Налоги и конкуренция

Sep 05, 2024 10:46

Как налоги влияют на конкуренцию?

Понятно как - они её уменьшают. Например, если взять чисто конкурентный рынок без налогов и с эластичным спросом, то прибыль участников рынка стремится к нулю. Потому что товара много, а любое, даже незначительное повышение цен ведет к мгновенному перетоку покупателей к конкурентам.
В этой ситуации покупателям хорошо - потому что они покупают товары по максимально возможной низкой цене. А продавцам не очень, так как без прибыли у них пространства манёвра и при малейшей проблеме продавец разоряется.

Если на такой чисто конкурентный рынок придет государство, и обложит его небольшим налогом, то часть предприятий разорится и закроется, так как не сможет платить налоги, оставшиеся счастливчики за счет сокращения предложения смогут поднять цены и им этого хватит платить налоги. То есть простой пример показывает, что повышение налогов приводит не только к сокращению конкуренции, но также к росту цен и сокращению производства. На эластичном спросе небольшое повышение налогов приводит к линейным повышению цен и сокращению производства.

А вот что будет, если спрос не достаточно эластичен? Я предполагаю, что в этом случае рост цен будет гораздо больше, чем повышение налогов. То есть налоги повысили на 5%, а цены выросли, например, на 10%.

Это всё мы, скорее всего, скоро увидим на рынке таксе. Вроде бы прямые налоги на таксистов не увеличили. Но зато ввели другие регуляторные требования, которые усложнили водителям доступ на этот рынок. В частности, это требования наличия страховки, медосмотра и прочее. Страховка тут может восприниматься как косвенный налог, все остальные меры приводят просто к ограничению конкуренции.
Все это привело к тому, что на рынке уже этой осенью будет не хватать более 100 тыс. таксистов. Догадываетесь, к чему это приведет? К росту стоимости услуг такси. Причем не на какие-то 5 процентов, а сразу в разы.

Вот так вот мы одним "умным" решением сразу и победили инфляцию!

Кстати, еще одним фактором, снижающем количество работников не только в услугах такси, а вообще по рынку - это СВО. Слишком много народу ушло туда, несомненно из патриотических побуждений, но также и с оглядкой на высокие выплаты. Трудно, очень трудно в таких условиях бороться с инфляцией.

налоги, конкуренция, инфляция, экономика

Previous post Next post
Up