Пока общественность ждет старта тестов, я выполняю обещанное в декабре (Лучше, как говорится, поздно, чем иногда).
Глобальные итоги.
Очки: 264-240 в пользу Леклера
Победы: 2-1 в пользу Леклера
Поулы: 7-2 в пользу Леклера
Быстрейшие круги: 4-2 в пользу Леклера
Квалификационный счет («чистые квалы»): 10-8 в пользу Леклера
Гоночный счет: 9-7 в пользу Феттеля.
Чистые цифры весьма красноречивы: кажется, Леклер разбил Феттеля практически по всем фронтам. Но на практике все несколько сложнее.
Перед сезоном.
В сезон Феттель вошел, имея статус первого номера, публично подтвержденный Бинотто и цель в виде борьбы за долгожданный титул. Сейчас очень смешно читать духоподъемные речи руководителей и пилотов «Феррари» от февраля-2019, но тогда граждане, похоже, действительно верили, что будут бороться с «Мерседесом» всерьез.
Изначальное распределение ролей создавало объяснимое давление на Феттеля и снимало его с Леклера, тем более что с самого начала было понятно, что свои амбиции ради Феттеля Леклер подавлять не будет. У Леклера, собственно, была одна задача - не провести сезон как Гасли, все остальное ему пошло бы в плюс. Сверхзадач ему никто не ставил, чудес и шедевров никто не ждал, ждали что парень будет учиться, с неизбежными ошибками, и набираться опыта. А для того, чтобы Леклер провел сезон как Гасли, команда должна была начисто игнорировать его пожелания, чего, как мы знаем, не случилось.
Да и статус первого номера у Феттеля - вещь относительная, учитывая, что на запрет обгонять напарника Леклер забил уже во второй гонке сезона. Я уже много раз писал, что главная проблема Себастьяна, из-за которой не получилось в «Феррари» - это то, что он так и не сумел выстроить команду вокруг себя и собственных интересов. Идеальный пример подобного выстраивания: «Феррари» времен Шумахера. Сложно представить себе, что Михаэль мог пожаловаться на машину, неподходящую его стилю пилотажа. Или увидеть как в 2000м году, устав от трех проигранных титулов подряд, в Маранелло сделают его напарником не покладистого Рубиньо, а молодого и борзого Алонсо, которому дадут делать со старшим товарищем все, что он захочет.
Разбиваем цифры.
Сезон Феттель-Леклер отлично делится на три равные части, которые прекрасно иллюстрируются цифрами:
Первый отрезок (Австралия-Канада): явное преимущество Феттеля. Закачивается со скандалом в Канаде и внедрением второго пакета обновлений перед Францией.
Второй отрезок (Франция-Италия): явное преимущество Леклера. Заканчивается ссорой перед гонкой в Монце и внедрением последнего большого пакета обновлений перед Сингапуром.
Третий отрезок (Сингапур-Абу-Даби): шаткое равенство.
Отрезок первый.
Ключевые точки. Их тут две. Первая - Бахрейн, где Леклер был уверенно быстрее и объявлен новым Жилем Вильневым, а Феттель забил первый гвоздь в гроб своего сезона. Вторая - Монако с командным идиотизмом, психозом Леклера и
слухами о недовольстве менеджмента монегаска Скудерией и готовности вести переговоры с другими командами.
Особенность 1: ошибки Леклера в квалификациях. Баку, Испания, да и Монако тоже - не будь ошибки в «раскассе», тупизм команды не сыграл бы никакой роли и пыль после Q1 глотал бы Феттель.
Особенность 2: КТ в пользу Феттеля. Первый раз в Австралии (сложно сказать, мог бы там Леклер со своими 0,8 обогнать Феттеля, мы помним, как там люди и с двумя секундами гандикапа ничего не могли поделать). Второй раз в Бахрейне (где Леклер ее сразу же заигнорил). Третий раз - в Китае, где гонку Леклеру испортило, скорее красное раздолбайство (Подробно разбирал КТ «Феррари»
здесь. Вроде как и в парадигме роли Феттеля как первого номера, но все время создавало негативный фон для немца и для команды и привело к тому, что в Испании, в ситуации, когда командные приказы были нужны как одному, так и другому, «Феррари» откровенно боялась их отдавать.
Итог: «Гасли» Феттель Леклеру на этом отрезке, конечно, не устроил, и вообще тотального преимущества по скорости не имел, но крыл вполне уверенно как в квалах, так и в гонках. После Канады поводов назначать Леклера первым номером было откровенно немного.
Отрезок второй.
Ключевые точки. Сильверстоун, Спа и Монца. В Англии и Италии Феттель допустил труднообъяснимые ошибки, забив в гроб сезона еще два гвоздя, а в Спа победа Леклера совпала с фактом командной тактики в пользу монегаска.
Особенность 1: после французского пакета обновлений, категорически не подошедшего Себу и очень понравившегося Леклеру весь отрезок Феттель будет мучиться с машиной, имеющей нестабильную заднюю часть. В квалах это будет форменный кошмар (Франция - худшая квала сезона, 1,48 до поула и 0,834 от Шарля, Сильвер - 0,615 до Шарля, Спа - 0,748 до Шарля, в Австрии и Германии помешали техпроблемы), только в Венгрии Феттель будет ехать на уровне напарника, хоть и проиграет ему. Ну и Италия еще - но там, по понятным причинам сравнения неуместны.
