История мистификаций и домыслов в области славянского пантеона (до середины XIX в.) (Часть 5/5)

Jan 09, 2017 19:36

Начало (1/5): http://dajbojic.livejournal.com/5734.html
Начало (2/5): http://dajbojic.livejournal.com/5937.html
Начало (3/5): http://dajbojic.livejournal.com/6318.html
Начало (4/5): http://dajbojic.livejournal.com/6466.html

[С. 156]
корень не чужд и славянским народам, как это показывают названия рек: Двина, Дунай, Дон, Днепр (Данаприс Дана - стрис), и обыкновенный припев в песнях обрядных, дана, дана»[127]. Казалось бы, здесь всего лишь предположение, в скором времени опровергнутое: названия этих рек не связаны между собой и восходят к разным, далеко не славянским корням. Вероятнее всего, Двина происходит из индоевропейского «течь»; Дунай - из кельто-италийского «река», «текущая»; Дон - из иранских языков - «река»; Днепр - из иранских языков - «стремительный»[128]. Кроме того, именно в качестве мифологического или обрядового персонажа, не то что бога, слово «Дана» нигде не упоминается. Но став по воле Костомарова божественным, это имя получило широкое хождение в таком статусе в художественной, популярной и даже научной литературе. В качестве антропонима у славян это имя известно и восходит либо к понятию «данная», либо к южнославянскому «денница», т.е. утренняя звезда, одно из названий Венеры.
  Напоследок стоит вспомнить интересную интерпретацию ещё и литературного персонажа: гоголевского Вия. Н.В. Гоголь издал повесть «Вий» в 1835 году, но рассмотрение главного демона, представшего в тексте, в качестве божества или его фольклорного пережитка началось несколько позже. Мы лишь поверхностно коснёмся этого вопроса. Крупный иранист В.И. Абаев соотносил Вия (ср. веять) с известным в индийской и иранской мифологии Вайю, божеством ветров[129]; известен также литовский бог Вейопатис (vejas - ветер, patis - повелитель), он же Вейдиевс (diews - бог)[130]. Надо отметить, что у множества народов есть мифологические мотивы, связывающие слепого, одноглазого или нуждающегося в подъёме век существа, иногда стерегущего животных в пещере, и божеств ветра[131]. В таком ключе собственно фольклорное происхождение гоголевской повести, как, вероятно, и имя Вия (если только не прав О.Н. Трубачёв, выводящий это слово из «виек», т.е. век, ресниц) представляется нам возможным и более того, восходящим к определённой древности (хотя высказывались и противоположные взгляды[132]). Это значит, что рассмотрение данного материала может быть небесполезным для реконструкции славянской мифологии, в особенности в связи с мотивами божеств или духов ветра.
____

[127] Костомаров, С. 21.
[128] Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т. 1: А-Д. М.: Прогресс, 1986. С. 488, 552-553, 528-529, 518.
[129] Бонгард-Левин Г.М., Грантовский Э.А. Древние арии: мифы и история. От Скифии до Индии. СПб.: Алетейя, 2014. С. 79-82.
[130] Иванов Вяч.Вс., Топоров В.Н. Вейопатис // Мифологический словарь, С. 119-120.
[131] Miling K. Стрибог и святой Касьян в индоевропейском контексте // Коловрат-Бутенко Ю.А. Язычество восточных славян I-XI веков (По материалам Верхнего Подонцовья). М.-Харьков: Русская Правда, 2016. С. 325-336. Необходимо заметить, что сама книга Ю.А. Коловрата-Бутенко представляет собой совершенно дилетантский псевдонаучный опус, а включение в неё прекрасной статьи K. Miling’а было сделано без его разрешения. Наш знакомец K. Miling просил продолжать сохранять в этой истории его анонимность. Указанная статья доступна в сети. URL: http://slav-drevnosti.livejournal.com/43134.html (дата обращения 14.09.2016)
[132] Левкиевская Е.Е. К вопросу об одной мистификации или гоголевский Вий при свете украинской мифологии // Studia Mythologica Slavica 1. Ljubljana, 1998. С. 307-316.

[С. 157]
ВыводыПричин, являющих на свет новых божеств, кажется, не так много. Иногда это банальные ошибки и казусы (как в случае с Усладом и Зимцерлой); иногда - попытки увидеть какой-то языковой или фольклорный образ в качестве предмета почитания (таковы - Дана, Купала, многие персонажи Шпилевского). В ряде случаев причиной служит стремление историка к обширности, полноте образа, зачастую усиленное влиянием античной культуры (это касается связанной с Длугошем литературы и гравюр нового времени). Наконец, наибольшей продуктивностью обладает метод прямой фальсификации (Ганка, изготовители Прильвицких идолов), вызванный, несомненно, иногда банальным желанием заработать или, в ряде случаев, попыткой приукрасить прошлое своего народа или региона. Так, времена Ганки характеризовались настоящим возрождением чешского национального самосознания, а развитие наук указало многим горячим патриотам на бедность собственной истории в том, что касается языческих древностей. Несомненно, что такие языческие памятники других народов, как греческая античная литература, скандинавские «Эдды», индийские Веды и т.д. брались своего рода образцом, к которым постепенно потянулись и интертекстуальные ниточки. В последующий период подделки в области славянских древностей проявят тенденцию к сближению с другими индоевропейскими памятниками ещё сильнее. Как бы мы ни относились к подлогам, надо признать, что они стали заметной частью культурной истории. Однако, на наш взгляд, в нескольких случаях можно действительно предполагать определённую сохранность языческих пластов, видоизменившихся, но пронесённых в фольклоре из древности. Это - отдельные образы Длугоша (Лада, Морена) и Ярило. Возможно, утратив черты божеств в христианскую эпоху, они сохранялись в народной культуре в расплывчатой, почти лишённой сакральности форме. Тем не менее они сохраняли свою потенцию к восстановлению в статусе почитаемого персонажа, ожидая того часа, когда романтически настроенные искатели язычества увидят в них божество.

