вниз по крутой лестнице с юга, то наказание заменяли на изгнание.
В итоге, темиргоевский князь поставил условие, если бжедугский князь пойдет по ближайшим аулам и уговорит любого из пши (княжеского рода) стать его оруженосцем, то он признает за ним земли по Псекупсу. Так и вышло, Черчен нашел такого человека в ауле на реке Супс и до середины 17-го века земли по Псекупсу принадлежали бжедугам с центром в долине Горячего Ключа, после чего их вытеснили отсюда к северу свободолюбивые абадзехи. Считается, что при абадзехах сюда был откуда-то привезен один из двух камней (единственный сохранившийся), кенотаф, посвященный памяти Лапача Хакшука, уорка (дворянина) бжедугского князя Хаджимукова, погибшего согласно информации на камне в 1717 году в Дамаске, во время первого хаджа в Мекку его князя. Почти истертая надпись на его обратной стороне, так же арабской вязью на старотурецком языке, рассказывала о некоем казаке Золотареве, который учил черкесских детей грамоте (вероятно в плену). А наверху ясно видны выбитые в камне солнечные часы. Есть мнение, что в качестве основы использовалась некая древнегреческая колонна из остатков полисов Тамани. Кенотаф этот и сегодня можно увидеть и пощупать в Горном парке Горячего Ключа в конце аллеи.
Черкесская история Горячего Ключа закончилась в конце 1862 года, в конце Кавказской войны. Тогда русские войска массово вторглись в Черкесию для ее тотального покорения. Один отряд выжимал население северного склона гор от реки Адагум к Псекупсу, второй отряд также шел от Пшехи. В итоге, многочисленное население края, не пожелавшее и\или не успевшее уйти к морю вынужденно сосредоточилось в долине Псекупса, что вызвало массовый голод и заболеваемость, а с ними и смертность, особенно в зимний период. Это было очень жестокое время. Большая часть выжившего населения в итоге была насильно вытеснена к морю с целью эмиграции в Турцию, лишь небольшой процент согласился сдаться войскам и переселиться под надзор казачьих станиц на берега Кубани.
Русская история источников Горячего Ключа началась еще в черкесский период, в годы перемирий или военных экспедиций. Впервые о свойствах горячеключевских минеральных вод широко узнали в 1829 году, когда поручик Новицкий обнаружил в долине Псекупса горячие серные источники и доложил о своей находке командованию. Тогда черкесы их активно использовали для лечения, в том числе раненых. Сами абадзехи жаловались, что их родственники пользовались гостеприимством местных жителей, чтобы лечиться в ваннах круглый год, а они не могли отказать, нарушив правила общественного этикета адыга хабзэ.
Прошло 19 лет, и лишь в 1848 году наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Рашпиль поручил армянину Каспару Миесерову исследовать минеральные источники. 10 мая 1862 года царь утвердил положение о заселении предгорий западной части Северного Кавказа. Кроме денежного пособия, оно представляло переселенцам право приобретать в частную собственность землю. Принятое “Положение” явилось большим стимулом к освоению этих мест. Особенно интенсивное заселение началось с 1864 года. Возникают станицы Саратовская, Бакинская, Ключевая, Мартанская, Имеретинская, поселки Суздальский и Черноморский. Многие из этих поселков именовались по названию полков, некогда здесь расквартированных.
1 апреля 1894 года, за несколько месяцев до окончания Кавказской войны, полковник Кубанского казачьего войска Иван Диомидович Попко назначается командиром только что созданного Псекупского полка. Его подразделения как раз и располагаются во многих вновь создаваемых станицах. Он считается основателем музейного дела Горячего Ключа, поскольку именно благодарю ему в поселении появился первый на Кавказе музей. 4 июня 1864 года он обращается со специальным письмом ко всем начальникам станиц, в котором считает “...полезным приостановить окончательное истребление следов, оставленных в районе полка абадзехами и шапсугами”. После этого в штаб - квартиру Псекупского полка в станице Ключевой начали поступать первые экспонаты для будущего музея. Их количество увеличивалось, и стал вопрос о месте хранения. Решение пришло простое и оригинальное. На полковой двор привезли горскую саклю, где и разместили музей. Перед его фасадом врыли уцелевшие надгробные памятники. Через три года в музее уже насчитывалось тридцать единиц хранения. Часть из них представляла предметы мастеров того времени, другая относилась к эпохе древних греков и генуэзцев. Были предметы быта, земледельческие орудия и другие экспонаты.
