Путешествие на Кольский летом 2015 года. Часть вторая. Муста-Тунтури.

Aug 19, 2015 02:21


Путешествие на Кольский летом 2015 года,
или
«и машина пришла на честном слове и на одном крыле»

Часть вторая. Муста- Тунтури.

Начало смотри: http://damary54.livejournal.com/22486.html

День пятый. 20.07.2015.,  понедельник.
Первый день пешки.

Итак, наши пешеходные планы были такими:
примерно 15 км пешком по дороге, которая идет на Рыбачий,
потом сворачиваем на старую немецкую дорогу,
потом с нее - на отворотку дороги, которая доходит практически до главного хребта Муста-Тунтури,
прогуляться по хребту, встать на ночевку недалеко от дороги Рыбачий - Титовка,
А потом топать по дороге обратно, пытаясь поймать кого-нибудь, кто возьмется нас подвести до Титовки. А если нет - то дойдем пешком все 25 км.
На все заложено 4,5- 5 дней, учитывая наш не слишком быстрый темп. Продукты берем на 5 дней, без запаса.
Сегодня в наших планах - пройти до поворота на старую немецкую дорогу и немного по ней отойти от дороги Титовка -Рыбачий.

В 8 утра, быстренько позавтракав в кафе (чтобы не тратить время на готовку завтрака), выходим с рюкзаками и бодро шлепаем по дороге.

Сразу скажу, что когда обсуждали   возможность найти машину, которая подбросит нас к началу старой немецкой дороги, этот вариант отвергли. Хотелось именно своими ногами пройти дорогу, по которой нас везли на Рыбачий в 2011 году. Когда идешь пешком, то впечатления совсем другие и видишь гораздо больше, чем из окна автомобиля.

Проходим водопад на притоке реки Титовки, который в 2011 году мы видели под сильным дождем. Сейчас погода хорошая. Подходим, фотографируемся на память.





В 11-30 доходим до места, где река Титовка делает огромные петли перед впадением в залив. Зрелище потрясающее. Останавливаемся пофотографировать и поснимать на видео. Хотя эти просторы никакие фото и видео не передают.



Тормозит машина, которая едет  в сторону Рыбачьего, и  водитель предлагает нас подвезти. Мы, конечно, гордо отказываемся (а может,  и надо было немного подъехать, но принцип - важнее - пешком так пешком!).

В 12 часов, немного не доходя Пьяного ручья, останавливаемся на обед. Пытаемся набрать воду из реки, но понимаем, что вода уже немного соленая - с примесью морской. Приходится бежать к ручью, который мы прошли недавно, за водой. Готовить на соленой воде нельзя, даже небольшое количество морской воды испортит любую еду.
Подъезжает команда молодежи на велосипедах и тоже останавливается на обед. Молодцы! По этим каменистым дорогам на великах с полной походной выкладкой ехать не просто.

Идем дальше по дороге и радуемся, что решили идти пешком.





Пройдя вдоль большого озера, на котором в 2011 году снимали шторм на озере,



и еще немного поднявшись вверх,  в 16-30 часов сворачиваем на старую немецкую дорогу, построенную немцами во время войны  к Печенге.



А это Андрей залез рядом с дорогой, чтобы снять на видео, как я сворачиваю на старую немецкую дорогу:





Понимаем, что уже довольно сильно умотались. Может, и не надо было на первый день закладывать 15 с лишним километров.   Идем по дороге и присматриваем возможные места стоянки около озер. Между первым и вторым озером находим подходящую площадку и ставим лагерь.



Лагерь ставим из последних сил. Поняли, что умотались окончательно и бесповоротно.



Готовим ужин, и в 19 часов без сил брякаемся спать.

А ведь прошли-то всего 16, 5 км. И по дороге!  Правда,  вверх - вниз все время.
Эх, где мои -  хотя бы 40 лет?!

Всю ночь мне снилось, что я куда-то иду……
 Правду говорят: понедельник - день тяжелый.

Прошли примерно так:



День шестой. 21.07.2015.,  вторник.

Второй день пешки.

Встали в 8 утра, продрыхнув целых 13 часов. Отдыхаем мы хорошо…..
Но, к нашему удивлению,  встали вполне бодрые, и даже без особых  воспоминаний как вчера умотались.

В 10 часов выходим. Идем по старой немецкой дороге и любуемся красотами севера.



В связи с тем, что здесь на машинах ездят не часто,  современного мусора совсем нет. Дорога, конечно,  в основном вполне проезжая, хотя временами и очень каменистая.