Список источников и литературы1.                Адам Бременский, Гельмольд из Босау, Арнольд Любекский. Славянские хроники / Пер. с лат. И.В. Дьяконова, Л.В. Разумовской. - М.: Русская Панорама, 2011.
2.                Библия. Синодальный перевод.
3.                Бонгард-Левин, Г.М. Древние арии: мифы и история. От Скифии до Индии / Г.М. Бонгард-Левин, Э.А. Грантовский. - СПб.: Алетейя, 2014.
4.                Васильев, М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: Религиозно-мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира / М.А. Васильев. - М.: Индрик, 1998.
5.                Гальковский, Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в древней Руси / Н.М. Гальковский. - М.: Академический Проект, 2013.
6.                Гейштор, А. Мифология славян / А. Гейштор. - М.: Весь Мир, 2014.

[С. 158]
7.                Громов, Д.В. Славянская руническая письменность: факты и домыслы / Д.В. Громов, А.А. Бычков. - М.: София, 2005.
8.                Денисевич К.Н. Книга Мауро Орбини «Il Regno de gli Slavi» и реконструкция славянского мифологического пантеона в России в XVIII - начале XIX вв.: Дипломная работа по истории русской литературы [Электронный ресурс] / К.Н. Денисевич. - URL: http://www.ruthenia.ru/folklore/folklorelaboratory/KD_d.htm (дата обращения 14.09.2016)
9.                Зубов, Н.И. Научные фантомы славянского Олимпа / Н.И. Зубов // Живая старина. - М., 1995. - № 3 (7). - С. 46-48.
10.           Кирпичников, А.Н. Древнерусское святилище у Пскова / А.Н. Кирпичников // Древности славян и Руси. - М., 1988. - С. 34-37.
11.           Клейн, Л.С. Воскрешение Перуна. К реконструкции восточнославянского язычества. / Л.С. Клейн. - СПб.: Евразия, 2004.
12.           Ключевский, В.О. Русская история: Полный курс лекций / В.О. Ключевский. - М.: АСТ, 2002. - Т. 1.
13.           Костомаров, Н.И. Славянская мифология / Н.И. Костомаров. - М.: Чарли, 1994.
14.           Кутарев, О.В. Древнеславянские загробные представления и концепция множественности душ / О.В. Кутарев // Acta Eruditorum. - СПб., 2013. - Вып. 13. - С. 21-24.
15.           Кутарев, О.В. Неоязычество Европы / О.В. Кутарев // Философия и культура. - 2014. - № 12. - С. 1801-1810.
16.           Кутарев, О.В. Славянский Дажьбог как развитие индоевропейского Бога Сияющего Неба (Дьеус-Патер) / О.В. Кутарев // Философия и культура. - 2016. - № 1 (97). - С. 126-140.
17.           Ламанский, В.И. Новейшие памятники древнечешского языка. Ч. 1 / В.И. Ламанский // ЖМНП. CCI. - СПб., 1879. - С. 131-160 (151-180).
18.           Ламанский, В.И. Новейшие памятники древнечешского языка. Ч. 2 / В.И. Ламанский // ЖМНП. CCI. - СПб., 1879. - С. 313-366 (577-630).
19.           Ламанский, В.И. Новейшие памятники древнечешского языка. Ч. 3 [Электронный ресурс] / В.И. Ламанский // ЖМНП. CCII. - СПб., 1879. - С. 118-159 (160-201). - URL: http://www.runivers.ru/philosophy/lib/book7643/453675/ (дата обращения 14.09.2016).
20.           Левкиевская, Е.Е. К вопросу об одной мистификации или гоголевский Вий при свете украинской мифологии / Е.Е. Левкиевская // Studia Mythologica Slavica 1. - Ljubljana, 1998. - С. 307-316.
21.           Ловмянский, Г. Религия славян и её упадок (VI-XII вв.) / Г.Ловмянский. - СПб.: Академический Проект, 2003.
22.           Лукин, П.В. Сказание о варягах-мучениках в начальном летописании и Прологе: текстологический аспект / П.В. Лукин // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. - 2009. - № 4 (38). - С. 73-96.
23.           Мансикка, В.Й. Религия восточных славян / В.Й. Мансикка. - М.: ИМЛИ РАН, 2005.
24.           Маш, А.Г. Сокровища Ретры / А.Г. Маш. - М.: ИЦ Слава, 2006.