Уже 17 августа 1864 года к Попко пришла просьба оказать содействие Московскому публичному и Румянцевскому музеям в пополнении их коллекций предметами, в “...которых наглядно выражаются характеристические особенности племен Кавказского края”. А два года спустя у Псекупского музея просили экспонаты для Русской этнографической выставки в Москве. Попко не хотел расставаться с памятниками горской жизни и предлагал для выставки сделать с них “фотографические рисунки на месте”. Посетивший 12 мая 1867 года Псекупский музей великий князь Михаил Николаевич застал в нем уже три отделения: кроме бытового, - палеонтологическое и минералогическое. Проявляя заботу о подрастающем поколении, Иван Диомидович Попко находит “приличным основать при полковой школе музей достопримечательных предметов, преимущественно принадлежащих здешнему краю”. Присылает экспонаты и приказывает “блюсти за их сбережением”.
Прошли годы. С ликвидацией штаб - квартиры Псекупского полка и переводом двух активных организаторов музея “по войску” И. Д. Попко и Н. Л. Каменева музей оказался бесхозным. Судьба собранных экспонатов неизвестна. Кроме того, Попко оставил подробные описания местности, рассказы и повести посвященные краю.
В 1864 году старшим врачом Екатеринодарского войскового госпиталя М. А. Рымашевским, полковником М. Каменским и врачом Н. Клюковским по поручению кавказского атамана Сумарокова-Эльстона были впервые произведены химические анализы Псекупских минеральных вод в лабораториях Пятигорска и раскрыты их лечебные свойства. После этого здесь появились примитивные сооружения для использования гидросульфидных источников в лечебных целях. Особая заслуга в этом принадлежит врачу М. А. Рымашевскому. Это по его настоянию и под его наблюдением у выхода целебной воды на поверхность земли был выстроен лазарет и общая купальня.
В 1864 году на базе Псекупских минеральных источников был построен войсковой госпиталь и первая водолечебница, представлявшая собой примитивную купальню с общим бассейном, 15 июля 1864 года первые пятнадцать человек, болевшие простудными и кожными заболеваниями, приступили к курсу лечения. Купальни эти предназначались только для военнослужащих и использовались для лечения внешних заболеваний. Пользу для внутренних органов открыл врач Косинов спустя несколько лет.
Этот день стал днем основания курорта Горячий Ключ. Несколько позже летнее отделение Екатеринодарского войскового госпиталя, разместившееся здесь, уже располагало 50 койками. Через четыре года на курорте функционировали три купальни и госпиталь на двести человек. Но источники находились в запущенном состоянии. Потоки воды, выходившие на поверхность и использованные при лечении, постепенно превратили красивую долину, прилегающую к ущелью, в болото. Лишь спустя десять лет начались работы по благоустройству курортного поселка.
Пользуясь тем, что минеральные источники находились недалеко друг от друга, инженер А. В., Конради открытой траншеей соединил их в один поток. Так возникла галерея А. В. Конради, существующая и поныне. Благодаря этому инженеру дебит минеральной воды увеличился до 390 тысяч литров в сутки., В 1884 году были построены ванное здание на 15 кабин и охладительный бассейн для сероводородной воды. В 1890 году возведена водолечебница, которая функционировала почти сто лет. Были построены первые водозаборы. Остатки одного из них до сих пор воспринимаются туристами, как остатки крепости Псыфабэ ввиду тотального отсутствия какой-либо исторической справочной информации в Горном парке. В те же годы, впервые появились отдельные кабинки для офицеров, но курорт по-прежнему оставался доступен лишь обеспеченным людям.