Но все мосты разрушены, а объезды временами довольно сложные и каменистые.  Проехать можно, но только на специально подготовленных машинах.

Сама дорога выложена на совесть - простояла более 70 лет. Очень интересно смотреть на те места, где хорошо видна кладка.



Появляются разрушенные постройки времен войны.  Странно смотреть на эти сооружения в таких местах.



Валяются какие-то старые столбы. Скорее всего - остатки подвесной дороги, которую немцы построили здесь для снабжения армии.

Природа в этих местах суровая, но удивительно красивая.



Доходим до развилки, где от основной немецкой дороги, которая ведет в Печенгу,  есть отворотка в сторону хребта Муста-Тунтури.



Начинает моросить дождь, но не сильный.

Пройдя немного  по дороге, которая ведет в сторону хребта Муста-Тунтури, останавливаемся на обед в 13 часов.



В 14 часов продолжаем  движение по дороге.  Дождь вроде  закончился, но временами снова начинает моросить.  Дорога становится похуже, появляются разрушенные мосты. Обходим их по  пробитым рядом переездам. Кто-то сюда все-таки на машинах ездит.



И всюду следы прошедшей здесь войны.

Доходим еще до одного озера и видим стоящую машину. Подмосковная. Кто-то бродит около нее.



Подходить не стали. Пошли дальше. Еще один разрушенный мост и рядом переезд, который уже не на каждой машине преодолеешь.

Примерно в 16  часов начинаем искать место для  лагеря. Не будем повторять вчерашние подвиги. Время у нас много. Пока движемся в графике. У следующего озера встречаем ребят, которые ловят рыбу на озере. Поговорили с ними - они как раз из той машины, которую мы видели некоторое время назад.  Оказалось, что они ездят в эти места собирать всякие оставшиеся военные  трофеи.  Они нам рассказали, что на следующем озере вполне нормальная стоянка есть. Ориентир - камень, похожий на крокодила. Если честно, то этих «крокодилов» здесь очень много.

Хотя и на этом озере есть места, где можно поставить палатку  так, чтобы хоть немного укрыться от ветра (ветер не слишком сильный), но идем до «крокодила» и в 16-30 встаем на следующем озере.


Ставим лагерь, готовим ужин.


У крокодила...


В 20 часов ненадолго выглядывает солнце. Значит, пора спать ложится.

Прошли сегодня примерно 9 километров.



Завтра по плану: дойти до хребта, а потом пройти по хребту в сторону дороги  Рыбачий - Титовка.

Ночью все-таки  пошел дождь, и здорово похолодало.

День седьмой. 22.07.2015.,  среда.

Третий день пешки.

Встали в 7 часов. Погода холодная, но без дождя. Из пуховок вылезать не хочется.
Позавтракали, сняли пуховки,  влезли под рюкзаки - сразу стало тепло.
Вышли в 9-30.

Примерно в 10 часов доходим до озера, где дорога ныряет в воду. Под водой хорошо видна отмощенная когда-то дорога.  Обходим по тропе, среди каких-то явно военных укреплений.



В 10-45 дорога закончилась, немного поднявшись на хребет.



Фотографируем вход в скалах (возможно, это и есть подземный военный госпиталь, о котором я читала). Вокруг полно ржавых старых осколков снарядов. Внутрь этой пещеры мы не полезли.




Идем вверх на хребет. Неожиданно быстро  поднимаемся наверх. Виды во все стороны - дух захватывает. Вид на Мотовский залив и полуострова Средний и Рыбачий.



В 11-30 мы уже почти на самом верху - виден крест, стоящий на самой высокой точке.

Оставляем рюкзаки и поднимаемся на вершину.

Странное ощущение - невероятные красоты кругом и всюду следы прошедшей войны. Кстати, ходить надо очень аккуратно - всюду полно старой проржавевшей колючей проволоки. Каменные окопы.



Памятные знаки, посвященные обороне этих мест в 1941 году и  памяти взятия этих высот в 1944 году.
Достаем фляжку с коньяком и пьем за память тех, кто сражался в этих местах.



Великолепный вид на Малый Волоковый  залив.


Фотографируем озеро, на котором стояли на полуострове Средний под хребтом Муста-Тунтури в 2011 году со сломанной Володькиной машиной (см. Путешествие на Кольский в 2011году).


