Гендиректор секретного ЦНИИ "Курс" - головного предприятия по исследованию и разработке средств РЭБ и различного электронного оборудования для флота РФ, приоткрыл завесу над последними техническими достижениями и разработками. Лазер для резки арктических льдов, оружие радиоэлектронного подавления, аддитивные технологии, рлс нового типа и не только:
Гендиректор ЦНИИ "Курс" Лев Клячко. Доктор технических наук
Заслуженный машиностроитель РФ
Лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
действительный член Британского института морских инженеров
действительный государственный советник РФ 2 класса
- Какие планы и задачи стоят перед институтом в 2015 году?
- Мы уже заключили ряд контрактов с Северным ПКБ, ЦМКБ "Алмаз" и Зеленодольским ПКБ. В этом году мы планируем реализовать крупный инвестиционный проект по созданию стендовой и опытно-конструкторской базы для отработки радиоэлектронного вооружения и оружия надводных кораблей.
Это продолжение по созданию систем моделирования, реализованное на качественно новом уровне. Грубо говоря, мы предполагаем создание виртуальных кораблей основных классов в нашем институте. Инвестиции в реализацию этого проекта производятся в рамках Федеральной целевой программы "Развитие ОПК на 2011-2020 годы".
Отдельный блок задач связан с гражданской тематикой. Ряд очень интересных работ мы планируем завершить в 2015 году по судовому радиоэлектронному оборудованию. В частности, предполагается завершить разработку голографического антенного устройства, что позволит создавать радиолокационные станции (РЛС) нового типа. Конструкция голографического антенного устройства отличается более высокой технологичностью по отношению к традиционным фазированным антенным решеткам и имеет ряд других преимуществ.
Если говорить конкретно, то использование голографических антенных устройств при изготовлении РЛС обеспечивает снижение ее стоимости до 30 раз.
- А есть ли какие-то проекты, связанные с освоением Арктики?
- Разумеется! Есть одна очень интересная разработка - в этом году мы завершаем технический проект, связанный с использованием мощных лазеров для проводки ледоколов в тяжелых льдах. Нам удалось впервые доказать техническую реализуемость такого решения и его экономическую целесообразность. Принцип работы этого устройства основан на том, что мощный лазер делает надрез во льду по маршруту, по которому затем следует корабль, без труда разламывая лед. Этот проект, кстати, нашел поддержку главного проектанта ледоколов в нашей стране - ЦКБ "Айсберг".
- Занимается ли институт разработкой радиоэлектронного вооружения для перспективных боевых кораблей, которые проектируются и строятся в настоящее время, например для будущего эсминца?
- В настоящее время институтом ведутся исследования по целому ряду работ, в том числе и инициативных, в области радиоэлектронного вооружения, которые могут в перспективе поставляться на боевые корабли.
Более того, ЦНИИ "Курс" уже завершил ряд разработок, связанных с автоматизацией боевого управления. Среди них, например, комплекс автоматизации применения роботизированных комплексов - беспилотных, безэкипажных и необитаемых подводных аппаратов морского базирования. Нами также разработан автономный вычислительный комплекс, позволяющий автоматически применять оружие даже при выходе из строя основных боевых информационно-управляющих ресурсов корабля. Мы надеемся, что эти разработки найдут применение и при проектировании будущего эсминца.
- В какой области исследований, по вашему мнению, лежат перспективы радиоэлектронного оружия и, соответственно, радиоэлектронной защиты?
- Я бы выделил два ключевых направления. Во-первых, современные войны - это информационные войны. Как говорил барон Ротшильд, кто владеет информацией - тот владеет миром. Разрушив информационное пространство противника, вы полностью срываете все его боевые операции. Нет необходимости сбивать ракету - достаточно определенным импульсом вывести из строя его головку самонаведения. И, наоборот, научившись создавать противодействие таким импульсам, вы сохраняете боеспособность своего оружия. Институт в настоящее время проводит работу и по этим направлениям.
