С самого утра, казалось бы, ничего не предвещало - обычный утренний wake-up call от гостиницы, быстрый душ, почистить зубы, схватить чемодан и бегом в автобус.
Мы поехали в сторону остатков хазарской крепости Саркел смотреть виноградники. Мелкие накладки начались почти сразу - часть жорнализдского пула вчера усугубила местного игристого и с утра подтягивалась к автобусу очень вяло. В итоге с отъездом слегка запоздали. В дороге выяснилось что то ли арендованый пожилой "Икарус" не умеет ехать быстрее 55 километров в час, то ли его водитель упорно этого не желает. В итоге до Саркела мы не доехали, не уложились по времени, и оказались на винограднике Саперави Северного и Цветочного, где кипела уборка.
Саперави Северный - это сравнительно современный гибрид традиционного грузинского сорта Саперави с сортом Северный, который в свою очередь является гибридом между европейским сортом Сеянец Маленгра и амурским дикорастущим виноградом. В итоге этот "кватернион" сохранил свои красящие свойства, хотя и в сильно ослабленном виде, и приобрел завидную морозостойкость - без укратия лоза переносит до 25 градусов мороза. К этому моменту ягоды уже успели набрать 23-24% сахара и некоторая часть их уже даже успела слегка подвялиться. Я хотел было спросить у главного агронома, зачем заводу игристых вин виноград на таком сахаре и вдобавок подизюмленный, но вспомнил, что видел в продаже и линейку тихих вин. Тем и успокоился.
Мы прошли между виноградных рядов к бригаде резчиков, которые бойко собирали виноград в оцинкованные ведра. Тут я впервые несколько напрягся - цинк далеко не является пассивным к кислотам веществом и использование подобной тары для переноски гроздей кажется мне далеко не бесспорным. "Но" - сказал себе тут я, - "они же там не долго, да и грозди целые, неповрежденные, так что может и не очень страшно!".
Страшно мне стало дальше. Из ведер виноград высыпался в экскаваторный ковш, стоящий на земле. Теореически этот ковш когда-то красили, то-ли масляной краской, то-ли нитроэмалью. Но это было, судя по его внешнему виду, примерно в те же времена, когда был подписан указ об учреждении на Дону винного завода. То есть пару сотен лет тому как.
Я вздрогнул, переглянулся с американкой Лизой Шарой Холл (Lisa Shara Hall), увидел в ее глазах аналогичное выражение и от отсутствия слов только пожал плечами.
Во время этой немой пантомимы ковш наполнился и в спектакле появился очередной персонаж: к ковшу подъехал так же видавший виды трактор с подъемником, подхватил ковш, поднял его и высыпал в другой трактор, в прицепе которого стояла так называемая "лодочка". "Лодочка" -это традиционный для России транспортный контейнер для винограда. Устроен он просто - железный короб, обычно покрашенный химически стойкой краской. Часто он монтируется на самоходное шасси с устройством опрокидывания, но бывают и варианты, когда это просто вкладыш в кузов грузовика или трактора.
Представший нам экземпляр также не блистал молодостью и целостью красочного покрытия, но это уже не так привлекало внимание, как человек в нем. Человек в высоких резиновых сапогах с железной мотыгой в руках. Он бойко прошелся по насыпанному в лодочку винограду и начал помогать трактору высыпать очередной ковш. А затем разравнивать высыпанный виноград в лодочке, чтобы больше влезло. Мотыгой. Нет, я не шучу, он реально прогуливался по винограду и ловко шуровал тяпкой, точь в точь как это делают огородники, окучивая картошку.
Мы с Лизой лишились дара речи. Однако, судя по виду агронома и бригадиров, на поле в этот момент не происходило ничего необычного. Нормальная уборка урожая. Резчиков было не более полутора десятков человек и как я прикинул, для наполнения лодочки им потребуется не менее 2-3 часов. Днем, в поле, при +27 градусах тепла. Резиновые сапоги и мотыга.
Наше оцепенение было прервано организаторами, призывом залезать обратно в автобус и отправляться на завод. Под впечатлением от увиденного я практически забыл английский язык и и на вопросы Лизы "Зачем и почему?" отвечал без особой художественности - "Because!"
Пока журналистов собрали в автобус, пока дали им привести себя в порядок от полевой пыли, поделиться впечатлениями и т.д. прошло еще не мение получаса и тут мимо нас пропылил уже наш "старый знакомый" - трактор с лодочкой. Пропылил в направление завода. Когда, примерно через полчаса мы его догнали уже на заводе, он по прежнему стоял на бункерной площадке, ожидая своей очереди.
Небесный спектакль, как это принято, складывается по установленному сценарию - как раз в момент нашего приезда его очередь и подошла. Он подъехал к бункеру, наклонил лодочку и из нее полился мощный поток грязно-бурого, с малиновым оттенком сока. Не знаю сколько его было. 500 литров или 1000, больше или меньше, не знаю. Но впечатление это опять произвело. Соответствующее.
Дальнейшее мы с Лизой уже воспринимали как совершенно логичное и ожидаемое - пройдя через гребнеотделитель и крешер виноградная пульпа закачивается в открытые старые деревянные чаны, стоящие под открытым небом. Где она и бродит.
По окончании брожения какая-то часть вина заливается в дубовые бочки малого объема и отправляется в погреб на выдержку. Во время экскурсии в погреб я не выдержал и поинтересовался - какие бочки используются, откуда, какого налива и т.д. Подробностями, то есть. И получил ответ, от которого, что называется "смеялся весь". Он гласил: "Секрет фирмы!". Секрет на поверку оказался тем еще - как позже сказал в приватной беседе один из специалистов, которому по чину было положено это знать, "бочек купили много - в них в Россию вино привезли, откуда-то из Европы, вино слили, а бочки нам". Более точной информации не было - "А зачем? Какая разница? Дубовые бочки, хорошие! У нас их теперь много, аж 800 штук!". В самом деле, после всего того, что это вино уже перенесло, какая разница, какие там дальше бочки? Логично.
Один из моих коллег, выслушав мои сетования на увиденное, махнул рукой и сказал: "Ты знаешь, я пытался говорить. Мне ответили, что я ничего не понимаю, потому что вино продается и продается с размахом. Я замолчал."
Из официальных бумаг завода: Компания «Цимлянские вина» приступила к реализации программы масштабной экспансии в российские регионы. До конца текущего года она намерена в 3 раза расширить географию продаж, охватив три четверти территории России.
И ведь расширит.