Возвращаемся к рюкзакам и идем вдоль хребта по следам квадроциклов. Сначала по верху, среди красивых больших  каменных лбов. Все скалы в отметинах от попадавших в них 70 лет назад снарядов. Раненные скалы.



Идти по следам квадрациклов получается только по скальным местам. Как только они спускаются на землю (а низины, естественно, заболочены), то расквашивают всю землю своими колесами. Обходим эти места повыше. Вообще-то в этих местах так кататься на квадрациклах, и портить тундровую растительность не стоило бы. Но ….

Доходим до уровня первого большого озера и в 14 часов встаем на обед. Я понимаю, что хоть мы и выпили коньяка совсем немного, но это очень чувствуется - все силы куда-то пропали.



В 15 часов выходим дальше. Первые два перехода просто умираю от усталости, ноги не идут. А потом вроде все прошло. Нечего в середине ходового дня коньяк пить! Но надо было.
Да еще и не всюду удается отойти от размолоченной колеи квадриков в болотистых местах.

Пройдя второе большое озеро, в 16-40  встаем лагерем около очаровательного маленького озерка и ручья, которое вытекает из большого озера.  В озерке плещется рыба





Вечером, как обычно, вылезло солнце.  Дует ветер, что тоже радует: всех комаров сдуло. Поужинав, гуляем по окрестностям. Вокруг полно бывших военных сооружений. Хорошо виден Мотовский залив, полуострова Средний и Рыбачий.





Потом начинаем обсуждать наши планы. Мы должны были завтра выходить на дорогу Рыбачий-Титовка,  и двигаться к машине, но уходить из этих мест не хочется. Сначала возникает план пройти через горки и выйти снова на старую немецкую дорогу и возвращаться по ней. Но это может занять еще 2,5 дня. Продукты-то еще можно растянуть на эти дни, но сигарет точно не хватит. Андрей говорит, что, он не хочет рисковать своей жизнью, если у меня кончатся сигареты.
Завтра у Андрея день рождения, и топать в день рождения по основной дороге неохота, хочется побыть в этих местах.
Придумываем другой план: пройдем по горам еще  полня -день - параллельно основной дороге.  И завтра устроим полу-дневку. С утра пройдемся, найдем красивое место для лагеря и отметим день рождения.

Прошли сегодня  примерно 6 км.



День восьмой. 23.07.2015.,  четверг.  День рождения.

Четвертый день пешки.

Встали в 8-45. Выход в 11 часов.
  По камушкам переходим речку,  переход мы разведали еще вчера.  Идем вверх приблизительно параллельно основной дороге.

Все склоны - это сплошные военные сооружения: каменные окопы,  огневые точки. Идти приходится очень осторожно - полно старой ржавой колючей проволоки. Всюду в огромном количестве остатки разорвавшихся снарядов, стрелянных (и не стрелянных) гильз.
  Где-то перелезаем через линии окоп.


Идем верхами, чтобы не влезать в заболоченные участки около большого количества небольших озер.  Светит солнышко.




Пока мы любуемся окружающими нас видами, с той стороны, куда мы хотели пойти, чтобы выйти  снова на старую немецкую дорогу, неожиданно начали раздаваться  взрывы и стрельба. Хорошо, что мы туда идти раздумали, а то сейчас бы  в мирное время под обстрел попали. Вспомнили, что ребята, которых мы встретили на дороге  к Муста-Тунтури, рассказывали нам, что где-то в этих местах военные себе полигон устроили.   Вообще, похоже, что, гуляя в этих местах, неплохо бы знать, где можно на полигон наткнуться.

В 14-05 перевалив в следующую долину,



встали на обед на втором (от основной дороги) озере.
Под большим камнем укрыли примус от ветра и приготовили обед.



Пока я обед готовлю, Андрей гуляет по окрестностям, находит грибы и предлагает на этом озере и остаться. Только лагерь поставить с другой стороны  небольшой скалы. Там место более закрытое.



Обедаем, перетаскиваем рюкзаки, ставим лагерь. Полудневка удалась! Это  большая редкость - обычно мы вечно куда-то торопимся.



Готовим праздничный ужин с грибным супом и  остатками коньяка.

Ужинаем, пьем коньяк за день рождения.

Идем на следующую прогулку. На карте показано, что за озером должна быть еще одна дорога. Дорогу не находим и решаем, что завтра выходим вдоль озер к основной дороге. Гуляем еще немного, любуясь озерами и огромным количеством разнообразных камней.