[С. 159]
25.           Мифологический словарь. / гл. ред. Е.М. Мелетинский. - М.: Большая российская энциклопедия, 1992.
26.           Нидерле, Л. Славянские древности / Л. Нидерле. - М.: Новый Акрополь, 2010.
27.           Никитина, А.В. Образ кукушки в славянском фольклоре / А.В. Никитина. - М.: Флинта, 2014.
28.           «О подменах понятий в языке и истории славян и о псевдоязычестве» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rodnovery.ru/dokumenty/obrashcheniya-zayavleniya/77-o-podmenakh-ponyatij-v-yazyke-i-istorii-slavyan-i-o-psevdoyazychestve (дата обращения 14.09.2016)
29.           Орбини Мавро. Славянские царство / Орбини Мавро; пер. с ит. Ю.Е. Куприкова. - М.: Медиа Групп, 2015.
30.           Патера, А.О. Чешские глоссы в Mater Verborum. Дополнительные замечания И.И. Срезневского / А.О. Патера. - СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1878.
31.           Пауль, А. Балтийские славяне: от Рерика до Стариграда / А. Пауль. - М.: Книжный мир, 2016.
32.           Повесть временных лет / пер. с др.-рус. О.В. Творогова // Библиотека литературы древней Руси. - СПб.: Наука, 2000. - Т. 1. - С. 62-315.
33.           Пропп, В.Я. Русские аграрные праздники (Опыт историко-этнографического исследования) / В.Я. Пропп. - СПб.: Азбука, 1995.
34.           Рукописи, которых не было: Подделки в области славянского фольклора. - М.: Ладомир, 2002.
35.           Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1981.
36.           Рыбаков, Б.А. Язычество древней Руси / Б.А. Рыбаков. - М.: Наука, 1988.
37.           Седов, В.В. Происхождение и ранняя история славян / В.В. Седов. - М.: Наука, 1979.
38.           Славянские древности. - М.: Международные отношения, 1995. - Т. 1.
39.           Слово о полку Игореве / пер. с др.-рус. О.В. Творогова // Воинские повести древней Руси. - Л.: Лениздат, 1985. - С. 27-44.
40.           Соколов, М.Е. Старо-русские солнечные боги и богини / М.Е. Соколов. - Симбирск, 1887.
41.           Творогов, О.В. «Влесова книга» / О.В. Творогов // Труды Отдела древнерусской литературы. - СПб., 1990. - Т. 43. - С. 170-254.
42.           Фаминцын, А.С. Божества древних славян / А.С. Фаминцын. - СПб.: Алетейя, 1995.
43.           Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. - М.: Прогресс, 1986. - Т. 1: А-Д.
44.           Чулков, М.Д. Абевега русских суеверий / М.Д. Чулков. - СПб.: СверхНовая Былина, 2015.
45.           Boll, F. Kritische Geschichte der sogenannten Prillwitzer Idole / F. Boll // Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. Bd. 19. - Schwerin, 1854. - S. 168-286.

[С. 160]
46.           Boll, F. Nachtrag zu der kritischen Geschichte der sogenannten «Prillwitzer Idole» [Электронный ресурс] / F. Boll // Jahrbücher des Vereins für Mecklenburgische Geschichte und Altertumskunde. Bd. 20. - Schwerin, 1855. - S. 208-227. - URL: http://mvdok.lbmv.de/resolve/id/mvdok_series_00000001 (дата обращения 14.09.2016):
47.           Bote, C. Cronecken der Sassen / C. Bote [Электронный ресурс]. - URL: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0002/bsb00025661/images/index.html?id=00025661&groesser=&fip=yztswxdsydsdaseayaeneayaeayaxdsyd&no=236&seite=245 (дата обращения 14.09.2016)
48.           Linnebach, A. In den «Sümpfen der Hypothesen» - Wissensvermittlung auf Irrwegen. Die Prillwitzer Idole und die landesarchäologische Forschung in der Aufklärungszeit / A. Linnebach // Buchkultur und Wissensvermittlung in Mittelalter und Früher Neuzeit. - Berlin/Boston, 2011. - S. 293-310.
49.           Marschalk, N. Chronicon der mecklenburgischen Regenten / N. Marschalk. - Leipzig, 1739.
50.           Miling K. Стрибог и святой Касьян в индоевропейском контексте [Электронный ресурс] / K. Miling // Коловрат-Бутенко Ю.А. Язычество восточных славян I-XI веков (По материалам Верхнего Подонцовья). - М.-Харьков: Русская Правда, 2016. - С. 325-336. - URL: http://slav-drevnosti.livejournal.com/43134.html (дата обращения 14.09.2016)

Вацлав Ганка, Длугош, подделки славянских древностей, Прильвицкие идолы, Славянское язычество

Previous post Next post
Up