В то же время в 1864 году, в связи с отсутствием мест для проживания приезжих, граф Сумароков - Эльстон выделил близ источников 15 плановых мест для частной застройки, а верховные власти начинание графа одобрили. Услышав об этом, 18 человек подали прошение об отведении им участков. Лишь в августе 1866 года ходатайство кубанских властей об учреждении поселка при Псекупских минеральных водах дошло до императора и он его утвердил. А 27 мая 1868 года вышло “высочайшее” положение “О временных правилах для образования поселка Горячий Ключ. В июле 1876 года, землемер Гуков и таксатор Зенегин произвели топографическую съемку территории курорта вплоть до станции Ключевой. В соответствии с положением об образовании местечка Горячий ключ выделялось 3000 десятин удобной земли и 200 неудобной. К заселению допускалось как казачье население, так и не казачье. Однако ставилось условие: закончить дворовые постройки и перебраться в них в течение двух лет. За невыполнение этого условия участки отбирались. Каждое плановое место составляло 800 квадратных сажен. В дальнейшем жителям разрешалось строить гостиницы, магазины, мастерские, открывать в горах в долине Псекупса каменоломни без арендной платы в течение десяти лет.
В 1870 году был заложен курортный парк, который сейчас является самым красивым и уютным местом Горячего Ключа. В 1872 году начальник Кубанской области генерал Цакни разрешил раздать еще 124 плановых участка для застройки. Причем оговаривалось, что дома должны возводится по типу швейцарских коттеджей с приставными верандами. Со временем три разных местных поселка слились в единый город Горячий Ключ.
История города также отмечена яркими людьми. Кроме казачьего полковника Попко, здесь оставил о себе добрую память Екатеринодарский врач Косинов Иван Филиппович. В 1892-м молодой врач работает сначала в Ейском отделе, а затем, по данным горячеключевского краеведа К.Д. Еременко, его ссылают в поселок Ключевой без права жениться за несоответствующие тому времени политические взгляды, и более двадцати лет (до 1918 г.) он трудится страшим врачом Псекупской войсковой больницы. В 1919 году И.Ф. Косинов избирается городским головой Горячего Ключа, в 1920 - товарищем (заместителем) председателя Горячеключевского ревкома.
При его активном участии и частично на его средства в 1908 году построена школа в местечке Алексеевский Горячий Ключ (такое название с 1906 года получило местечко Горячий Ключ в связи с рождением у императора Николая II наследника цесаревича Алексея). Примечательно, что всех бедняков доктор Косинов лечил бесплатно. Его перу принадлежат очерки в газетах, научные статьи, журналах, художественные и публицистические произведения, изданные отдельными сборниками.
Иван Филиппович проживал в усадьбе вместе со своими сестрами. Высокообразованные и гостеприимные, они часто устраивали литературные и музыкальные вечера для горячеключевского общества и, по утверждению современников, являли собой идеалы порядочности, человечности и доброты. По данным горячеключевского краеведа К.Д. Еременко, И.Ф. Косинов умер в 1929 году в Славянске-на-Кубани. Свой дом в 1919 году он передал Горячему Ключу.
Вплоть до Октябрьской революции Горячий Ключ оставался курортом для богатой казачьей верхушки и привилегированных сословий. Советская власть сделала его доступным широким трудящимся массам. В эти годы в городе жил и творил писатель Островский. Великая отечественная война принесла в город разрушения, которые восстанавливали потом еще несколько лет.
Хотел бы отметить еще местный действующий музей Горячего Ключа.
Находится он на центральном проспекте по адресу улица Ленина, 34А. Билет в него стоит всего 40 рублей, тут же можно заказать гида за 100 рублей, который ярко и красочно расскажет об экспонатах. У входа продаются книги местных краеведов.
В музее представлено несколько отделов - палеонтология и геология, отдел древней и средневековой истории, где вполне достойно представлены черкесы, даже есть карта аулов на месте современных станиц с названиями. Отдельный стенд посвящен изучению крепости Псфыфабэ. Сотрудники отлично разбираются в теме, знают все тонкости культуры адыгов. Большой зал посвящен истории появления поселка, устройства санаториев, первой мировой, гражданской и отечественной войнам. Отдельные стенды посвящены знаменитым людям Горячего Ключа разных эпох. Дополнительное помещение в музее, как правило, посвящено различным временным коллекциями. Например, мне удалось попасть на выставку восточного искусства.
В общем, я очень рекомендую посетить музей, хотя бы просто для общения с умными и добрыми людьми.