Завтра выходим к основной дороге и движемся в сторону Титовки. Если повезет, то может быть, кто-нибудь подбросит нас до Титовки. Если нет, то нам придется идти примерно 25 км по дороге. За день мы вряд ли это пройдем, учитывая, что нам еще и до дороги некоторое расстояние пройти надо.

Сегодня прошли примерно 4 км с рюкзаками и сколько-то еще так просто нагуляли.
Карта - очень приблизительно - трекер вырубился.


День девятый. 24.07.2015.,  пятница.

Пятый день пешки.

В 7 утра медленно и неохотно встаем. Уходить не хочется. Сейчас я жалею, что заложили на прогулку по этим местам  всего 4 дня. Надо было здесь недельку погулять. Но кончаются продукты и главное - сигареты.

Завтракаем и в 9-30 выходим. Идем вдоль озер опять по следу квадриков, обходя болотистые места, где квадрики размолотили своими колесами все, что могли.
Кстати, надо сказать, что воды очень мало. Видимо, дождей было немного, иначе все было бы гораздо больше заболочено. Да и мох очень сухой.

Через час, в 10-30 мы уже на основной дороге. 2 км мы шли долго, постоянно оборачиваясь. Очень уходить не хотелось.

Проходим по дороге примерно до того места, где в 2011 году ловили машину, которая могла бы дотащить сломанную Володькину машину через перевал.

За эти годы тут появились новые обелиски в память о войне. Видимо, к  70-летней годовщине освобождения этих мест поставлены.


Еще час идем по дороге, и тут нас догоняет «Тайота-Тундра». К нашей большой радости, машина оказалась пустой (шла за каким-то дополнительным барахлом к Титовке) и водитель соглашается нас подвести до Титовки.
Повезло! Не пришлось топать 25 км обратно по дороге (прошли  всего по дороге примерно 1,5 км).
Вот так прошли сегодня (примерно)



Итого по горам прогулялись примерно на 40 км. А можно было и еще погулять.

Вообще-то у меня есть подозрение, что в эти места мы еще наведаемся.

В 13 часов мы уже в Титовке.  Снова перекладываем вещи в машинный вариант упаковки.
Идем в музей обороны Титовки.
Рассматривает фотографии подвесной дороги, построенной немцами во время войны для снабжения армии. Уникальное сооружение!
Обедаем в кафе, чтобы не тратить время и едем посмотреть водопад на  реке Титовка.

С 15 до 16-45 гуляем около водопада. Очень красивое место. И водопад вполне достойный.  Только мне почему-то переобуваться стало лень, и я там по камням в босоножках прыгала. Хорошо хоть палки с собой взяла!







Фотографии по этой части поездке можно посмотреть тут:https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201510

В 16-45 едем с сторону Мурманска. Хотим съездить к Верхнетуломскому водохранилищу. Столько раз проезжали поворот на Тулому и говорили, что надо бы туда съездить и посмотреть что там за места.  В этот  раз осуществим.

В 17-25 -35 проезжаем пляжи на озере Нял-Явр и реке Ура. Даже съезжаем на один пляж. Место красивое, но загажено до предела!

Проезжаем Мурманск, сворачиваем на Тулому. Река Тулома за г. Тулома - широченная. Местность резко меняется. Кругом настоящий лес. Странное зрелище для северных широт. Видимо, в долине микроклимат такой. Лес  в основном сосновый. Сосны высокие.

В 19 -30- доезжаем до заливов Верхнетуломского водохранилища и понимаем, что искать стоянку здесь неохота. Мы увидели все, что хотели, стоять на водохранилище без каких-то целей вроде незачем. Решаем вернуться в Мурманск. Звоним в любимую гостиницу «69 параллель», выясняем, что места у них есть и едем в гостиницу.

В 20-30 мы уже в гостинице. Заселяемся, идем в ресторан и отмечаем окончание первого этапа путешествия.

Итого :  сегодня прошли пешком примерно 3,5 км.
Примерно 24 км  проехали на попутке.

Погуляли на водопаде.

На машине проехали примерно 250 км.



Первый этап путешествия прошел просто замечательно!

Продолжение  здесь: http://damary54.livejournal.com/22823.html

Фильм по этой части путешествия: https://youtu.be/KKrOH7WsYuQ
И  про водопад на Титовке: https://youtu.be/80YJTobY4gM

Фотографии: https://picasaweb.google.com/113535544203876492684/201510

Муста-Тунтури, Путешествия, Кольский

Previous post Next post
Up