Особенность 2: охлаждение в отношениях Феттеля и команды. Сейчас, видя картину сезона в целом, легко понять точки, по которым развивалась эта история. Начало было положено после Канады, когда Скудерия, обещавшая защищать Феттеля на аппеляции изо всех сил, сподобилась на защиту, основанную на анализе гонки от Каруна Чандхока. Продолжилось в Австрии, когда механики не прикрутили шланг пневмосистемы, а в гонке заминка на пите лишила Себа подиума. Дальше была коллизия с Максом в Сильвере, после которой Бинотто устроил Феттелю публичную порку перед домашней гонкой и заявил, что ждет большего. В Германии мотор отказал перед квалой. В Бельгии Феттеля использовали в качестве тормозного башмака для Хэма и тем самым обеспечивали победу Леклеру. Неудивительно, что в Италии полыхнуло - там у всех были причины быть недовольными друг другом, но триггером той истории послужили действия Леклера (или сознательная провокация, чего я, кстати, совершенно не исключаю).
Особенность 3: Феттель начинает регулярно слать команду с ее тактикой и определять ее самостоятельно по ходу гонки. Классические примеры: Сильвер и Германия. В Венгрии он вновь проявит далеко идущий стратегический подход и обыграет на этом Леклера. Феттель понимает, что проигрывая Леклеру в скорости, он может взять его опытом и старается это использовать.
Особенность 4: после Монцы, что неудивительно, Леклер поймал нехилую «звездочку» и решил, что Феттель будет обыгрываться всегда и сам собой.
Итог: Феттель промучился с неподходящей машиной весь отрезок и проиграл его весьма ощутимо, усугубив этот проигрыш двумя глупыми ошибками. Единственное светлое пятно в этой истории: Хоккенхайм, где Феттель проехал сильно и безошибочно на фоне ошибки Леклера. Но по итогу этого отрезка Леклер поверил в то, что он звезда и первый номер команды, а Феттель доверие команды утратил значительно (если не совсем).
Отрезок третий.
Ключевая точка. Бразилия. Ожидаемая с учетом того, как развивался отрезок от Сингапура до Интерлагоса.
Особенность 1. Феттель не сдался и бороться не бросил (то есть 2014 год не повторил). После Монцы Феттеля похоронили решительно все, а в прессе появлялись
утечки из команды, что в победу Феттеля над Леклером в квалах они больше не верят. Феттель же, получив машину с исправленным балансом, вполне ожил. Да, он проиграл Леклеру квалы в Синге и Сочи, но в гонках смотрелся ничуть не хуже по скорости. Да, победа в Синге стала возможна благодаря тактическому просчету команды, но и сам Феттель там сделал для победы абсолютно все и никакой победы там не было бы, показывай он там ту же скорость, что была во Франции и Бельгии. А потом вообще поул выиграл (и не разбей Боттас машину в Мексике, у Феттеля было бы 4 победы над Леклером в квалах подряд).
Особенность 2. Два технических схода у Феттеля (в копилку к очкам, потерянным в Австрии и Германии). Потеряно минимум 24 очка. Накинем 10 Леклеру за Бахрейн и итог будет 274-264,а с учетом потерянных Феттелем квал - еще меньше.
Особенность 3. Поймавший звездняк Леклер. Достаточно послушать его радииобмены из Синга и Сочи. Выглядело забавно - Леклер вдруг обнаружил, что напарник может быть ничуть не хуже в гоночных условиях.
Особенность 4. Феттель продолжает придумывать себе тактику, в то время как Леклер все еще безоговорочно полагается на команду. Самый яркий пример - Мексика, после которой монегаск признает, что Феттель думает в гонке лучше него, а ему еще предстоит поучиться.
Особенность 5. Скрытое серьезное напряжение в команде. Сингапур - недовольный всю гонку Леклер, Сочи - Феттель демонстративно игнорит команду, команда демонстративно лишает его лидерства. Мексика - Леклер недоволен тактикой. США - странная поломка у Феттеля, которую никто не объяснил. Бинотто все время рассказывает, какие у парней отличные отношения. Заканчивается все Бразилией. Из которой Леклер вышел с существенно меньшими имиджевыми потерями, нежели Феттель.
Итог: третий отрезок - квинтэссенция расстановки сил между Себом и Шарлем. Близкая статистика, ни у одного нет тотального преимущества в квалах, в гонках опыт Феттеля пока берет свое. Собственно, чего то подобного я и ожидал перед стартом сезона, кто ж знал, что у Феттеля случится его фирменная болезнь нестабильной задницы, а «Феррари» довольно долго не будет с этим ничего делать.
Итоги.
1. Леклер задачу на сезон перевыполнил - тут и говорить нечего. Его ошибки в квалах и гонках пока еще списывают на неопытность и они в любом случае были в тени ошибок имеющего бэкграунд косячника Феттеля.
2. Феттель, понятное дело, сезоном быть доволен не может. И хрен бы с тем, что он пол-сезона промучился с неподходящей машиной, вот ошибаться в Сильверстоуне и Монце и проверять Леклера на прочность в Бразилии точно не стоило. Бухгалтерии здесь то как раз и не хватило, чтобы по итогу опередить Леклера по очкам.
3. Я не верю в то, что внутри команды за зиму устранены все противоречия.
4. Я не верю в то, что Леклер, проигрывая, будет помогать Феттелю. Я тем более не верю в то, что Феттель, проигрывая, поможет Леклеру. В условиях плотной борьбы против систем, выстроенных вокруг одного пилота, нынешняя система «Феррари» неизбежно проиграет.
5. Много слухов о будущем Себа. Абсолютно уверен, что нынешний сезон - последний для Феттеля в «Феррари». Леклер будет матереть, а значит, бороться с ним будет все сложнее, а быть при нем верным Кимусиком в планы Феттеля точно не входит.
6. У меня пока есть большие сомнения в том, что Леклер способен стать настоящим лидером команды. Повторюсь - пока.