"В VI веке до н.э. на острове был сооружен один из важнейших культовых центров греческого Причерноморья - храм Ахилла. Ахилл считался покровителем мореходов. Маленький необитаемый остров греки отождествляли с местом его пребывания. Сам же кусочек суши они называли островом Левка (белый, светлый) и везли сюда, к храму, богатые дары. Фундамент храма Ахилла сохранялся вплоть до 1837 года, но его разобрали для строительства на Змеином маяка.
В 1843 году на острове был построен маяк, который до сих пор является единственным архитектурным украшением Змеиного."
О. Змеиный - неотьемлимая часть Украины"...еще одна достопримечательность Змеиного - маяк, построенный в 1843 г. по проекту архитектора Акройда.
Он представляет собой неординарное архитектурное сооружение восьмиугольной формы со стеклянным фонарем вверху..."
Охотников С. Б. Остров Змеиный - история и перспективы исследованийКак Вы представляете себе "жить на маяке"? Я, например, насмотревшись исторических фильмов представлял такую картину: круглая колонна маяка, уходящая куда-то в небо; внутри - необработанный и обязательно сырой и покрытый плесенью камень; каменная же лестница, поднимающаяся вдоль стены вверх спиралью... А под лестницей - небольшая каморка без окон, без электричества - огарок свечи на столе да кушетка в углу...
Поэтому когда в 2003 году у меня появилась перспектива попасть на остров Змеиный, я сразу вспомнил рассказы о поездках на остров своего старшего коллеги - доцента кафедры зоологии ОНУ Анатолия Ивановича Корзюкова. Он обычно "жил на маяке" и описанная выше картинка опять всплыла у меня в воображении.
Реальность оказалась несколько другой. Оказалось, что кроме самой "колонны" маяка есть еще пристроенные к нему помещения, в которых можно жить и работать. Ну, вот и он:
№1
№2
Маяки принято ставить, по возможности, на самых возвышенных местах. Именно поэтому его и построили на месте древнегреческого храма - храмы тоже должны быть выше всех... Самая высокая точка острова поднята над уровнем моря более чем на 40 м.
№3
Первоначально рассчитывали, что маяк будет обслуживать человек 5-8. Примерно так оно и было, насколько я понял из разговоров старожилов. Причем некоторые жили с семьями. Когда начался ремонт маяка в 2002-2003 гг. так и планировали - несколько квартир для семей маячников. Потом начался процесс "экономии" - как всегда, на простых людях. На сегодняшний день тут работают 3 человека.
Двор маяка (специально подобрал ракурс, чтобы не все было видно - иначе о чем рассказывать в следующий раз? ;)
№4
Маяк требует постоянного обслуживания - как минимум, протирать стекла
№5
Маячники рассказывают, что для герметизации стекол использовали "несколько ведер" силикона, однако все равно где-то протекает, где-то запотевает, поэтому за башней маяка - уход да уход!
№6
Осветительная система маяка неоднократно менялась. Сначала были всевозможные керосиновые лампы - стационарные и крутящиеся. Потом электричество - лампы накаливания, светодиоды... Процесс этот не закончен и по сегодняшний день.
Во дворе маяка как сувенир висит "переносной маяк" - откуда он взялся уже никто не помнит. Обратите внимание на форму стекла - это линза Френеля, которая позволяет оптимально распределить свет от источника.
№7
Тут он уже отреставрированный. Я сфотографировал бирку еще до ремонта. Видно, что выпущен в 1955 году в Ленинграде.
№8
Линза Френеля стоит и на "большом" маяке.
Маяком управляет точная электроника, которая автоматически включает и выключает маяк в зависимости от освещенности (фотоэлемент). Плюс обеспечивает уникальный "почерк" маяка - цикл вспышек и выключение лампы должен длиться строго определенное время, описанное в международных мореходных документах.
Для бесперебойного снабжения маяка использовались дизель-генераторы. По слухам, когда на острове было много военных, некоторое время использовали какую-то установку на радиоизотопах. Я застал уже только дизеля. Когда делали ремонт маяка, отремонтировали и дизельную - поставили новые импортные агрегаты. Выхлопные трубы дизелей:
№9
Потом началась экономия... Поставили солнечные батареи - на тот момент - самый большой по площади блок в Украине. Смотрятся они на этой "средневековой" стене достаточно экзотично.
№10
Типа мой портрет ;)
№11
Для запасания элетроэнергии впрок нужны мощные аккумуляторы.
Энергии стало не хватать на все, к чему привыкли - и началась борьба за ее экономию. Как это делали - писать подробно не буду, т.к. решил, что говорить про политику и нецензурно не буду ;)
Лично мне показалось, что маяк стал тусклее. Во-первых, не белый, а синий цвет. Во-вторых, свет не направлялся строго горизонтально, поэтому частично рассеивался. Но, вероятно, это мое субъективное мнение.
№12
№13
Потом оказалось, что "вечные" диоды выгорают, а электроника подглючивает и не полностью отключает диоды днем.
№14
Поэтому систему переделали и сейчас, насколько понял, светодиодный светильник стоит внутри линзы Френеля.
№15
На снимках маяка видна средняя часть линзы Френеля. Вот на следующем фото чуть получше видно. Разгадка проста - это остаток запасной линзы, которая висела над основной. Когда начали делать ремонт, люк из башни на лестницу обшили для красоты вагонкой. Когда пришло время выносить все лишнее - оказалось, что новая обшивка сделал люк слишком узким и линза в него не пролазит. Так и стоит - ждет следующего ремонта ;)
№16
Еще несколько фото, связанных с маяком. Вершина башни с неудавшимся флюгером - он быстро заржавел на соленом воздухе и не крутится. Ну и и "запад" отвалился. Так и живем...
№17
"Ростомер" - колокольчик, висящий на калитке маяка. Если чуть выше среднего роста - ударяешься головой. Не больно, но хозяева в курсе, что кто-то пришел.
№18
Еще одна ловушка для приезжих - выход каменистой породы перед калиткой. Сверху стоит остаток не до конца разорвавшейся мины (?) - чем не памятник? Днем все нормально, но когда выходишь ночью, из освещенного двора да на темноту, зацепиться за "памятник" проще простого.
№19
Туман.
№20
Маячный комплекс со стороны вертолетной площадки.
№21
Закат
№22
Продолжение следует...