“Сумерки” как социокультурный феномен

Nov 23, 2012 08:05



"Эпический конец саги должен выглядеть вот так"

Популярные в разное время киномонстры, помимо своей очевидной развлекательной составляющей, всегда несли мощный заряд социального подтекста, отражающего реальное положение вещей в обществе. Так, например, засилие зомби-темы, которая лезет изо всех щелей последние несколько лет, уверенно намекает что человечество находится в стадии активного потребительства. Потому что существо которое "хочет жрать и нифига не соображает" - очевидный и неприкрытый символ общества потребления.

Интересно, что сейчас в этом зомбо-русле явно выделяется сегмент зрителей, точнее сказать - зрительниц, среди которых лидером популярности стали не зомби, а “Сумерки” с их вампирской лав-стори. Можно сколь угодно считать, что представительниц слабого пола привлекает романтическая линия межвидовых отношений, но... Посудите сами, “Сумерки” не предлагают вам брутальных мужчин и красивых женщин. Главный герой - бледный труп с красными глазами, главная героиня - типичная тэпешка с вечно открытым ртом, где то между ними мечется политый маслом качок, у которого полтора выражения лица, и все это происходит в какой-то американской глухомани. Не очень тянет на женские мечты, правда? При желании можно найти и более занятные фильмы про большую любовь. Но дойной коровой и бестселлером вдруг становится вот это туповатое кино. Почему им это нравится? Да потому что пока сознание девочки воспринимает картинку, подсознание считывает подтекст...



Дело в том, что вампир - это отчетливый символ кастового разделения общества, если хотите аристократического произвола, который со времен Стокера скромно превратился в аллегорию олигархов и чиновничества. В этом плане, кстати, появилась вторая, уточняющая тенденция, которой в прошлые года не было - сталкивать лбами вампиров и оборотней, аристократов и чернь, чиновников и простых людей. Будь эта тема массово кассовой - можно было бы говорить о назревающих революциях. Но, простите, ее любят в основном только девочки, а девочки революций не совершают. Девочки любят вампиров вообще и “Сумерки” в частности за то, что главная героиня сначала немножко мечется между “вампиром” и “оборотнем”, но потом радостно выбирает обиталище вечности, принца с большим карманом высосанной из других жизни, оставляя масляного качка-оборотня в виде этакой прислуги на побегушках и доброго друга.

Целую серию девочки со слезами радости смотрят, как героиня выходит за “упакованного вечностью аристократа” замуж, сублимируя их основной инстинкт - нет, не размножения, а скорее иждивения. Целые несколько серий девочки с теми же крокодиловыми слезами наблюдают как героиня огребает кучу проблем, поскольку изначально представляет собой “не ровню”, средний класс, и вампирско-олигархическое общество мнется-мнется, но потом сбывает мечту, превращая ее в такой же как они труп, и вручая сюжетного ребенка, записанного сразу в два сословия. Жизнь удалась, задача реализована, двуногий кошелек найден - вот какой подтекст содержится в “Сумерках”, и подсознательно он чертовски нравится огромной массе девочек с соответствующими жизненными ориентирами, и поэтому же его ненавидит огромная масса парней, на чьих шеях эти девочки любят посидеть.

Происходящие в "Сумерках" телодвижения вообще открываются по новому, стоит понять эту простую аллегорическую фишку. Все остальное там, то, что лежит на поверхности - просто яркая обертка, отвлекающая внимание.

реблог, кино

Previous post Next post
Up