И, во-вторых, все большее развитие получают роботизированные системы. О ряде таких работ, проводимых в институте, я уже упомянул, но есть и другие. В прошлом году мы провели на Волге испытания малогабаритной цифровой автоматизированной системы управления движением безэкипажных надводных транспортных средств. Система обеспечивает все необходимые функции управления движением безэкипажного судна: отход от причала, переход по заданному маршруту, движение в заданной области по программе, выход в заданную точку, расхождение с опасным подвижным и неподвижным объектом, причаливание.
Разрабатывали эту систему в гражданских целях, но она может быть установлена и на боевых безэкипажных средствах.
- Планирует ли "Курс" разработку амфибийного комплекса для техники нового поколения на платформе "Армата"?
- Пока что мы создали такой образец для гусеничной техники легкого класса массой до 15 тонн. Данное плавсредство обеспечивает абсолютную непотопляемость при полной загрузке, безопасность плавания при волнении моря до пяти баллов включительно и скорость хода до 14-16 километров в час. Преобразование сухопутного комплекса в амфибийный, то есть навешивание понтонных средств, осуществляется силами экипажа за 30 минут, а обратное преобразование - мгновенно.
В институте создан научно-технический задел и демонстрационный образец плавсредства, позволяющий проектировать и строить новые модифицированные образцы для придания мореходных качеств новой бронетехнике, в том числе - создаваемой на платформе "Армата".
Такие плавсредства могут обеспечить десантирование бронетехники с десантных кораблей, форсирование водных преград, в том числе морских, транспортировку на борту десанта до 50 человек или до восьми тонн груза, участие в спасательных операциях, ведение охранных и боевых действий в прибрежной морской двухсоткилометровой зоне. Кстати, мы предлагали использовать эти средства и для печально известного проекта "Мистраль". Сейчас мы готовы приступить к такой работе, как только этот вопрос перейдет в практическую плоскость, то есть найдет свое отражение в ГОЗ.
- Российская бронетехника поставляется во множество стран, не планируете ли вы предлагать эти амфибийные комплексы на экспорт?
- Мы продумали этот вопрос и защитили технические решения, использованные в этом комплексе, целым рядом патентов. Учитывая возможность продвижения данной продукции на зарубежные рынки, нами также получен Евразийский патент, распространяющийся в том числе на страны СНГ.
В настоящее время Федеральной службой по военно-техническому сотрудничеству подписано соглашение с одним из этих государств, определен наш партнер со стороны этого государства.
- Ваш институт, помимо прочих услуг, предоставляет возможность 3D-печати деталей. Как вы оцениваете перспективы данной технологии в судостроении?
- Правильнее было бы говорить не о 3D-печати деталей, а об аддитивных технологиях, то есть технологиях послойного синтеза. Безусловно, аддитивные технологии имеют огромное преимущество перед традиционными за счет сокращения времени и стоимости при проведении НИОКР. Быстрое изготовление макетных и опытных образцов позволяет на порядок сократить время проведения НИОКР и, как следствие, значительно сжать сроки выхода новой продукции на рынок. Послойный метод построения детали сам по себе дал новые возможности, открыл для конструктора новые горизонты творчества, снял многие технологические ограничения.
В настоящее время по решению префекта Восточного округа Москвы на базе нашего института, который обладает самым мощным в судостроительной отрасли суперкомпьютером, мы создаем Центр компьютерного инжиниринга и аддитивных технологий.
Одна из ключевых задач проекта - ликвидация отставания Российской Федерации в использовании и применении аддитивных технологий и создание единой отечественной научно-исследовательской и производственной базы для использования и развития аддитивных технологий в промышленном производстве.
В этом центре, помимо прочего, мы будем заниматься компьютерным проектированием конкурентоспособных машин, конструкций, приборов и сооружений новых поколений.
Полное интервью можно прочесть здесь:
http://ria.ru/interview/20150406/1056838966.html ✫********************************************************************************✫
✫
Новые автозаводы России
✫
Атомные перспективы✫
Что производит Роснано?✫
Набиуллина - спаситель рубля ✫
Немцы ждут новые лады